§ 76. Церковь соборная
Церковь Христова именуется соборною или вселенскою (католическою).
1)По пространству, так как она заключает в себе верующих всюду, где бы они ни находились, независимо от их возраста, звания, пола, образования. Это не значит, что церковь непременно должна существовать во всех странах земли; под влиянием различных обстоятельств она может или сокращаться до очень малых пределов, как это было, например, во время ересей 4 и 5 веков, или распространяться более или менее широко. Но она всегда остается вселенскою, предназначенною для распространения повсюду до последних земли. На это вселенское значение церкви Христовой указывает апостол, когда говорить, что в ней «несть еллин, ни иудей, обрезание и необрезание, варвар и скиф, раб и свобод, но всяческая и во всех Христос» (Кол.3:11). И еще: „благовествование существует во всем мире и есть плодоносно и растимо“ (Кол.1:5:6).
2) По времени, потому что предназначена существовать до кончины мира для спасения людей. Сам Христос обещал пребыть с верующими до скончания века. Земные царства сменяются одно другим, из народов одни возвышаются, другие падают и исчезают, церковь же всегда стоит и будет стоять непоколебимо в своих основах, хотя бы число её членов и уменьшалось по временам.
3) По своему устройству или управлению. Управление в церкви должно быть соборное, а не единоличное. Христос не поставил в церкви видимой главы, а всем апостолам и всем преемникам их – пастырям церкви – дал благодать и дары Св. Духа и чрез пастырей преподал благодать всем верующим, поэтому вся церковь в своей совокупности является хранительницею Божественного учения и благодати Божией и управляется на началах соборности.