Источник

§ 74. О почитании останков святых и св. икон

Почитая святых, православная церковь вместе с этим, чтит и останки их, если Богу угодно бывает сохранить их в нетлении и прославить чудесными действиями. И это чествование восходить к первым векам христианства. Так, христиане, бывшие зрителями мученической кончины св. Игнатия Богоносца, собрали оставшиеся от его тела твердый части, отвезли их в Антохию и положили в полотно, «как неоцененное сокровище».

Подобным образом и смирнские христиане поступили с останками мученически пострадавшего епископа Поликарпа. Когда не суждено было им, как они желали, взять тело мученика вследствие того, что проконсул повелел сжечь его, они собрали кости св. Поликарпа, «как сокровище, драгоценнее дорогих камней и чище золота», и положили их, где следовало, с тем, чтобы туда собираться с веселием и радостью – для празднования дня его мученического рождения.

С четвертого века, когда церковью получена была вероисповедная свобода, чествование останков святых становится открытым и получает свой определенный и постоянный церковный характер.

Как глубоко-благоговейно чествовались в это время церковью мощи святых, когда они открывались, это видно уже из того одного, что они обыкновенно полагались во храмах, где давалось им место даже под алтарем, на котором приносилась бескровная жертва.

А самое открытие их и перенесение всегда сопровождалось особенною торжественностью.

По учению лютеран, останками святых не должно пренебрегать, а надобно сохранять их, так потому, что они – останки людей, так особенно потому, что они – останки таких христиан, память которых заслуживает благословения. Но почитать мощи религиозным почтением, как почитает их прав. церковь, не следует; это дело бесполезное и суеверное, потому что воздается почтение мертвому и бездушному предмету. Что сказать относительно этого?

Почитая мощи святых, мы чтим не мертвое вещество, но живую и животворящую силу Св. Духа, которая сделала их не только нетленными, но и многоцелебными для притекающих к ним с верою. Из св. писания известно, что от прикосновения к костям пр. Елисея воскрес мертвый (4Цар.13:12). Кровоточивая женщина получила исцеление от прикосновения к краю одежды Христа (Мф.9:20:22) Больные и бесноватые исцелялись от возложения на них платков и опоясаний ап. Павла. (Деян.19:12). Та Божественная сила, которая была соприсуща костям пр. Елисея, ризе Спасителя, платкам ап. Павла, дарует и телам святых нетление и чудодейственную силу для укрепления веры христиан, живущих на земле, как это достоверно известно из повествований о дивных чудесах и знамениях, бывших от мощей святых, почивающих на Афоне, в Киеве, в Москве, Сарове и др. местах.

С почитанием мощей и других останков св. угодников имеет тесную связь почитание священных изображений их, вместе с изображениями Самого Господа Бога и ангелов. Почитая св. иконы, церковь воздает честь не дереву и краскам, а возносит её к тем лицам, кои изображены на иконах, и осуждает тех, кто поклоняется иконам, как кумирам, и боготворить их.

Почитание икон находить себе оправдание в самом свойстве человеческой природы. Человек всегда желает, как можно чаще, видеть любимых и уважаемых им лиц, оказывать им знаки своей любви и уважения, за невозможностью же этого, он старается иметь у себя изображение их, на эти изображения он переносить по возможности ту любовь и почтение, которые бы он воздавал самым изображениям христианину естественно поэтому иметь и в храме, и у себя, в доме изображения Господа Спасителя, Богоматери, св. угодников, имена которых носят его семейные. Честь, воздаваемая иконам, восходит к ликам, на них изображенным.

Вторая заповедь закона Божия не запрещает иметь истинные священные изображения, подобия истинного Бога и святых Его, в которых Он почивает, и воздавать этим изображениям должное почитание. Это ясно видно из того, что тот же Моисей, чрез которого Богом дана заповедь, запрещающая кумиры, в то же время получил от Бога повеление поставить в скинии, или подвижном храме еврейском, золотые священные изображения херувимов, и притом в той внутренней части храма, к которой народ обращался для поклонения Богу. (Исх.25:18:22: 26:1:31). После Моисея Соломон, когда устроил храм Богу, по образцу скинии Моисеевой, то поставил так же в нем, по самой средине Святого Святых, два сделанные из кипариса позлащенный изображения херувимов, которые одними крылами своими соприкасались друг другу, другими достигали противоположных сторон храма (3Цар. 6:27, Пар.3;10:13); затем изваял и написал херувимов на всех стенах храма (3Цар.6:29:2, Пар.3:7), соткал такие же изображения херувимов на церковной завесе (2Пар.3:14). И Бог не только не осудил за это Соломона, но еще выразил Своё благоволение и к строителю храма, и к самому храму.

Если же Сам Бог заповедал употребление св. изображений в скинии Моисеевой и одобрил употребление их в храме Соломоновом, то почему же они не могут быть употребляемы в храмах новозаветных, равно как и вне храмов.

Христиане, действительно, с самых первых веков имели у себя различные св. изображения.

Из древнейших свидетельств касательно употребления в православной церкви св. икон особенно замечательны два следующих сказания. Первое о том, что Сам Господь наш Христос благоволил изобразить чудесным образом Свой лик на платке и послать этот нерукотворный образ к Авгарю, Едесскому царю, сказание, которое не усомнились признать истинным и отцы 7-го вселенского собора. Другое – о том, что один из четырех евангелистов, Лука, знавший живописное искусство, писал и оставил после себя иконы Божией Матери, которые с благоговением передавались и передаются из рода в род в церкви православной.


Источник: Очерки православно-христианского вероучения : ученое руководство для 7-го класса гимназии / сост. свящ., законоучитель гимназии, Г. Орлов. – Москва : Т-во «Печатня С.П. Яковлева», 1914. – 146, IV с.

Комментарии для сайта Cackle