§ 73. Разбор возражений протестантов против
почитания святых
Протестанты, отвергая почитание святых и призывание их в молитвах, прежде всего указывают на то, что будто бы в св. писании нет ни заповеди о том, что призывать святых надобно, ни примера, который бы показывал, что призывать их можно, ни обетования о том, что они могут по молитвам нашим предстательствовать пред Богом. Но верно ли все это? Что Господу не только не противно, но даже благоугодно, чтобы люди в известных случаях обращались к предстательству пред Ним святых Его, это видно из следующих немалочисленных мест как ветхого, так и нового завета
Сам Господь повелевает царю герарскому Авимилеху обратиться к молитве Авраама, чтобы избежать угрожающей ему и его дому гибели за жену Авраамову Сарру, и когда помолился Авраам Богу, то не только миновала дом Авимилехов эта гибель, но ниспослано было ему Божие благословение (Быт. 20: 7:17).
Подобным образом Бог, прогневавшись на друзей Иова, повелевает им обратиться за предстательством пред Ним к Иову, сказав так: «пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас»; и когда они «сделали так, как Господь повелел им, то Господь принял лице Иова» (Иов.42: 8:9).
В ветхозаветной – церкви живо было верование, что святые и по смерти могут предстательствовать о людях пред Богом. и что их предстательство будет принято Богом. Таким именно верованием был одушевлен богодухновенный Давид, когда, для усиления своей молитвы, взывал к Богу: «Господи, Боже Авраама, Исаака и Израиля, отцев наших» (1Пар.29:18), подобно тому, как и мы обращаемся к Богу, прося услышать нас по молитвам святых Его.
Иуда Маккавей, как повествуется в книге Маккавейской, видел в сновидении бывшего первосвященника Он, который молился за народ иудейский, и который, кроме того, указывая на явившегося потом другого мужа, окружённого дивным величием, сказал ему, это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий, и этим рассказом Иуда обрадовал и ободрил своих воинов для мужественной борьбы с врагами (2Мак. 16:11:14). А это служит ясным и несомненным знаком того, что в ветхозаветной церкви было общим верованием – верование в возможность и важность предстательства за живых пред Богом скончавшихся святых.
В новом завете находим ясные следы этой же веры.
Так ап. Петр, напоминая верующим о своих всегдашних заботах, относящихся к их спасению, вместе с тем обещает им и после своей смерти не прерывать подобного же попечения о них (2Петр.1:15).
А ап. Иоанн видел, как стоящие пред престолом «двадцать четыре старца пали пред Агнецем, имея каждый гусли и чаши золотые, полные фимиама, кои суть молитвы святых» (Апок.5:8), как потом «дано было ангелу множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложила на золотой жертвенник», и как «вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки ангела пред Бога» (Апок.8:3:4). Молитвы же эти, как возносимые пред Агнцем, взявшим грехи Мира и еще продолжающим искуплять живущих на земле людей, касались тех из них, которые стремились к усвоению сего искупления.
«Непонятно, говорят протестанты, как святые могут знать о наших нуждах, слышать наши молитвы. Они не всеведущи, не вездесущи». По разуму православной церкви, нет даже нужды приписывать святым всеведение и вездеприсутствие, какое свойственно единому Богу, – для того, чтобы они могли знать наши нужды, слышать наши молитвы. Пророки, будучи еще в смертном теле, видели предметы небесные, почему и предсказывали будущее, а потому, что удивительного, если святые, по разрешению от уз плоти, созерцая Св. Троицу и беспредельный свет Её, – в свете Божием видят и наши нужды, слышат и наши прошения. Наконец, святые могут слышать наши молитвенные призывания по особенному откровению от Бога; они могут узнавать наши нужды и от ангелов, которые посылаются в служение хотящим наследовать спасение.