Седьмой член Символа веры
10. Антихрист
I. Определение понятия «антихрист». Слово антихрист, т. е. противник Христу, обыкновенно принимается в двояком значении: общем и частном. В общем смысле антихристом называется всякий противник Христу, отвергающий или извращающий основные догматы христианства. Всякий, кто например не признает действительности воплощения Христова (2Ин. 1:7; ст. и 1Ин. 4:3), учит противно истине преподанной Христом, каковы все еретики, начавшие появляться еще со времен апостолов, может быть назван антихристом, подобно тому, как в Ветхом Завете некоторые (напр. цари) назывались христами (Пс. 104:15), хотя Христос в собственном смысле один. Но в собственном смысле антихрист один. Это тот последний жесточайший враг Христа и церкви Его, который придет при конце мира сего, пред самым вторым пришествием Сына Божия на землю. Такое различное определение слова антихрист особенно ясно указывает св. Иоанн Дамаскин. «Надобно знать, – говорит он, – яко приити имать антихрист; но и всяк, не исповедуяй Сына Божия во плоти пришедша Бога совершенна... антихрист есть. Обаче собственным и изъятым образом антихрист глаголется, иже при кончине века приити имать» («Богосл. И. Дамаскина» гл, XXVI). И в других книгах он называется: последний (Кир. кн. л. 47), сам (там же л. 32 об.), а другие антихристы называются «предотечами» его.
Самое ясное учение о лице последнего антихриста содержится во 2-й главе 2 послания ап. Павла к Солунянам. Здесь, по словам «Книги о вере», весь образ антихриста, описан ап. Павлом («Книга о вере». гл. XXX л. 269 об.). Желая успокоить солунских христиан, которые смущались мыслию о близости второго пришествия Христова, апостол говорит им: «Да никтоже вас прельстит ни по единому же образу: яко аще не приидет отступление прежде, и открыется человек беззакония, сын погибели, противник и превозносяйся паче глаголемого бога или чтилища, якоже ему сести в церкви Божией аки Богу, показующу себе, яко Бог есть... егоже пришествие будет по действу сатанину во всякой силе и знамениих и чудесех ложных, и во всякой льсти неправды»194 (2Сол. 2:3, 4, 9, 10).
Если антихрист будет определенный, чувственный человек, то понятно, что и рождение его произойдет чувственным образом. По учению отцов и учителей церкви, родится он от жены блудницы, родом Иудеянки, из колена Данова, и будет даже обрезан по обычаю Иудейскому (Кн. о вер. л. 270, Б. Собор. л. 126 об. и 127). В толковом Апостоле поясняется, что от колена Данова по плоти придет антихрист (л. 410).
II. Время явления антихриста. По учению православной церкви, антихрист явится перед кончиной мира. Основания для такого учения, она имеет в слове Божием и писаниях отцов и учителей церкви. Апостол и евангелист Иоанн Богослов в 1 своем послании утверждает, что «антихрист грядет» (1Ин. 2:18), а ап. Павел уже ясно и точно говорит, что антихриста убьет Сам Иисус Христос «Духом уст Своих» (2Сол. 2:8 ст.). Св. Иустин Философ (II в.). говорит: «Пред вторым пришествием Сына Божия явится человек отступления, на Вышнего гордая и беззаконная глаголющих» (Разгов. с Трифоном в рус. пер. стр. 137, изд. 1797 г.). Св. Иоанн Дамаскин в своем Богословии также пишет: «антихрист при кончине века приити имать»195 (XXVI).
III. Продолжительность царствования антихриста. Вопреки учению раскольников (беспоповцев), что царствование антихриста будет продолжаться неопределенное время, православная церковь учит, что антихрист будет царствовать определенное время, именно только три года с половиною. Основания для такого учения она находить и в слове Божием и в писаниях отцов и учителей церкви. Св. Иоанн Златоуст, в 76 беседе на Евангелие от Матфея, объясняет, что Спаситель, говоря о бедствиях Иерусалима, говорил и о последних днях мира, которые сократятся избранных ради. Мысль эта выражается и в 105 сл. св. Ефрема Сирина и в слове Ипполитовом: «Царство антихриста вскоре разорится». Кроме этих неясных указаний на кратковременность царствования антихриста есть указания вполне ясные и определенные. Так, в кн. пророка Даниила читаем: «и дастся в руку его даже до времене и времен и полувремене» (Дан. 7:25; сн. Дан. 12:7). Св. Кирилл Иерусалимский в объяснение этих слов пишет: «Царствовати имать антихрист три и пол лета точию. Не от сумнительных книг, но от Даниила глаголем, рече бо: «дастся в руку его даже до времене и времен и полувремене». Время убо едино есть лето, времена же прочая два лета беззаконии его... а пол времене шесть месяцев есть» (15 оглас. поуч. л. 149 об. и 150, чл. 16, сн. Кир. кн. л. 52). Яснее время царствования антихриста определено в Апокалипсисе, где сказано: «И дана... быст ему область творити месяц четыредесят два» (Апок. 13:5). Св. Андрей Кесарийский в пояснение этих слов говорит: „четыредесять же и два месяца являют, яко по попущению Божию полчетверта лета область имети будет» (антихрист). («Толк. Апок.» стр. 59). В другом месте он же пишет: «Три лета и пол, являемая днями тысяща двесте и шестедесятми... державствовати будет отступление» («Толк. на Апок.» стр. 55, сн. Апок. ХII, 6). Точно так же учат о времени царствования антихриста и уважаемые раскольниками старопечатные книги. Так в «Кирил. книге» читаем: «Полчетверта лета тако будет люто царствовати, дóндеже вторым с небесе славным пришествием Единородного Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа истинного, помрачится: "егоже убив Духом уст Своих» (2Сол. 2:8), родству огненному предаст» (л. 47 об, сн. л. 48 об., см. также в Кн. о вер. л. 270 и в Б. Кат. л, 102) (Сост. по кн.: «Руководство по обличению русского раскола». Изд. 2. К. Плотникова, стр. 230 – 250).
* * *
Примеч. Раскольники говорят, что здесь под человеком беззакония следует разуметь не человека, имеющего родиться от беззаконной жены, а диавола, потому что у св. Ипполита диавол называется сыном погибельным, а человеком назвал его Сам Спаситель в притче о пшенице и плевелах (Мф. 13, 28 – 29). Но такое мнение несправедливо. а) Понимать слова апостола в буквальном смысле побуждает самая цель написания послания, которая, как известно, состояла в том, чтобы рассеять неправые мысли солунян о скором пришествии Сына Божия на землю во второй раз. Сообразно с такою целию апостолу следовало изложить учение об антихристе, явление которого должно служить явным признаком скорого пришествия Христова, ясное, определенное, употребляя слова в самом строгом собственном смысле, потому что иначе он не только не рассеял бы недоумений, но даже возбудил бы новые. Главным же образом под человеком беззакония нельзя разуметь диавола потому, что апостол, говоря о пришествии его, замечает, что оно будет по действу сатанину (9 ст.). Если же человек беззакония придет по действу сатанину, то, очевидно, он – не сатана, потому что иначе выйдет: сатана придет по действу сатанину, но человек в собственном смысле, хотя человек беззакония, его же пришествие будет по действу сатанину. В таком смысле разумеют антихриста отцы и учители церкви. Св. Иоанн Златоуст в объяснении вышеприведенных слов ап. Павла говорит: „открыется человек греха, сын погибели (Сол. 2, 3)... об антихристе зде беседует... Кто же есть сей? Убо ли сатана? Никакоже: но человек некий, всякое его бо приемляй действо“... (Бес. Ап. л. 2333 и 2334 сн. Толк. Апост. л. 592). Бл. Феодорит в объяснение тех же слов ап. Павла говорит: «человеком беззакония св. апостол нарек его (антихриста), потому что по природе он человек, а сыном погибели потому, что и сам погибнет, и для других послужит виною погибели». В Богословии Иоанна Дамаскина есть также прямое указание, что антихрист будет не диавол воплотившийся, а человек, воспринявший на себя действо диавольское. «Не сам диавол будет человек, по подобию Господня вочеловечения: не буди то: но человек от блудодеяния родится и все действо сатаны прииметь» (Богосл. И. Дам. кн, 4, гл. XXVI). Столь же ясно говорится о лице антихриста и в „Книге о вере“: «А той антихрист человек будет, беззакония сын, и родится яко же глаголет Ипполит Римский от девицы нечистые жидовки сущие, от колена Данова» (л. 270). И так, по учению слова Божия и отцов и учителей церкви, антихрист будет человек, который явится в мир по действу сатанину и будет действовать на земле под непосредственным влиянием сатаны. Но раскольники с таким выводом не соглашаются, а утверждают, что антихрист будет нечто мысленное, отвлеченное (совокупность ересей), или даже сам диавол. В подтверждение своего мнения они ссылаются, во 1-х, на слова св. Ефрема Сирина: «воцарившуся змию на земли, с радостию сии людие (т. е. признавшие его царем) поборницы ему будут» (Ефр. Сир. сл. 105, л. 300 об.) и говорят, что под змием здесь разумеется диавол, потому что по Апокалипсису (XX, 2) и по толкованию Андрея Кесарийсного (Толк. Апок. зач. 34, л. 39) змий означает диавола. Но такое понимание слов св. Ефрема не согласно с мыслию его, потому что в том же 105 сл. несколько дальше он прямо называет антихриста человеком (л. 300 об.). Змием же антихрист называется, вероятно, по причине его особенной хитрости, лести и коварства, каковые свойства он обнаружит особенно в том, что для привлечения к себе людей притворится имеющим все лучшие качества человека, хотя на самом деле будет исполнен всех зол, или потому, что антихрист будет только «сосудом», в котором будет жить и действовать сам диавол змий древний, подобно тому, как Иуду предателя Иисус Христос назвал диаволом (Иоан. 6, 70). Другое более важное место, на котором беспоповцы думают утвердить свое мнение об антихристе, находится в «Ипполитовском слове», помещенном в «Больш. Соборнике». Здесь они указывают на следующие слова: «вскончание» века «явится сын погибельный сиречь диавол родится по привидению от девицы... сопротивник аще и плоть приимет, но есе в привидении... Непщую бо, возлюблении, яко мечтательную плоть своему существу восприимет сосуд» (л. 128). Из этих слов по-видимому выходит, что рождение антихриста, его плоть и пр. не будут существовать на самом деле, а будут только «в привидении», т. е. в мечте, воображении людей. Но следует ли из них, что антихрист будет существо невидимое для людей? Отнюдь нет. Если он будет даже не чувственное существо, не человек во плоти, а привидение, призрак, то и в таком случае он будет все-таки видим людьми: „его плоть многим явится тогда“, «зрети его будут человецы истинно“ (л. 130 об.). Но на самом деле антихрист будет действительный человек, как это видно из того же слова. «Во образе человечи явися Господь, говорится здесь, и той подобне во образе человечи изыдет“, как „обрезан Спас в мире бысть“, так «и той подобне обрезан будет» (л. 127). Далее св. Ипполит приписывает антихристу такие свойства и действия, которые приличны только человеку. Ему приписываются, напр., очи (л. 132), ноги (130), руки (133 л.), глас крепкий (130 л.), говорится, что он сделается царем (129 л.), будет требовать от всех поклонения а покоряющихся знаменать печатию своею, а «не хотящих его послушати, томленьми и неисчетными муками лютыми в казньми изнурит» (л. 131 и 132), убиет оружием Илию и Еноха (л. 132). В том же слове об антихристе описаны свойства его, которые обнаруживают в нем тоже человека. Он будет „кроток, тих, любезен, нищелюбив; людие и народ будут видеть толике его добродетели и поставят его царя... глаголюще к себе, едва обрящется сицев благ и праведен человек в роде нашем. Евреи будут думать, яко царство их хощет воставити. И по сих вознесется сердцем и будет уже жесток, немилостив, и бесчеловечен“ (л. 129 об.). Итак, в слове Ипполитовом антихрист представляется видимым и определенным человеком. Хотя о плоти его здесь говорится, что она будет мечтательна, но это в рассуждении с беспоповцами никакого значения не имеет. Впрочем, говорится об этом не утвердительно, а предположительно. Непщую, т. е. думаю, своим мнением полагаю, высказываю свою частную мысль, а не общее принятое учение св. отцов церкви. В делах же веры следует основываться не на частном мнении какого-нибудь св. отца, которое может быть ошибочным, а на мнении большинства св. отцов.
Примеч. Беспоповцы же вопреки столь ясному учению утверждают, что антихрист уже явился в мир и в доказательство этого ссылаются на слова Иоанна Богослова: «всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа в плоти пришедша, от Бога несть, и сей ест антихристов, его же слышасте яко грядет и ныне в мире есть уже» (1Иоан. 4, 3). Здесь, по их мнению, ясно говорится, что антихрист – уже есть в мире. Но такое мнение несправедливо. В словах апостола заключаются две мысли: первая, что антихрист грядет самолично, и вторая, что он уже есть в мире ересьми, предшествующими ему. Об этом ясно говорится в «Толковом Апостоле»: „сей (антихрист) уже явился есть в мире, предыдоша бо ереси его, иже суть ему любовны и дружелюбны: подобно убо хулят на Христа еретицы и сын погибели“. О самом же последнем антихристе в том же толковании говорится, что он еще не пришел, а придет при кончине мира. Нет антихриста и в настоящее время в мире, потому что ни к кому нельзя отнести тех признаков, которыми будет отличаться появление его. Признаки эти следующие: а) печать антихриста, б) чудеса, которые он совершит и в) ужасное состояние мира и всего рода человеческого, особенно же христиан, в его царствование. а) Антихрист поклонившихся ему запечатлеет своею печатию. Эту печать беcпоповцы видит в разнообразных предметах: в имени Иисус, кресте четвероконечном, в троеперстном сложении, в ересях, в таинствах крещения в миропомазания, в государственном гербе и т. п. О печати антихриста в Св. Писания и у отцов, и учителей церквей говорится не много. Признаки печати антихриста указываются в слове Божием и у отцов церкви. Св. Иоанн Богослов говорит в своем Апокалипсисе: «он (т. е. антихрист) сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их. И что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет сие начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо число это человеческое. Число его 666» (Апок. 13, 16–18). Эти слова ясно показывают, что печать антихриста будет особое начертание, или знак на правой руке, и что эта печать будет иметь троякий вид: простое начертание, или знак, далее начертание имени антихриста и, наконец, начертание числа 666 на правой руке или на челе. Из отцов церкви указывают положительные признаки печати антихриста св. Андрей Кесарийский и св. Ипполит. Первый в толковании на Апокалипсис усвояет печати антихриста, во 1-х, смысл иносказательный, заключающийся в том, что печать на десной руке есть отвержение добра, а на челе – отвержение истины и служение лести (Толк. Апок. XII гл, нач. 37, стр. 62). Во 2-х, печать антихриста будет иметь и внешний признак: в ней будет заключаться число имени антихриста 666, а какое это имя, благодать Божия не открыла (XIII гл. зач. 38, стр. 62). Этот же признак указывает и св. Ипполит в своем слове (Соборн. л. 131 об. по Невостр. стр. 206). Таким образом печать антихриста есть особенный знак на челе или на правой руке, и притом такой знак, который мог бы быть начертан и на всяком другом члене, и если печать эта будет изображена на правой руке, так потому только, чтобы как уразумел св. Ефрем Сирин, воспрепятствовать последователям антихриста изображать правой рукой знамение креста Господня, которое так страшно для антихриста. После этого вполне понятно можно ли признать какой-либо из указыванных беcпоповцами предметов печатию антихриста. б) О чудесах антихристовых есть ясные свидетельства в слове Божием, в писаниях отцов и учителей церкви и в старопечатных книгах. Сам Господь Иисус Христос говорит, что слуги антихристовы дадут знамения велия и чудеса, якоже прельстити, аще возможно и избранныя (Мф. 24, 24); один из этих слуг антихристовых, предтеча его, по свидетельству ап. Иоанна Богослова, в особенности будет творит знамения велия (Апок. 13, 13 – 15) и св. ап. Павел говорит, что пришествие антихриста будет во всякой силе и знамениих и чудесех ложных (2Сол. 2, 9). – По свидетельству отцов церкви: Ипполита (Собор. л. 129 – 130 об., 132 и 133), Кирилла Иерусалимского (15 огласит. поуч. чл. 14 и 17), Ефрема Сирина (105 сл. л. 300), св. Златоуста (в толк. на 2 Сол. бес. 4, л. 2341), Иоанна Дамаскина (Богосл. кн. 4, гл. 27) и др. антихрист действительно будет творить чудеса. Старопечатные учительные книги также свидетельствуют о действительности чудес антихристовых. Так, в Большом Катехизисе на л. 102 читаем: «Приидет антихрист имать же... и чудеса мечтанием, лжею и волхвованием творити». В Кирилловой кн. говорится; «Антихрист имать прельщати всякими знаменьми и чудесы лживыми» (л. 50 сн. л. 53). Чудеса, которые будет творить антихрист, будут бесчисленны и разнообразны. На это указывают уже самые слова ап. Павла: во всякой силе и знамениих и чудесех ложных. Св. отцы и учители церкви говорят, что чудеса антихриста будут так бесчисленны и разнообразны, что люди будут думать, что и Христос не сотворил бы чудес больше тех, какие будет творить противник Его, и изображают в самых ярких и подробных чертах чудесные его действия. «Антихрист, по учению св. Ипполита, прокаженные очистит, расслабленные воздвигнет, бесы отгонит, о дальных, яко настоящих известит, мертвые восставит» (Собор. л. 129), „преставит горы пред очами зрящих, шествует по морю не мокрыми стопами, сведет огнь с небес, сотворит день тму, а нощь день, солнце бо преобратит аможе хощет, и луну такоже, и единою просто: вся стихия – землю и море силою мечтаний своих пред зрящими покажет послушны» (там же, л. 130 об.). Чтобы понять столь необыкновенную силу антихриста, имеющую выразиться в таких необычайных делах, нужно помнить, что пришествие его будет по действу сатаны (2Сол. 2, 9), которому Бог попустит в то время действовать с наибольшею свободою, потому что разрешен будет сатана при конце мира, хотя и на малое время (Апок. 20, 3). Бл. Августин говорит, что разрешенный сатана, имеющий действовать чрез антихриста, таковую силу приимет, каковой не имел прежде (О град. Б. кн. 20, гл. 3. стр. 97 – 98). Но мы знаем из Св. Писания, что сатана, когда попустил ему Бог, в состоянии был не только поразить Иова гноем от ног даже до головы (Иов. 2, 7), но и мог низвести огнь с небесе и пожечь овцы Иова и пастыри поясти (Иов. 1:1 – 6), навести ветр велик от пустыни и разрушит храмину, в которой находились дети Иова (18 и 19 ст.). После этого неудивительно, если враг рода человеческого произведет при конце мира чрез антихриста еще большие дела, чтоб обольстить ими людей к почитанию себя, потому что честь, которую будут воздавать люди антихристу, будет принадлежать тому, кого антихрист будет носить в себе. Итак, несомненно, присшествие антихриста будет во всякой силе и знамениих и чудесех ложных. Но где и когда был на земле подобный человек? Кто из лиц, признаваемых беспоповцами за антихриста, совершил хотя некоторые из чудес, которые, по учению св. отцов, сотворит антихрист? Нет и не бывало такого человека на земле, значит не явился еще антихрист. Но беспоповцы на основания слова ложных (чудесах) утверждают, будто все чудеса, какие ни сотворит антихрист, нужно понимать не в собственном смысле, будто чудеса его будут ложны. Но такое толкование не только не имеет основании ни в слове Божием, ни в писаниях отцов и учителей церкви, которые говорят, напр., что антихрист и его предтеча будут сводить огонь с неба точно так же, как некогда сделал то же самое диавол, когда сжег скот праведного Иова (Толк. на Апок. Андрея Кесар. зач. 37, стр. 61), следовательно, понимали огонь в собственном смысле, – но даже и невозможно. Какой таинственный смысл можно видеть, напр. в том, что антихрист «прокаженные очистит, расслабленные воздвигнет, мертвые восставит» и т. п. (Авг. О граде Б. кв. 20, гл. 9, стр. 97 – 98). Если под прокаженными, расслабленными, я мертвыми разуметь напр., людей зараженных ложным учением, слабых в вере и мертвых прегрешенми (Ефес. 2, 1), (а другого толкования дать нельзя), то выйдет, что антихрист будет преподавать своим современникам истинное учение, – будет утверждать их в вере и очищать от грехов... Возможно ли это?» (Нильский). Правда, чудеса антихриста называются в Св. Писании ложными, но не в том смысле, чтобы это были проделки каких-либо фокусников, – нет, это будут действия, превышающие силу человеческую, – а в том, что они будут направлены не к созиданию, а к разрушению добра и к утверждению лжи и нечестия (Август. О граде Бож., кн. 20, IX). в) Ужасное состояние мира и всего рода человеческого во все время царствования антихриста еще более убеждает нас, что антихрист еще не являлся в мире, так как настоящее положение дел и состояние как всех людей вообще, так в особенности христиан, ныне совсем не таково, каким оно, по учению слова Божия и св. отцов, будет в царство антихриста. Как Слово Божие (Мф. 24, 21–22) учит, так и св. отцы и учители церкви ясно и определенно говорят, что при антихристе состояние рода человеческого будет крайне бедственное, что в то время: будет скорбь велия, якова же не была от начала мира доселе, и что, наконец, аще не быша прекратилися дние оны не бы убо спаслася всякая плоть. Не только люди будут терпеть тогда «велие гонение и лютое мучение», но и самые неразумные животные наравне с людьми и, может быть, за людей подвергнутся бесчисленным страданиям. Наконец, даже видимая природа испытает разного рода неестественные перемены и перевороты и будет страдать не волею, но за повинувшего ю суете (Рим. 8, 20) человека, своего владыки и царя. Бедствия, какие постигнут в последнее время землю, с одной стороны опустошаемую антихристом, с другой – караемую всемогущею десницею Божиею за нечестие и отступление людей от Господа, будут ужасны. Особенно тяжело и бедственно будет положение избранных Божиих, которые не покорятся антихристу. На них по преимуществу будут обращены все жестокости человека беззакония. «Тогда будет велие гонение и лютое мучение всем в вере живущим, православным христианам, иже воли его (антихриста) не послушают и печати на чело и на десную руку свою не приимут» (Б. Кат. гл. XXI, л. 102, сн. Кир. Иерусал. 15 оглас. поуч. чл. 12, л. 148, чл. 15, л. 149; кн. Кирил. л. 47 и 50 об., Кн. о вере, гл. XXX, л. 270 и др.). Они скроются от антихриста в места тайные и отдаленные, в горы и пустыни, но слуги антихристовы будут отыскивать их и здесь и приводить на поклонение врагу Христову, он же будет принуждать их отречься от Христа: „мученикам Христовым повелит, глаголя, отрецытеся Распятого (Собор. л. 136), и убо покаряющихся знаменает печатию своею, не хотящих же того послушати, томленьми и неисчетными муками лютыми и казнями изнурит, яже ниже быша, ниже око человеческое виде“ (там же л. 132). Особенным бедствием для людей во время царства антихристова будет голод. Ему сначала подвергнутся те, которые не поклонятся антихристу и не приимут его знамения. «Никтоже возможет ни купити, говорит св. ап. Иоанн Богослов, ни продати, токмо кто имать начертание, или имя зверя, или число имене его» (Апок. 13, 17), потому что антихрист поставит «на всяком месте приставники немилостивы», и только тот, «кто имать на себе печать мучителеву на челе и на деснице, купит мало брашна от тех брашен и от обретающахся тогда» (Ефр. Сир. сл. 105, л. 274 об.). Это обстоятельство будет для многих побуждением внимать внушениям слуг антихриста: „приидите вси и видите крепость его и силу. Сей бо живот вам подаст и вино вам дарует и богатство многоценно и чести великия», «и вси тесноты ради пишные к нему приидут и поклонятся ему, и примут печать его, и даст тем льстец малы снеди печати ради своей скверные» (Собор. л. 131). Впрочем, непродолжительно будет видимое преимущество поклонившихся антихристу пред теми, кои не поклонятся ему. Вскоре семь ангелов, по повелению Божию, излиют сем фиалов ярости Божия на землю, на море, на реки и источники водные, на солнце, на престол зверин, на реку велику Евфрат и наконец на воздух (Апок. 16), поражая царство антихриста и предавшихся ему. И вот, когда, по воле Господа, вся природа вооружится против антихриста и его почитателей, и когда верующие в антихриста подвергнутся всевозможным бедствиям от карающей десницы Всевышнего и в частности начнут испытывать голод и жажду, то придут к антихристу с болезненным гласом глаголюще: „даждь нам ясти и пити, яко вси от глада и болезни исчезаем, и повели небу дати нам дождь, и отжени от нас человекоядные звери“. Тогда сопротивник им отвещает, укоряя их со мнозем недоумением, глаголя: «откуда аз дам вам ясти и пити? небо не хощет дати дождя, земля паки не хощет дати ясита ее, откуда аз дан вам снеди?“ Тогда слышавше глаголы льстивого сего окаяннии уведят, яко той есть лукавый сопротивник, и плакати имут себе болезненне и рыдати велми, и по лицу руками начнут битися, и власы терзати, и ногты ланите драти, глаголюще к себе: „о беды, о льстивого изменения, о болезненные купли, о великого падения, како прельстихомся, како приведохомся к прелестнику, како того мрежами живи уловихомся, како слышаще проповедники ругахомся? како писания слышаще не вразумихомся?“ (Собор. л. 132 об. и 133). Сознание вины не облегчит, впрочем, состояния бедствующих, потому что, при всем желании скрыться, „нигде не возмогут убежати с пути сопротивного, но знамение его обносяще, удобь ведоми и знаеми тому яватся“ (там же л. 134), и терпя от праведного гнева Божия, будут еще больше страдать от мысли, что это знамение останется вечным их достоянием, как свидетельство отступления от Бога и Христа Спасителя, и что, следовательно, после страданий на земле, их ожидают еще вечные муки в аде, потому что по учению св. отцов, согласному с учением самого слова Божия (Евр. 6, 4–6), отпадшим от Христа и припявшим печать антихриста «несть покаяния» (там же л. 131 об.) и «без милости обрящется таковый в день судный» (Ефр. Сир. 105 сл., л. 271), «поклонившиися антихристу, яко Богови святому, не имут части во Христовем пришествии, но со змием вложени будут в геенну» (там же л. 276). После этого не удивительно, что тогда „тма будет на человецех, плачь на плачь, и горе на горе» (Иппол. в Собор. л. 133 об.), что от таких страданий „увянут доброты лиц и образов, будут видове человеком, яко же мертвых, и лепоты женские увянут“ (там же л. 134) и что наконец тогда „повергнуто будет злато и сребро на местах, и никтоже возмет, ни соберет кто, но вся мерзка устроятся” (л. 133 на об.). Ничего подобного не видим мы в настоящее время; значит антихрист еще не пришел в мир. (Нильский).