Восьмой член Символа веры
2. Святоотеческие изречения об исхождении Святого Духа от Бога Отца
I. Св. Василий Великий учить: «Есть Отец, имеющий совершенное и ни в чем не нуждающееся бытие, корень и источник Сына и Св. Духа» («Homil. contr. Sаbel. еt Аrian. еt Аnom. n. 4. Basil. орр. Т. III in Patr. Curs comрlеt. Т. ХХХI, col. 609»), и далее: «Хотя о всем можно сказать, что оно от Бога, но собственно Сын от Бога и Дух от Бога, потому что и Сын исшел от Отца и Дух от Отца исходит, но Сын от Отца через рождение, а Дух от Бога неизреченно» (Ibid. n. 7, col. 616).
II. Св. Григорий Богослов пишет следующее: «Общее Отцу и Сыну и Св. Духу – то, что они не созданы и Божество; общее же Сыну и Св. Духу – то, что они из Отца, а особенность Отца – нерожденность, Сына – рожденность, Духа Святого – исходность» (Огаt. XXXV, in lаud. Неron. рhil. n. 16. in Patrol. Curs. complet Т. XXXV, col. 1221).
III. Бл. Августин: «Справедливо, что Отец дал всему бытие, и Сам ни от кого ничего не получил, – но равенства с Собою не дал Он никому, как только Сыну, Который родился от Него, и Св. Духу, Который от Него исходит» («Contra sermon. Arien. cap. 29, in Patrolog. Curs, complet. орр. Аugusrin», Т. VIII, col. 703). От Отца и Сын, от Отца и Дух Святой, но Сын родился, а Дух исходит... Не от Себя Самого Сын, но от Того, от Кого рожден, не от Самого Себя Дух Святой, но от Того, от Кого исходит («Contra Махimin», Lib. II, сар. XIV, n. Ibid. col. 770 еt 771). В другом же месте он пишет: «Отец не уменьшил Себя, чтобы родить из Себя, но так родил из Себя другого Себя, что весь остается в Себе и пребывает в Сыне таков, каков и один; равно и Дух Святой, всецелый из всецелого, не удаляется от Того, откуда исходит, но таков с Ним, каков из Него, не уменьшает Его исхождением Своим, и не увеличивает Своим пребыванием в Нем» (Epist. СLХХ, n. 5, in Patr. Curs. comp. орр. Аugustin. Т. II, col. 750).
IV. Св. Кирилл Александрийский (5 в.): «Веруем и в Духа Святого... от Отца исходящего... Мы научены тому, что Он исходит от Отца, но не доискиваемся как исходит, держась в тех пределах, которые нам положили богословы и блаженные мужи» (Dе sancta еt vivfica Тrinit. сарitul XIX, Patrol. Curs. comрlet LХХV, орр. Cyrill. Т. VIII, col. 1175).
V. Св. Анастасий, патр. антиох. (6 в.): «Все (общего характера) названия удобно прилагаются к каждому лицу, но с сохранением одному Отцу быть Отцом, потому что Он один есть начало, – Сыну – быть Сыном, потому что Он один рождается и Утешителю быть Духом Святым, потому что Он собственное исхождение имеет от Отца» (Orat. 1, dе Ss. Тrinitat, n. XXIII, in Patrol. Curs. comрlet. Т. LХХХIХ, col. 1326). – (Сост. по кн. «Ответ православного на предложенную старокатоликами схему о Св. Духе» – архимандр. Сильвестра, Киев, 1875 г., стр. 21, 33 – 34, 23, 24 – 27; сн. 35 – 36, 38 – 39).