§ 75. Церковь святая. Отсечение от церкви нераскаянных грешников
Истинная церковь Христова называется святою. Она свята потому, что Сам Господь И. Христос освятил ее Своим учением, молитвою, страданиями и таинствами. Пред Своими страданиями в Своей первосвященнической молитве И. Христос молился Богу Отцу: «святи их (верующих) во истину Твою: слово Твое истина есть. И за них Аз свящу Себе, да и тии будут священи во истину» (Ин.17:17:19). «Христос возлюби церковь, говорить ап. Павел, и Себе предаде за ню, да освятить ю, очистит банею водною в глаголе: да представить ю Себе славну церковь не имущу скверны или порока или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна» (Еф.5:25:27).
Впрочем, хотя церковь Христова есть свята, однако, к ней принадлежат не одни только праведные, но и грешные члены. По учению слова Божия, нет ни одного совершенного человека на земле, все люди грешные перед Богом. Сам И. Христос уподоблял церковь Свою то полю, в котором по воле домовладыки растут до жатвы и пшеница, и плевелы, то неводу, который извлекает из моря и худые, и хорошие рыбы, указывая этим, что до второго пришествия Его к церкви будут принадлежать и праведники, и грешники. Посему Он и установил в церкви таинства покаяния и причащения, в которых согрешающие могут очищаться от всех грехов своих и соделываться святыми: таким образом, раскаивающегося грешника не препятствуют церкви быть святою. Что же касается нераскаянных грешников, так, напр., отступников от веры, извращающих учение Христово и хулящих церковь Его, то они уже перестают быть членами её: они или видимым действием церковной власти или невидимым действием суда Божия, как мертвые члены, отсекаются от тела церкви. Сам Господь И. Христос дал право церкви выделять из Своей среды негодных членов, когда сказал: «повеждь церкви, аще же и церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь» (Мф. 18:17). Равно и ап. Павел писал коринеским христианам, по случаю появившегося среди них великого грешника, чтобы они удалили его из среды своей (1Кор.5:13), как негодного члена. Церковь, действительно, пользовалась и пользуется этим правом, так, напр., на вселенских соборах были отлучаемы от общения церковного нераскаянные грешники: Арий, Македоний и др. Такое право суда церкви над нераскаянными грешниками называется анафематсвованием. Но по большей части нераскаянные грешники отлучаются от церкви невидимым действием суда Божия. Сам Господь сохраняет святость Своей церкви и знает истинных членов её. Если кто из членов церкви ведет нераскаянную, греховную жизнь, того Он перестает знать членом церкви, и над ним совершается невидимый суд Божий. В таком положении грешник совершенно ожесточается в своем неверии или грехе, так что не действует на него благодать Божия, и он уже не принадлежит к церкви Христовой. «Твердое основание Божие (т.е. церковь) стоит, учит ап. Павел, имея печать сию: познал Господь Своих, и да отпустить от неправды всякий, исповедующий имя Господне» (2Тим. 2:19). Следовательно, знает Господь членов Своей церкви, и посему нераскаянные грешники не нарушают святости её.