§ 59. Царское служение И. Христа. Власть, над
природою. Сошествие во ад. Воскресение из мертвых. Вознесение на небо. Значение Его воскресения и вознесения в деле нашего искупления
Как пророк, Господь И. Христос возвестивший нам тайну спасения; как первосвященник, совершил наше спасение, заслужив для нас царство небесное и вечное блаженство. Но при том и другом служении необходимо еще было Ему иметь могущество царя, чтобы совершить ряд знамений и чудес, – без чего люди не могли бы уверовать в Него, чтобы действительно разрушить область диавола – ад, действительно победил смерть и отверз нам вход в царство небесное. Потому-то нашему Искупителю предопределено было, вместе с служениями пророческим и первосвященническим, еще третье служение – царское.
Истина царского служения нашего Спасителя весьма ясно засвидетельствована в слове Божием. Царю Давиду было обещано, что потомок Его – Мессия – посажен будет на престоле его, и царство Его будет продолжаться во веки (2Цар.7:12:19). То же самое утверждается в новом завете. Ангел говорит пресвятой Деве, что Сын Её «воцарится в дому Иаковли во веки и царствию Его не будет конца» (Лк.1:33).
Христос был царем и имел царскую власть во дни Своего уничижения. Он Сам усвоял Себе имя царя, как видно из обвинения, возведенного на Него иудеями (Мф. 27:11–37;Мк.15:1:31), и как, действительно, Он подтвердил то пред Пилатом (Ин.18:37).
Свою царскую власть Господь Иисус проявлял над природою. Так, Он претворил воду в вино (Ин.2:1:11), ходил по водам (Мф. 14:26), одним словом укротил бурю морскую (Лк.8:24), одним словом или одним прикосновением Своим исцелял всякие болезни (Мф.9: 20 –23;14:35:36), давал зрение слепым (Мк.10:46–52), слух глухим, язык немым (Мф.9:32–35; 12:22. Лк.11:14) и проч.
Проявлял власть над силами ада, это во всех тех многочисленных случаях, когда одним повелением Своим изгонял духов нечистых из людей (Мк.1:25; 5:8; 9:25), и когда сами бесы, узнавая в Нем Сына Божия, трепетали Его могущества и власти над ними.
Проявлял власть Свою над смертию, когда воскресил сына вдовы Наинской, дочь Иаира, четверодневного мертвеца – Лазаря. Такими образом и во дни «истощания» нашего Спасителя, когда Он совершал преимущественно Свое служение пророческое и служение первосвященническое, чудеса Его показывали уже, что Он есть вместе и царь вселенной. В особенности же царская власть Господа Христа проявилась в сошествии Его во ад и победе над ним, в Его воскресении и победе над смертью, и наконец, в Его вознесении на небо.
В то время, как пречистое тело Господа почивало во гробе, под печатью синедриона, душа Христова сошла в Темницу духов – ад, чтобы разрушить силу диавола в самой твердыне его и освободить узников, заключенных там от века.
Явив Себя победителем ада, Христос победили и смерть, воскреснув из мертвых.
Воскресение И. Христа из мертвых являлось лучшим доказательством Божественной личности Христа и Его искупительного дела. Он, по выражению апостола, открылся Сыном Божиим чрез воскресение из мертвых (Рим.1:4), так как до воскресения слава Его Божества была сокрыта под покровом уничиженного человечества. Тот же апостол утверждает: «аще Христос не воста, тща вара ваша» (1Кор.15:14). Без воскресения Христа гроб Его был бы вместе и гробом веры христианской. Напротив, в воскресении Христа заключается залог воскресения всех для жизни вечной. «Христос воста от мертвых. начаток умершим бысть» (1Кор.15:20).
Своим вознесением на небо Христос отверз всем нам вход в рай, Сам предстал предтечею о нас лицу Отца небесного и представил Ему в Своем лице человека искупленного и восстановленного (Евр.6:6:20; 9:24), сподобил прославленное естество наше чести пребывать с Ним одесную Своего Отца.