Источник

Часть 13, Глава 11Часть 14, Глава 2

Восьмой член Символа веры

1. Божество Святого Духа и Его единосущие с Отцом и Сыном, по изображению Св. Писания

(Верую) И в Духа Святаго, Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцом и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшего пророки.

Божество третьего лица Св. Троицы, Духа Святого, и Его единосущие со Отцом и Сыном доказывается из Св. Писания тем же самым способом, как и Божество Сына Св. Писание приписывает Св. Духу.

1) Божеские имена. Это видно:

а) из прямых изречений слова Божия. Ап. Петр, обличая Ананию, говорит: «Анание, почто исполни сатана сердце твое солгати Духу Святому... не человеком солгал еси, но Богу» (Деян. 5:3, 4). Смысл речи такой: когда Анания, утаив часть из цены за проданное им село, вздумал скрыть свой поступок от апостолов, как от людей («и утаи от цены... и принес часть некую, пред ногами апостол положи», (Деян. 5:2)), – тогда первоверховный из апостолов, вразумляя виновного, сказал: нет, не нам солгал ты, но Духу Святому, в нас обитающему, – не людей ты обманул, но думал обмануть Бога. А не забудем, что под именем Св. Духа, обитавшего в апостолах, в строгом смысле надобно разуметь «иного Утешителя», Которого послал им Спаситель вместо Себя, и Который наставлял их на всякую истину, говорил их устами, управлял их действиями на поприще апостольского служения (Ин. 14:16, 26, 16:13)196

2) Божеское естество, равенство и единосущие со Отцом и Сыном.

а) Божеское естество. «Егда... приидет Утешитель, егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, иже от Отца исходит, той свидетельствует о Мне» (Ин. 15:26). «Словами: «иже от Отца исходит», – замечает блаж. Феодорит, – Спаситель засвидетельствовал, что Отец есть источник Св. Духа, и не сказал изойдет или произойдет, но, исходит, дабы показать, что естество Их одно и то же, что существо Их несекомо и нераздельно, и что лица соединены между собою, – ибо, что происходит, то не может отделяться от того, из чего оно происходит» («Кратк. излож. Бож. догматов, из кн. V против ересей, в Хр. чт.» 1844, IV, стр. 190).

б) Равенство со Отцом и Сыном. Это видно из заповеди о крещении: «шедше... научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19), где Дух Святой поставляется совершенно наравне со Отцом и Сыном.

в) Единосущие со Отцом и Сыном. «Самым важнейшим доказательством что Дух соединен со Отцом и Сыном, служит сказанное, что Он такое же имеет отношение к Богу, какое и к каждому человеку имеет дух, находящийся в нем. Ибо сказано: «Кто бо весть от человек, яже в человеце, точию дух человека, живущий в нем? Такожде и Божия никтоже весть, точию Дух Божий» (1Кор. 2:11). И сего довольно» («Василий Великий о Св. Духе», гл. XVI, в «Твор. св. отц.» VII, стр. 294, снес. стр. 138).

3) Божеские свойства, например:

а) Всеведение: «егда... приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину... и грядущая возвестить вам» (Ин. 16:13).

б) Вездеприсутствие. Мысль об этом свойстве Св. Духа ясно выражается там, где говорится, что Он обитает и действует в одно и то же время в душах всех верующих христиан, рассеянных по лицу земли: «Дух Божий живет в вас. Аще же кто Духа Христова не имать, сей несть егов» (Рим. 8:9, 11, 14, 16, 26, 27), «о немже и вы созидаетеся в жилище Божие Духом» (Еф. 2:22; снес. 1Кор. 3:16, 6:19, 12:11, 13).

в) Всемогущество. Оно открывается преимущественно из самостоятельного, полновластного раздаяния Духом Святым чудесных или чрезвычайных дарований верующим: «Комуждо... дается явление Духа на пользу: овому бо Духом дается слово премудрости, иному же слово разума, о том же Дусе: другому же вера, тем же Духом: иному же дарования исцелений, о том же Дусе: другому же действия сил, иному же пророчество, другому же рассуждения духовом, иному же роди языков, другому же сказания языков. Всяже сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо якоже хощет» (1Кор. 12:7–11).

4) Божеские действия, как то:

а) Творение и преимущественно в царстве благодати, или возрождение душ: «аще кто не родится свыше, не может видети царствия Божия... аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие» (Ин. 3:3, 5).

б) Промышление и также преимущественно в царстве благодати, или управление Христовою церковию. «Послеши Духа твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли» (Пс. 103:30). «Внимайте... себе и всему стаду, в немже вас Дух святый постави епископы, пасти церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею» (Деян. 20:28; снес. Деян. 13:2, 15:28, 16:6, 7, 20:23; Еф. 2:22).

в) Божеское почтение. Ибо – а) все мы обязываемся креститься во имя Отца и Сына и Св. Духа (Мф. 28:19); и след. обязываемся исповедовать и прославлять как Отца и Сына, так точно и Св. Духа197; б) все мы составляем храм Св. Духа, Который обитает в каждом из нас (Кор. 6:19); следовательно должны служить Ему как Владыке храма, как Богу198.

 

* * *

196

К подобным же местам, в которых Дух Святой называется Господом, относят – 2Кор. III, 7; 1Сол. 3:12, 13; 2Сол. III, 5; снес. св. Васил. Вел. „против Евном.“ кн. V и о Св. Духе гл. XXI в „Твор. св. отц.“ VII, стр. 191, 311, 312.

197

Примеч. Находят в Св. Писании места, по-видимому, неблагоприятствующие учению о Божестве Св. Духа; но таких мест весьма мало, и они не трудны. Указывают например: а) на слова Спасителя о Св. Духе: не от Себе глаголати имать, но елика аще услышит, глаголати имать (Иоан. XVI, 13). Но „и Сын, скажем вместе с св. Василием Вел., от Себе не глаголет, а свидетельствует: пославый Мя Отец, Той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю (Иоан. XII, 49)..., не потому, что учится у Отца, но потому, что все, что ни глаголет Отец, глаголет чрез Сына в Духе» („Кн. V против Евном., Твор. св. отц.“ VII, стр. 223 – 224). Это зависит от единства Их существа, тождества воли, нераздельности действования, и вместе от того, что Отец есть виновник Сына и Св. Духа и первое лицо Св. Троицы, Сын занимает второе место по Отце, Дух Святой третье. б) на другие слова Спасителя: никто же знает Сына, токмо Отец: ни Отца кто знает, токмо Сын (Мат. XI, 27). Но этими словами Дух Святой точно так же не исключается из участия в познании Отца и Сына, как и словами апостола: „Божия никто же весть, точию Дух Божий» (1Кор. II, 11) – Отец и Сын не исключаются из участия в познании Бога. Где упоминаются два Божеские лица или одно, то еще нет необходимости, чтобы упоминались и все три. в) на то, что апостол нередко выражает благожелания христианам от Бога Отца и Господа нашего И. Христа, не упоминая вовсе о Св. Духе (1Кор. I, 3 и др.). Но однако ж известно, что в послании к Коринфянам апостол выражает им такое же благожелание я от Св. Духа, как от Отца я Сына: благодать Господа нашего И. Христа и любы Бога и Отца и общение Святого Духа со всеми (2Кор. XIII, 13), – а требовать, чтобы апостол всегда упоминал о всех трех Божеских лицах вместе, кто из нас имеет право? (Сост. по «Догм. Богосл. Макария» т. I, стр. 309 – 320).

198

Примеч. Обличение ереси Македония (Примеч. Македоний, бывший еп. константинопольский, отрицал божественную природу Св. Духа я называл Его тварию или силою, но эту силу признавал равно подчиненною как Отцу, так и Сыну. Это нечестивое лжеучение было осуждено на втором вселенском соборе, который в 8 чл. символа веры изложил истинное учение о Св. Духе.), нечестиво учившего о Св. Духе, и изложение истинного учения о третьем лице Св. Троицы. Считаем полезным изложить православное церковное богословствование о Св. Духе по писаниям знаменитейших пастырей, с особенным вниманием излагавших учение о Св. Духе. Как на никейское определение догмата о Сыне Божием имели весьма важное влияние догматические рассуждения св. Афанасия Александрийского, так при определениях Константинопольского собора в члене о Св. Духе весьма заметно сказалось богословствование св. Василия Великого (То обстоятельство, что св. Василий Великий скончался не задолго до второго вселен. собора, конечно, не исключало собою возможности св. Василию иметь вдияние на определение собора: он ног оказывать влияние своими богомудрыми писаниями.). В ответ утверждающим, что не надобно со Отцом и Сыном ставить на ряду Св. Духа, потому что Он и до естеству им чужд, и по достоинству Их ниже, св. Василий В. указывает на заповедь Господа св. апостолам о спасительном крещении, где Он повелел ученикам Своим крестят вся языки во имя Отца и Сына и Св. Духа: „итак не противятся ли Божию повелению, спрашивает св. Василий, утверждающие, что не надобно ставить Духа на ряду со Отцом и Сыном? Отторгать Духа, низводить его в природу служебную – не значит ли это ставить хулу свою выше Владычной заповеди?»... «Неверующий в Духа не верует в Сына, а неверующий в Сына не верует во Отца: не может бо рещи Господа Иисуса точию Духом Святым (1Кор. XII, 3): неверующий в Духа не имеет части и в истинном поклонении; ибо не иначе можно поклонятся Сыну, как только во Св. Духе, и не иначе можно призывать Отца, как только в Духе сынопоклонения“. Столь же широкое поприще для доказательства Божества Духа Святого открывается св. Василию из Деяний и посланий апостольских. Останавливая свое внимание на словах апостола Петра Анании: „почто сатана исполни сердце твое солгати Св. Духу, ие человеком бо солгал еси, но Богу“ (Деян. V, 3, 4), – Василий В. усматривает, что один и тот же грех и против Духа Святого и против Бога, а таким образом, заключает святитель: „ты можешь узнать, что Дух и во всяком действовании соединен и неразделен со Отцом и Сыном». Если Дух Святой есть единого божеского естества со Отцом и Сыном, то раточестное со Отцом и Сыном подобает. Ему поклонение и прославление. Необходимость равного со Отцом и Сыном поклонения и прославления св. Василий доказывает и Писанием и Преданием; между доказательствами из Писания указывает на то, что Духу Святому приписываются одинаковые достопоклоняемые имена, как Отцу и Сыну (Дух называется Святым, Господом, Духом Господа, Духом Владычним), Дух Святой имеет божеские Свойства и производит божественные действия в мире и человечестве. Из Предания в доказательство споклонения и прославления Святого Духа со Отцом и Сыном св. Василий приводит свидетельства многих отцов и учителей древней церкви. Самое главное, что усматривает св. Василий у всех этих свидетелей, – это славословие: «Богу Отцу и Сыну Господу нашему И. Христу со Святым Духом слава и держава во веки веков, аминь». „Такое славословие, продолжает св. Василий, употребляем и мы каппадокийцы; весь почти запад от Иллирика до пределов обитаемых вами стран употребляет сие славословие. Почему же я нововводитель и слагатель новых речений, спрашивает Василий В., когда начало вождями и защитниками сего речения имею целые народы и города, и обычай, своею древностию простирающийся за пределы человеческой памяти, и мужей, бывших столпами церквей, отличавшихся всяким ведением и силою Духа? Итак, пусть угрожает мне меч, изощряют на меня секиры, возгорается огонь, сильнейший вавилонского, приводятся в действие все орудия мучений! Для меня ничто так не страшно, как не убояться угроз, какие Господь произнес на хулителей Духа!» Но еще глубже и шире по кругозору своему богословствование о Св. Духе у св. Григория Богослова. После философских рассуждений о свойствах сущности божественной, св. Григорий обращается к Писанию и отселе выводит рой, как выражается сам он, свидетельств, из которых всякому, кто не слишком тупоумен и чужд Духа, ясно будет видно, что божество Духа весьма открыто в Писании. „Обрати внимание, пишет св. Григорий Богослов, на следующее: рождается Христос – Дух предвещает (Лук. I. 35); крещается Христос – Дух свидетельствует (Иоан. I, 33, 34); искушается Христос – Дух возводит Его (Мат. IV, 1); совершает силы Христос – Дух сопутствует; возносится Христос – Дух преемствует: чего великого и возможного единому Богу не может совершать Дух? И из имен Божиих, какими не именуется Он, кроме нерожденности и рождения? Прихожу в трепет, когда представляю в уме и богатство наименований и то, что противящиеся Духу не стыдятся и толикого числа имен. Он именуется Дух Божий, Дух Христов (Рим. VIII, 9), Ум Христов (1Кор. 2, 16), Дух Господень (Ис. 61,1), Сам Господь (2Кор. III, 17), Дух сыноположения (Рим. VIII, 15), истины (Иоан. XIV, 17), свободы (2Кор. III, 17), Дух премудрости, разума, совета, крепости, ведения, благочестия, страха Божия (Ис. 11, 2, 3). Он есть Дух благий, правый, Владычний; Он есть перст Божий (Лук. XI, 2, 20), огнь (Мат. III, 11; Деян. II, 3); как Бог (и думаю в означении единосущия), Он есть Дух сотворивый (Иов. 33, 4), воссозидающий в крещении (Тит. III, 5) и воскресении (Рим. VIII, 11), Дух, Который все ведает (1Кор. 11, 11), всему учит (Иоан. XIV, 26), дышет, идеже хощет и сколько хощет (Иоан. III, 8), Дух наставляющий (Ин.13:2), прогневляемый (Ис. 63, 10), податель откровений (1Кор. II, 10), Просвещение (Евр. VI, 4), Жизнь (Рим. VIII, 11), лучше сказать, самый свет и жизнь. Он разделяется в огненных языках и разделяет дарования; творит апостолов, пророков, благовестников, пастырей, учителей (Евр. IV, 11)». Приведши еще множество указаний из Св. Писания на божественные свойства и действия Св. Духа, св. Григорий заключает: «указания сии весьма многочисленны и многозначущи, а если в Писании и встречаются унизительные речения, дается, посылается, делится, дарование, дар, дуновение, обетование, ходатайство, и другие сим подобные; то надобно возводить их к первой Причине, чтобы видеть, от Кого Дух, и не принять трех начал подобно многобожникам. Ибо равно нечестиво и соединять с Савелием, и разделять с Арием, соединять относительно к лицу, разделять относительно к естеству. Едино Божество и едина сила Отца, Сына и Св. Духа». – (Сост. по «Истор. св. вс. соб.» Иоанна еп. стр. 112 – 3).


Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle