§ 5. Ветхозаветная религия, как явление исключительное в ряду религий древнего мира
Среди народов древнего мира особняком стоял еврейский народ, как хранитель истинной религии. В противоположность политепстическим и пантеистическим представлениям древних религий о Божестве, еврейская религия проповедовала почитание единого, живого и личного Бога. Эта черта ветхозаветной религии указывает на особый сверхъестественный источник её происхождения – откровение, эхом которого явилась она. Об этом же громко свидетельствует нравоучение ветхозаветной религии.
Нравственное учение еврейской религии, сравнительно с воззрениями других древних религий, высоко и чисто.
«Есть ли какой великий народ, у которого были бы такие справедливый постановления и законы, как весь закон сей, который я вам предлагаю ныне?» (Втор.4:8), – спрашивает евреев законодатель. И, действительно, одним из лучших опровержений того мнения, что мораль ветхого завета имеет низменный и варварский характер, служить то, что в настоящее время у христианских народов христианской нравственности прежде всего обучают по ветхозаветному десятословию. Пусть ветхозаветный закон Моисеев слишком занять внешностью, пусть добродетель подзаконного человека заключалась по преимуществу в соблюдении предписаний закона. Не нужно забывать, что он быль дань народу «жестоковыйному, с необрезанным сердцем», нравственно огрубевшему в египетском рабстве, неспособному понимать необходимость добра ради самого добра.