§ 4. Общая характеристика языческих религий древнего мира
Все языческие религии представляют из себя обожание конечного мира, и ни одна из них не возвышается до, идеи о Боге, как бесконечном Духе, отличном от видимого мира.
Частные виды языческого многобожия чрезвычайно многочисленны и разнообразны. Один историк религии сравнивает язычество с огромным дремучим лесом, состоящим из разнообразных и удивительных растений. Но, в общем, все-таки можно наметить главные типы язычества.
1) Фетишизм – обоготворение предметов внешней природы – камней, деревьев, гор, лесов.
2) Сабеизм – почитание светил небесных.
3) Зоотеизм – почитание представителей животного царства.
4) Антропоморфизм – обоготворение человека и его духовных свойств. Более низкое выражение культа человека можно видеть в шаманстве, вере в то, что в известных людях (шаманах, колдунах) обитает особая сила, которой нужно бояться, которую необходимо почитать. Более совершенное выражение антропоморфизма представляет религия греков и римлян.
5) Браманизм – религия Индии религия, в которой язычник делает попытку отвлечь идею о Боге от чувственного представления и возвысить ее до более духовного понимания.
Брама – главное божество индийцев – есть неопределенное и бесформенное начало всего,– великая душа мира. Но эта душа не есть сознающий себя дух, отдельный от мира, а без качественная общая мировая сущность. Он – все, так как вселенная возникла через истечение из божества, и ничто, ибо Брама в себе самом есть неопределенная пустота.
Буддизм – религия Японии, представляет собою завершение браманства, из которого он выродился. Начавши с отрицания божества, путем превращения неопределённого нечто браманства в ничто, буддизм пришел к обожению человека в лице Будды, личность которого наделена сверхъестественными свойствами и силами.
Таковы главные виды языческих религиозных учений.