Восьмой член Символа веры
5. Сколько даров Духа Святого, и какие они?
На этот вопрос в «Православном исповедании» дается следующий ответ: «даров седмь». О них Писание говорит в Апокалипсисе: «и седмь свечников огненных горящих пред престолом, иже суть седмь духов Божиих» (Откр. 4:5). Сии дары Духа были, или лучше сказать, Сам Дух был во Христе обильнее и совершеннее, нежели во всяком другом человеке, как говорит пророк: «и почиет на нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия: и исполнит его Дух страха Божия» (Ис. 11:2, 3). Сие подтверждает св. Иоанн, говоря: «И слово плоть бысть и вселися в ны, исполнь благодати и истины, и видехом славу Его, славу яко единородного от Отца... И от исполнения Его мы вси прияхом и благодать возблагодать» (Ин. 1:14, 16). Ибо во Христе был Дух, как Единосущный Ему по Божеству, Который исполнял Его мудростию и благодатию, по словам: «Отроча же растяше и крепляшеся духом, исполняяся премудрости: и благодать Божия бе на нем» (Лк. 2:40). Все сие должно разуметь о человеческом естестве Христовом.
Первый дар есть мудрость, именно мудрость сходящая свыше, о которой говорит апостол: «мудрость свыше, первее убо чиста есть, потом же мирна, кротка, благопокорлива, исполнь милости и плодов благих, несомненна и нелицемерна» (Иак. 3:17). Сей мудрости противоположна мудрость плотская, по словам апостола, «яко в простоте и чистоте Божией, [а] не в мудрости плоти, но благодатию Божиею жихом в мире» (2Кор. 1:12). Против сей плотской и мирской мудрости тот же апостол, заимствуя свидетельство из Ветхого Завета (Ис. 29:14, 33:18), говорит: «погублю премудрость премудрых, и разум разумных отвергну. Где премудр? где книжник? где совопросник века сего? Не обуи ли Бог премудрость мира сего?» (1Кор. 1:19, 20).
Второй дар Св. Духа есть дар разума, или разумения таин и воли Божией. О нем так учит Писание: "и всякий мудрый умом, емуже дана есть премудрость и хитрость в них, разумети творити вся дела, яже ко святыни надлежащая, по всем, елика заповеда Господь» (Исх. 36:1). И о Данииле и бывших с ним отроках говорит: «даде им Бог смысл и мудрость во всякой книжней премудрости: Даниил же разумен бысть во всяком видении и сониих» (Дан. 1:17). И в другом месте: «Тогда отверзе им ум разумети Писания» (Лк. 24:45). И апостол: «да даст убо тебе Господь разум о всем» (2Тим. 2:7). Разуменно сему противоположно неразумие и неверие. Господь говорить: «о несмысленная и косная сердцем, еже веровати о всех, яже глаголаша пророцы» (Лк. 24:25). И в другом месте говорит апостол: «Тако ли несмысленни есте? наченше духом, ныне плотию скончаваете?» (Гал. 3:3).
Третий дар Св. Духа есть совет, содействующий к прославлению Бога и спасению человеческой души, и согласующийся с истиною. О нем Писание говорит: «не обинухся... сказати вам всю волю Божию» (Деян. 20:27). Ему противоположен совет нечестивых, о которых сказал псалмопевец: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» (Пс. 1:1). И в другом месте: «Господь разоряет советы языков, отметает же мысли людей и отметает советы князей» (Пс. 32:10).
Четвертый дар Св. Духа есть крепость: ибо, сохраняя всю твердость и все мужество в вере, мы должны противостоять различным искушениям. О ней Писание говорит: «Бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся» (1Кор. 16:13). И в другом месте: «Станите убо препоясани чресла ваша истиною, и оболкшеся в броня правды, и обувше нозе во уготование благовествования мира: над всеми же восприимше щит веры, в немже возможете вся стрелы лукаваго разжженныя угасити: и шлем спасения восприимите, и меч духовный, иже есть глагол Божий» (Еф. 6:14–17). Крепости противоположен страх, о котором псалмопевец сказал: «Тамо убояшася страха, идеже не бе страх» (Пс. 13:5). Господь наш Иисус Христос запрешает нам иметь таковый страх, говоря: «не убойтеся от убивающих тело и потом не могущих лишше что сотворити» (Лк. 12:4).
Пятый дар Св. Духа есть ведение. Свящ. псалмопевец так изъясняет оное: «неужели не обличит вразумляющий народы... научающий человека ведению?» (Пс. 93:10). И другой пророк говорит: «и дам вам пастыри по сердцу моему, и упасут вас разумом и ведением» (Иер. 3:15). Сие ведение или познание должно быть устремлено к тому, чтобы уразуметь волю Божию и закон Божий. Ему противоположно неведение закона и воли Божией, о котором говорит псалмопевец: «Пролей гнев Твой на языки незнающия Тебе, и на царствия, яже имене Твоего не призваша» (Пс. 78:6).
Шестой дар Св. Духа ест благочестие. Оно вместе с истинною верою основывается на прилежной молитве и добрых делах. О нем так говорит апостол: «благочестие на все полезно есть, обетование имеющее живота нынешняго и грядущаго» (1Тим. 4:8). Посему правильно называются благочестивыми только те, которые, воссылая к Богу непрестанные молитвы, удаляются от всякого нечестия и греха. Здесь разумеется благочестие не наружное, какое имели фарисеи, но истинное и сердечное, чтоб иначе и о нем не сказал Господь: «людие сии... устнами чтут Мя: сердце же их далече отстоит от Мене» (Мф. 15:8). И еще: «фарисее слепый, очисти прежде внутреннее сткляницы и блюда, да будет и внешнее их чисто" (Мф. 23:26).
Седьмой дар Св. Духа есть страх Божий. Он должен быть подобен тому страху, какой имеют дети к своим родителям, а не тому, какой имеют рабы к своим господам. О первом говорить псалмопевец: «Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящимся Его» (Пс. 33:10); о втором говорит апостол: «Страха несть в любви, но совершенна любы вон изгоняет страх, яко страх муку имать: бояйся же не совершися в любви» (1Ин. 4:18). Бояться Бога сим образом, т. е. из любви, повелеваеть Писание, когда говорит: «Боящиися Господа, восхвалите Его, все семя Иаковле, прославите Его, да убоится же от Него все семя Израилево» (Пс. 21:24). Кто имеет таковый страх к Господу, тот сохраняет заповеди Его, как сказано: «аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет» (Ин. 14:23). – («Правосл. исповедание» ответ на вопр. 23 – 80, ч. 1).