§ 60. Действительность воскресения И. Христа
Неверие с древних времен отвергало истину воскресения И. Христа. Одни вслед за древними книжниками и первосвященниками говорить, что ученики Христовы украли тело своего Учителя и сказали, что Он воскрес. Но, не говоря уже о фактической невозможности чего-либо подобного, это предположение бессильно объяснить, откуда же явилась вера в воскресение Христа у самих апостолов; бессмысленно допускать, что апостолы распустили лживый слух и сами же поверили ему, а что действительно апостолы веровали в воскресение Христово, это доказывает вся их жизнь. Замечательно еще, что враги апостольской проповеди, члены синедриона, призывая апостолов на суд, никогда не обличают их в похищение тела Иисусова и не наказывают их за это, а только строго запрещают проповедовать от имени Иисуса. Так несостоятельна оказалась выдумка врагов истины, и так несомненна действительность воскресения Господа.
Другие отрицатели воскресения говорили, что Христос на кресте не умер, а только впал в обморочное состоите, от которого очнулся в прохладной пещере погребения, вышел к апостолам, а они приняли Его за воскресшего из мертвых. Но эта теория совершенно упускает из виду, что перенесший ужасные муки и восставший после летаргии Христос совершенно не производил бы впечатления победителя смерти, и ученики не могли бы уверовать в факт воскресения. Кроме того, непонятно, каким образом И. Христос, обессилевший еще до крестных страданий до такой степени, что не мог нести Сам Своего креста, был в состоянии после короткой летаргии, при развившемся вследствие ран воспалительном состоянии рук и ног, встать, снять с Себя пелены, привести их в порядок и уйти из пещеры, в присутствии той стражи, которая была около неё.
Третьи говорит, что апостолы и жены мироносицы подверглись массовым галлюцинациям, им представлялись образы воскресшего Учителя, и они поверили, что Он воскрес из мертвых. Но, во-1-х, мы не имеем никаких фактических оснований утверждать, что апостолы склонны были к галлюцинациям, напротив, эти простые сельские рыбаки, жившие на лоне природы, не могли обладать болезненною склонностью к галлюцинациям, а были вполне здоровые люди; а во-2-х, нельзя же представлять апостолов такими легковерными людьми, которые принимают за действительность всякий плод своего воображения Истина воскресения Христова была настолько возвышена, настолько необычна, что они не могли принять ее легковерно и скоро без всяких доказательств. Евангелисты пишут, что апостол видя воскресшего Спасителя, долго не верили воскресению, так, что Христос укорял их за неверие. Эта осторожность апостолов была вполне естественна и понятна, потому что истина воскресения Христова имела важнейшее и решающее значение во всей жизни апостолов, и они не могли признать ее легковерно, без доказательств, на основании каких-то болезненных галлюцинаций.