Источник

§ 35. Сотворение невидимого мира. Учение об ангелах. Служение добрых ангелов Богу и людям. Ангелы-хранители

Бог ест Творец мира невидимого и видимого. Под миром невидимым, который создан Богом ранее мира видимого, разумеется мир ангелов. Имя ангел, значит «вестник». Названы они так потому, что Бог посылает их возвещать волю Свою людям. Так, напр., арх. Гавриил послан быль возвестить Деве Марии зачатие от Неё Спасителя.

По природе своей ангелы суть духи бесплотные, более совершенные, чем люди, но ограниченные. Постоянное лицезрение ими Бога, исполнение ими воли Его, содействие благодати Божий служит средством для их совершенствования. При помощи благодати Божией ангелы настолько уже утвердились в добре, что не могут пасть.

Число ангелов, по Божественному откровенно, весьма велико. Пр. Датил и Иоанн Богослов свидетельствуют, что тысячи тысяч ангелов окружают престол Вседержителя, и тьмы тем предстоят Ему (Дан. 7:10, Ап. 5:11).

Имена и служения ангелов св. писание указывает различный. На этом основании св. Дионисий Ареопагит изобразил св. ангелов в трех ликах, разделив каждый на три чина или степени служения Богу. В первом, высшем лике, ближайшем к пресв. Троице, первый чин составляют серафимы (Ис.6:2). Имя их значить: пламенный, огненный. Они горят любовью к Богу, и этот огонь любви воспламеняют и в других (Ис.6:6–7). Второй чин – херувимы (Быт.3:24), что значит: разумение или ведение. Созерцая славу Божию и обладая высшим ведением и мудростью, они наблюдают все творения Божие и изливают на людей премудрость Божию. Третий – престолы (Кол.1:16), на которых Бог благодатно и непостижимо почивает (Пс 79: 2). Во втором, среднем лике, к первому чину принадлежать: господства (Кол.1:16), которые господствуют над низшими ангелами. Ко второму – силы (1Пет.3:22), чрез который Бог творит знамения и чудеса для славы Божией, для помощи и укрепления труждающихся и обремененных. К третьему – власти (1Пет. 3:22; Кол. 1:16), которые имеют большую власть над диаволом, побеждают его, охраняют человека от искушения и укрепляют в подвигах благочестия (Дан.6:20–27:10:14; Мф.1:20; Деян.12:6–10).

В третьем, низшем, лике пребывают: в первом чине начала (Кол.1:16); они управляют вселенной и царствами или обществами человеческими (Зах.2:2–3;Ап.7:1:14: 18; Втор.32:8; Дан. 12:1:10; 4Цар.19:35). Во втором – архангелы (1Сол.4: 16) – благовестники и провозвестники высших тайн Божьих. В третьем ангелы ( Пет.3:22) – ближайшие к людям, их хранители и вестники меньших тайн Божиих (1Пар.21;Тов.12:12–13).

Между св. ангелами есть такие, которые особенно близки к нам и называются ангелами-хранителями. По воле; Божией они невидимо с самого крещения пребывают с нами неразлучно во всю нашу жизнь, учат нас добру, отвращают от зла, молятся с нами и за нас Господу, не оставляюсь нас и после этой жизни, но сопутствуют душе нашей, когда она ходить по мытарствам воздушным и, наконец, приводят душу пред страшный престол Божий.

Учение православной церкви об ангеле-хранителе утверждается на словах самого И. Христа: «Блюдите да не презрите единого от малых сих, глаголю бо вам, яко ангели их выну видят лице Отца Моего небесного» (Мф.18:10).


Источник: Очерки православно-христианского вероучения : ученое руководство для 7-го класса гимназии / сост. свящ., законоучитель гимназии, Г. Орлов. – Москва : Т-во «Печатня С.П. Яковлева», 1914. – 146, IV с.

Комментарии для сайта Cackle