Источник

4. Правила, какие из познания имен божиих выводит христианское богословие для жизни христианина, мусульманское – для мусульманина

Бог в своем слове, или в свящ. Писании, открывает верующим имена свои, Богословие объясняет смысл их, молитва служит выражением понимания смысла тех имен и выражением чувства сердца, сопровождающего это понимание. Но правильность понимания и чистота чувства, последующая за пониманием, обнаруживается еще в целой жизни человека, или, скажем общее, в жизни целого народа, руководствующегося теми понятиями о Боге или, что тоже, именами о Нем. В этом отношении жизнь и каждого человека, и жизнь целого народа является выражением образа и степени понимания имен Божиих. Чтобы помочь человеку правильно перевести в свою жизнь понятия свои о Боге, помочь ему сознать обязанность перевести свое ведение в жизнь, Богословие, уясняя понятия о Боге, начертывает правила для его деятельности, соответственной тем понятиям; возводя разум его к вере в Божественное, указывает ему вытекающую оттуда обязанность жить жизнию, выражающею в своей мере те свойства Бога, какие он знает в Боге через имена Его (Матф. 5:48). Эти правила, выведенные умозрительным Богословием из познания имен Божиих, более или менее мудрые соответственно качеству самого умозрения, ощутительнее дают основание судить и о самом умозрении, из которого они выведены. Если такие правила высказываются или выводятся из догматов веры и одним лицом, они имеют характер общего голоса всех исповедников того учения, когда согласно принимаются всеми ими. Потому если мы теперь сделаем, хоть небольшое, сравнение уроков, какие дает исламская мудрость, указывая мусульманам прекрасные имена Бога, с правилами, какие дает нам наше Богословие, объясняя свойства Бога: то яснее правила для жизни, выводя из познания тех имен, а качеством своих правил указывает на лучшее умозрительное познание их.

Правила употребления 99 имен Божиих мусульманами в своей жизни дает книжка с сими именами, изданная в Казани 39. Приписки, на татарском языке, к каждому имени, указывая, кому, когда, каким способом употребить имя, извлечь из него благотворную силу в свою пользу, дают ясное понятие о том, какое делает приложение к жизни мусульманский – татарский мир из своего познания 99 имен Божиих. Удобство сличения его с христианским дает «Догматическое Богословие Православной Церкви», в уроках, какие там выведены из познания того или другого свойства Божия. Остерегаясь расширить здесь сличение, не выписываю самых объяснений свойств Божиих, из которых выведены правила; кому потребно будет видеть связь правила с объяснением, тот может обратиться к самой книге. По той же причине в передаче правил, я сократил некоторые выпуском несколько слов.

Христианские правила.

Всеведение Божие.

Догм. Богосл. § 30.

7 издан. стран. 54.

«Вот истина, с одной стороны самая утешительная, с другой весьма страшная, утешительно, то, что Бог знает все наши нужды… Всегда и везде слышит молитвы наши. Но и страшно то, что не утаится от Него и все худое, что бывает у нас в тайне сердца, не обманем мы Его лицемерием. Страшно заставлять чистейшие света очи Господни зреть наши скверны»

Святость.

36.

Стран. 56.

«Святость Божия и нас обязывает уподобляться Богу святостию и чистотою жизни. Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный (Мафт. 5: 48)»

Всемогущество.

38.

Стран. 57.

«Не ослабевай ни в каких обстоятельствах в уповании на Бога. Он может сделать несравненно больше всего, чего мы просим. или о чем помышляем (Ефас. 3:20). Праведнику нечего боятся: если Бог за нас, кто против нас? (Римл. 8:3). Благоговей пред Богом и смиряйся под крепкую руку Его (1Петр. 5:6)».

Исламские правила.

Всеведущий.

Прекрасные имена Божии 19-ое имя.

Кто по вечерам будет произносить это имя (Всеведущий): тот легко сохранит свое знание, и не забудет того, что знал.

О Святый

4-ое имя.

Кто сто раз произнес «О Святый» того сердце будет чисто от печали и черноты.

О Мощный!

69-ое имя.

Кто всегда будет говорить: О Мощный! тот от Бога получит желаемое. А если, делая омовение, при умывании каждого члена, будет произносить: о мощный! тот возьмет верх над своим врагом.

Премудрость.

36.

Стран. 58.

» руках Господних жребий твой: будь же уверен, что Господь все ведет к лучшему, и ведет самым лучшим образом; никогда не ропщи и не предавайся нетерпеливости. Если у кого из вас не достает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков (Иак. 1:5). Страх Господень есть мудрость, и удаление от зла есть ведение. (Иов. 28:28)».

Благость.

40.

Стран. 58.

«Должно так же часто благодарить Бога, как часто мы дышем. Неблагодарность к Богу есть весьма тяжкий грех. Будь и ты благ ко всем, даже ко врагам, как Бог благ даже к неблагодарным и злым (Матф. 5:44. 45). В грехах не отчаивайся: молись, кайся, отпущай, и получишь прощение».

Величие и Слава Божия.

45.

Стран. 61.

«Если неразумные твари хвалят Бога, то тем более благогласною и неумолкающею струною должен быть человек. Славь Бога языком, а наиначе согласною с законом Божиим жизнию».

О Мудрый!

46-е имя.

Кто будет произносить это имя, повторяя его несколько раз, того внутренности с сердцу Всевышний Бог откроет свет мудрости.

О Благий»

83-е имя.

Если кто из рабов Божиих постоянно будет говорить имя: О Благий!, то можно надеяться, что Всевышний Бог обратит к нему свою милость и благоволение.

О Владыка славы и величия!

86-ое имя.

Кто неотлучно будет с этим именем, тот будет богаче всех тварей.

Единство Божие.

47.

Стран. 63.

«Покланяйся и служи всею душой и всем существом единому Богу; не боготвори ничего сотворенного. Гордый боготворит себя; корыстолюбец кланяется золотому тельцу (Колос. №:5. Ефес. 5:5.1Тимоф. 6:10. Исх. 32:3.4. 19–21.); чревоугодник обожает чрево; развратник служит страстям». О Единый!

66-ое имя.

Если (мусульманин) будет произносить это имя, то он в народе отличится хорошими качествами; если будет их говорить наедине, то у него не будет боязни, будет бесстрашен.

В прочитанных теперь выписках поставлены в ряд (параллель) с христианскими наставлениями такие из исламских поучений, к которому приписаны; нов большей части приписок уроки, высказанные в них, указания, когда, как, для чего употребить имя, так странны, нелепы, что не заслуживают того, чтобы сопоставлять их с наставлениями, выводимыми христианским Богословием из тех же имен Божиих. Неприличным считаю рядом с наставлением, которое христианская наука выводит из объяснения Правосудия Божия (Догм. Богосл. Стран. 59 § 41.) поставить исламское указание, как и для чего употребить имя Божие «О Правосудный!» (23-е в списке). В подписи к нему сказано: «Кто в пятницу вечером напишет имя «О Правосудный» на двадцати кусочках хлеба и съест их: тому все люди будут послушны». Сопоставлением двух учений яснее выказывается обличительные черты того и другого, но и без такого сопоставления здравый разум и чистое нравственное чувство ясно оценят качество следующих руководительных уроков, выведенных из некоторых имен Божиих исламским мудрецом в назидание своих единоверцев.

О Истинный! (51-е имя):

«У кого крадет что-нибудь вор, тот пусть напишет на бумажке имя украденной вещи и слово «о Истинный!», и, когда настанет вечер и стемнеет, пусть возьмет в руку бумажку и смотрит на небо: покраденной найдется».

Как ставит христианин в руководство себе свое понятие о истинности в Боге, о том можно видеть в Догматич. Богословии Православн. Церкви, стран 60, § 42.

О Прощающий! (43-е имя).

«Постоянно читающий или держащий при себе 40 это имя будет велик и почетен между людьми; будут ли у него ограничены житейские потребности,‑ они сделаются обильными; будет ли он странствовать вдалеке от родины, он благополучно возвратится в нее «.

Об именах Бога: «Творец, Создатель Образователь» (имена 11-ое, 12-ое, и 13-ое), передает эта книга такие сведения:

«Три имени о Творец! О Создатель! и Образователь! обладают такими, общими им, свойствами: если женщина, не родящая детей, будет поститься семь дней, и в каждый вечер, когда открывает рот для принятия пищи (разговляется), по двадцати одному разу будет произносить те три имени, дуя на воду, и потом ее выпьет; то по благоизволению Бога Всевышнего, она будет родить детей».

От имени Бога «О Назирающий!» (39-ое имя) обещается такая польза:

«У кого дитя будет злонравное, тот произнеси это имя семь раз над пустою чашкой, потом наполни ее водой и дай дитяти выпить ее: оно сделается добронравным».

В приписках к некоторым именам даются уроки из того учения, которое называют мистическим и которому среди исламских аскетов или Суфиев посвящают себя так называемые аль-гарифуна билляг «Созерцающие Бога». Но и в этих уроках составитель их не выказывает в себе силы заверить других в справедливости своих указаний, потому что по его словам общение с высшим духовным миром так легко, что достается за несколько слов; столько же доступно, как доступны и земные удобства, какие обещает он так же силою имен Божиих.

так при 76-м имени «О Единый» он написал: «Кто, сидя в уединении, тысячу раз произнесет о Единый! тот ясно увидит и поймет следы ангелов». Христианские подвижники, которых Церковь называет «Собеседниками Ангелов», удостаивались таинственного общения с небесным миром за свою «чистоту сердца», а чистоту сердца приобретали постоянным бдением надо собою, постом, молитвою: мусульманин надеется войти в сношение с небесным миром, произнесши несколько раз одно из имен Бога!

Под 28-м именем «о Судия!» он подписывает: «Кто в полночь станет читать имя «о Судия!» столько раз, сколько будет желания, станет читать дотоле, как одолеет его сон и он заснет, тот дойдет до познания тайн Бога Всевышнего». Христианская Церковь «великими тайниками Божией благодати», чудными деятелями к спасению других, исповедует тех, которые исполнив Христово Евангелие, полагали душу о людях своих: мусульманский мудрец уверяет своего единоверца, что он дойдет до познания тайн Божественных, если в полночь будет произносить указанное имя дотоле, как уснет, дотоле, когда не будет понимать его!!!

К этому же отделу причисляю и приписку к 11-му имени «О Творец». Поведанное в ней благотворное последствие встречается в различных татарских книжках и ставится в связи то с тем, то с другим делом исламской набожности (Фахиль уш шугюр, Казан. 1852, стран. 102, стр. 1 сниз.); здесь писателю рассудилось соединить его с словом Творец. Он говорит: «Если какой-либо раб Божий по ночам будет произносить слово: о Творец! то Всевышний Бог сотворит ангела: этот ангел до дня всеобщего воскресения будет заниматься делами благочестия (молитвой): награда, какую он своим благочестием заслужит у Бога, предоставлена будет тому человеку».

Рассмотревши, какие выводит уроки для жизни христианское учение из познания имен Божиих, и какие исламское учение о них, если сделаем вопрос: которое из этих учений лучше? Какой ответ на это дашь ты, мусульманин, на это и каков будет мой ответ?

Знаю, что ты, мусульманин, не поймешь вдруг превосходства христианских уроков над вашими исламскими; даже скажу, что ты не можешь того понять, при твоих тесных ограниченных религиозных сведениях. Зная одно свое учение, учение Корана, ты нисколько не знаком с учением Божия Откровения. При свете откровенного учения взор твоего ума поражается так же как поражается глаз нетопыря (яр-канат) при солнечном свете, и ты кроешься от него во мрак своего суемудрия. Ты никогда не сличал своего учения, которое считаешь откровенным, с учением истинного откровения; оттого твой суд о достоинствах христианского учения, установленного Кораном, так сильны, что все, переданное тебе из естественного источника религиозны сведений под фирмою Корана, считается у тебя истинным, хотя бы было ложное; считается чистым, хотя бы было грязное; считается действительным, верным, хотя бы было мечтательное, суеверное; а напротив, истина, указанная Богом в Его Откровении в книгах В. и Н. Заветов, отвергается тобою предрассудочно, без всякого сведения о ней. Предполагаю, что ты, при настоящей беседе, не стесняясь запрещениями твоих вероучителей ‑ читать христианские книги, со вниманием вникнешь в смысл объяснений Божиих имен, в смысл уроков, выведенных из тех объяснений в назидание нашим Богословием, и сопоставив их с уроками, какие при именах божиих даются в ваших исламских книгах, будешь судить о достоинствах тех и других: укажи мне в них основания для поверки обыкновенного у вас общего отзыва о достоинстве вашей и нашей науки в словах:

«Наука у русских для здешней лишь жизни, Наука муслимов для будущей жизни», и дай ответ на вопрос: в которой книге, в христианской или исламской, больше дано правил для приготовления себя к будущей жизни, и меньше указано полезного только в здешнем мире?

Посмотри, в подписях ко многим именам в твоей книге постоянно повторяются слова: это имя даст силу взять верх над врагами (69.82), это имя бедняка сделает богатым (86), этим именем возвратится украденное (51); это имя сделает человека уважаемым людьми (36); это имя избавит от убытка, другое предохранит от надобности обращаться к кому-либо с своей нуждой (8).

Скажи, мусульманин, все выгоды, какие здесь указаны при том или другом имени, нужны в здешней жизни или будущей? Что хочет мусульманин получить посредством того или другого имени? 86-м именем бедному обещается богатство: что, оно необходимо ему для того, чтобы вступить в рай? При бедности его не пустят туда? 69-м и 82-м именами обещано мусульманину превозможение над врагами: это требуется для того, чтобы они не помышляли ему наслаждаться утехами будущей жизни? Враги и в раю будут тревожить его? Рассуди хорошенько о содержании других подписей к именам Божиим: сколько найдешь в них такого, что нужно для будущей жизни? В них указывается годное только для здешней жизни. Рассуди: не бессмысленно ли все твои единоверцы повторяют слова, что

«Наука у русских для здешней лишь жизни, Наука мюслимов для будущей жизни»,

Когда ваши Богословы основной член своего вероучения, учение о Боге, познаваемом чрез имена Его, примеривают преимущественно к выгодам мусульманина в здешней жизни?

Для сличения выведенных из учения об именах Божиих уроков исламских с христианскими сопоставлении только уроки, данные в исламской книжке, изданной в Казани, написанные кем-то на татарском языке; но ученые из татар-мусульман, муллы, мюдаррисы, уважающие только арабские сочинения, а все, что пишется или написано на из природном языке, считающие не стоящим их ученого внимания, хотя бы оно было и перевод с арабского,‑ скажут, что «для такого сличения надобно брать арабские сочинения». ‑ Что ж? Вот под руками у нас есть и арабское сочинение об именах Божиих и толкование на них ‑ стихотворение Шейха Нур-эд-дина Дамиеттского, а изъяснение на него Ахмеда Альбуния. Находим ли в них, что лучшее того, что открыл в именах татарин-мусульманин? Нур-Эд-Дин некоторыми стихами, иногда излагающими смысл имени, иногда молитвенными, делает имена удобопонятными; но чаще они представляют какую-то замысловатую игру только словами: читатель их больше завлекается остротою приспособления стиха к имени: такая форма всего стихотворения занимает читателя, более своею изысканностию изложения, а не возбуждением ума к размышлению. В нем преобладает достоинство риторическое, но не Богословское. А толкователь стихов ‑ Шейх Альбуний? В своем толковании на эти имена он стоит не выше татарина-мусульманина. Когда я переводил его изъяснение на русский язык, не редко его приписки заставляли меня подумать: печатать ли все сочинение без опусков? Или только некоторые части его? Потому что многие из них таковы, что их не пристойно говорить, не пристойно указывать на них. Но татарин-мусульманин не поверит моему отзыву о нем, если своими глазами не увидит того, на что укажу ему только словами. Христианин, у кого ум светел, сердце чисто, не омрачится, не загрязнится, если и прочитает их: он увидит только, что я, сличая учение христианское с исламским, говорю только то, что знаю. Читатель их увидит, что уроки, выведенные из познания имен и арабским писателем ‑ Альбунием ‑ приспособлены, за исключением очень немногих, к извлечению выгод только для здешней земной жизни. Прочитаем, мусульманин, Альбуниево толкование на 36-ое и 37-ое имя (см. в Прилож. 3). Выгоды, какие Альбуний обещает читающему этот стих, где пригодны? На небе или на земле? В какой жизни, будущей или настоящей, пригодны блага какие сулит Альбуний тому, кто прочитает стихи с 77-м и 78-м именем? Мохаммеданин! Сличив христианские уроки, выводимые нашими богословами из учения о именах Божиих, с уроками, какие выводят из 99 имен ваши учителя, скажи, к кому вернее должно приложить стих Корана, который твои единоверцы прикладывают к нам, христианам:

«Горе тем, которые настоящую жизнь любят больше будущей!» (14:23) ‑

этот стих к кому вернее приложить? К вам, мохаммеданам.

Не думай, мусульманин, что я, христианин, отзываюсь так об Альбуниевом толковании имен; прочитав, что говорит о нем автор библиографического словаря, Кяшфу-Ззунун, Хаджий Халья, и увидишь, что и твой единоверец, указывая на выгоды от познания прекрасных имен Бога, ставит их в выгодах для здешней жизни: Вот его слова:

«Учение о прекрасных именах о тайных качествах их и об особенно оказываемых ими действах. Альбуний говорит: посредством их получается все, чего ищут, и достигается все, чего желают. Постоянным держанием их при себе получаются сии выгоды: ясность в открытии сокровенного, проникновение в тайны невидимого. Польза, доставляемая именами в здешнем мире (тому, кто носит их при себе): благосклонный прием людьми, уважение, почет, изобилие в жизненных потребностях, покорность его слову, повиновение его приказу, онемение языков до безответности пред ним, разве о чем-нибудь добром, и прочие действия, обнаруживающиеся, по воле Бога Всевышнего, как чрез внутренние их силы, как чрез наружные их формы. Это учение есть одно из великих таинственных учений: го не отвергает не положительный закон (шариат), ни разум. Конец» 41.

Из сделанного теперь сличения исламского учения о девяносто девяти именах Божиих с нашим христианским, мусульманин может видеть, что христиане знают больше имен Божиих, нежели сколько их знают мусульмане; что христиане правильнее мусульман разумеют учение о Боге, переданное Откровение в именах Его; что христиане в познании имен Божиих видят только указания на обязанность согласовать свою жизнь с волею Божией или, что тоже, с заповедями Божиими. Напротив, тому, мусульманин, если здраво рассудить, ясно усмотрит, что мусульмане немного имен Божиих узнали из Корана, мало понимают смысл каждого из них и некоторым из них дали неправильное истолкование; а вместо того, чтобы употребить имена в назидание себе, они, подчинивши их толкованиям разума, водящегося только стихиями мира (Колос. 2:8), ищут в них орудия расположить обстоятельства своей жизни к поддержке в себе любостяжания, корыстолюбия, самолюбия, злобы на подобных себе, вражды, мстительности. Мохаммеданин, не видишь ли, что ваше учение о именах Бога оказывается и скудным и темным и, часто, по образу употребления имен в жизни, нечестивым. Но может быть, более верные, более обширные сведения о Боге найдем в том, что знают мусульмане о тысяче и одном имени Бога? Посмотрим.

* * *

39

Прилож. 1.

40

Написав на бумаге, носят ее при себе как делают носящие, так называемые, амулеты.

41

По изданию в Каире. гаджры, 1857 Р.Х. стран V4


Источник: Сличение мохаммеданского учения о именах божиих с христианским о них учением / Сост. Г. Саблуков. - Казань : Унив. тип., 1872. - IV, 220, IV, 197, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle