§ 58. О первосвященническом служении И. Христа
Как пророк, И. Христос возвестишь «глаголы жизни вечной» (Ин.6:63:68) и в Своем лице осуществил вполне нравственный закон истинной жизни – праведной и святой, указавши, таким образом, людям путь ко спасению. Однако, одно учение истине и примерь совершенной жизни не могут спасти человека, подобно тому, как, например, не выздоравливает умирающий от того, что к его болезненному одру приведут цветущего здоровьем человека и посоветуют подражать ему. Для грешного человека нужно было восстановление его поврежденной природы, внутреннее перерождение. Это достигается посредством первосвященнического служения И. Христа..
Главная обязанность ветхозаветного первосвященника состояла в том, что он приносил жертвы и молитвы за себя и за людей, дабы тем очищать грехи собственные и грехи народа. Христос, как первосвященник, исполнил это совершеннейшим образом. Будучи Сам безгрешным, Он принял на Себя грехи всего мира и Самого Себя принес правде Божией умилостивительную и очистительную жертву за принятие на Себя греха (Евр.7:27) и таким образом восстановил разрушенный грехом союз между Богом и человеком.
Первосвященническое служение И. Христа обнимает всю Его земную жизнь. Эта жизнь, святейшая и исполненная послушания Отцу, со всеми её скорбями, служила делу примирения людей с Богом, но в особенности крестная смерть Христа составляет жертву искупления и спасения человека. Через эту смерть Христос примирил и воссоединил нас с Богом, усыновил и соделал присными Ему, даровал нам средства быть праведными и святыми. Поэтому Господь наш и называется «Иисусом,тт.е. Спасителем, ходатаем, архиереем и первосвященником».
Каким образом крестная смерть И. Христа избавляет нас от греха, проклятия и смерти, св. писание объясняет нам это через сравнение Христа с Адамом. Адам есть глава всего человечества в естественном отношении, так как от него произошли все люди; И. Христос, как основатель благодатного царства, есть глава всего человечества в духовном отношении. Чрез Адама все люди подверглись греху, проклятию и смерти, чрез И. Христа все истинно верующие в Него освобождаются от рабства греха и последствия его..
И. Христос со Своей стороны пострадал за всех людей, но Его страдания могут быть спасительны только для тех, которые сами добровольно принимают участие в Его страданиях и стараются усвоить себе спасение, приобретённое им, «сообразуйся смерти Его» (Флп.3:10).
Участвовать в страданиях и смерти И. Христа мы можем и должны, во-1-х, чрез веру в Его страдания, во-2-х, чрез участие в таинствах, установленных Им, и в-3-х, чрез борьбу со своими страстями. „
«Иже Христовы суть, говорит апостол, плоть распята со страстьми и похотьми» (Гал.5:24).