Беседа LXXX. О десятом члене символа веры. О причащении
Аще не снесте плоти Сына Человеческого, ни пиете крове Его, живота не имате в себе. ядый Мою плоть, и nияй Мою кровь, иматъ живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день. ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем (Ин.6:53,54,56), говорит Господь наш Иисус Христос. Вот, братие, еще источник благодати, подаваемой нам к получению жизни вечной, к соединению со Христом. Благодать эта подается нам в причащении святых и божественных Таин Христовых. Причащение есть таинство, в котором верующий, под видом хлеба и вина, вкушает самого Тела и Крови Христовой для вечной жизни. Таинство это, как и все другие, установлено Господом Иисусом Христом.
Еще прежде самого установления Таинства Господь, желая приготовить к нему иудейский народ и своих учеников, дал торжественное обетование о нем, а потом уже, когда пришло время, действительно установил его. Поводом к этому обетованию послужило совершенное Им чудо насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами. Народ был очень поражен этим чудом и неотступно следовал за Иисусом Христом. Желая возвести внимание народа от пищи обыкновенной, тленной к другой, высшей, нетленной пище, Господь и изрек обетование о Таинстве Причащения. Делайте не брашно гиблющее, но брашно, пребывающее в живот вечный (старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную) еже Сын Человеческий вам дает, говорил Он... Аз есмь хлеб животный. Отцы ваши Яноша манну в пустыни и умроша. Сей есть хлеб сходяй с небесе, да, аще кто от него ястъ, не умрет. Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки: и хлеб, егоже Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира (Ин.6:27,48–51). Итак, новый хлеб, неизвестный еще народу, есть, по слову Спасителя, плоть Его, которую Он предаст на страдание за людей. Иудеи завели между собою спор об этих словах Иисуса Христа и говорили: како может Сей нам дати плоть свою ясти? На эти слова Господь с особенною убедительностью и совершенною ясностью, снова ответил им: Аминь аминь глаголю вам, аще не снесте плоти Сына Человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе. ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день. Плоть бо Моя истинно есть брашно (пища); и Кровь Моя истинно есть пиво (питие). ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребывает и Аз в нем (Ин.6:53–56). Так Господь преподал учение о Таинстве Причащения и о плодах его.
Самым же делом Господь установил это таинство во время Своей последней вечери с учениками. Накануне Своих страданий Он повелел апостолам приготовить в Иерусалиме особую горницу. Здесь, возлегши с учениками Своими, Он прежде всего совершил ветхозаветную Пасху, которую иудеи совершали в память выхода своего из Египта и избавления от рабства. В это время Он преподал ученикам урок смирения и любви, умыв ноги им. Во время беседы с ними Он предсказал им о Своих страданиях и указал самого Предателя. Наконец установлено было и самое Таинство Причащения. Установлено было оно таким образом: Господь сначала воздал хвалу Богу, потом взял хлеб, благословил его, преломил и, подавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть тело Мое. Потом взял чашу с вином, хвалу воздал Богу и, подавая ученикам, сказал: пийте от нея вcu: сия бо есть кровь Моя новаго завета, яже за многия изливаемая во оставление грехов (Мф.26:26–28). Причастив апостолов, Он дал им заповедь совершать это таинство. Сие творите в Мое воспоминание, сказал Он им (Лк.22:19). Апостолы исполняли завещание Спасителя и совершали это таинство. Апостол Павел писал коринфским христианам по этому, поводу: аз бо приях от Господа, еже и предах вам, яко Господь Иисус в нощь, в нюже предан бываше, прием хлеб, и благодарив, преломи и рече: приимите, ядите: сие есть тело Мое, еже за вы ломимое: сие творите в Мое воспоминание. Такожде и чашу по вечери глаголя: сия чаша Новый Завет есть в Моей крови: сие творите, елижды аще пиете, в Мое воспоминание. Елижды бо аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дóндеже приидет (1Кор.11:23–26). Вскоре один из апостолов Иаков составил для сего таинства особый порядок священнодействия известный под именем литургия. А затем, уже в IV веке, св. Василий Великий и св. Иоанн Златоуст дали ей тот вид и тот порядок, в каком она совершается теперь и будет совершаться до скончания века. – Итак, вы видите, братие, что Сам Господь пред страданием Своим в первый раз совершил Таинство Причащения, предварительно представив в нем живое изображение Своих спасительных страданий, и, причастив апостолов, в то же время дал им заповедь всегда совершать сие Таинство.
Видимую сторону в Таинстве Причащения составляют вещества таинства, хлеб и вино, и священнодействие, во время которого оно совершается. Это священнодействие называется литургиею. Самое слово литургия означает общественное служение. Но в особенности название литургии присвоено тому богослужению, в котором совершается Таинство Причащения. Литургия иначе называется евхаристиею (благодарением), потому что совершается в благодарное воспоминание крестных страданий Иисуса Христа, и обеднею, потому что совершается в предобеденное время.
Литургия составляет главную и существенную часть христианского богослужения, и все другие ежедневные церковные службы служат как бы приготовлением к ней. Всех служб церковных, кроме литургии, восемь: вечерня, навечерие, полунощница, утреня, часы первый, третий, шестый и девятый. Из них повечерие, полунощница и часы относятся к покаянным службам, а вечерня и утреня к торжественным. На последних двух службах в чтениях и песнопениях вспоминаются события из истории ветхозаветной и новозаветной – сотворение мира, грехопадение людей, пророчества о Спасителе, рождение Его и воскресение Его из мертвых, и пр., а также прославляются святые угодники. В древности день начинался с вечера, посему и первое по порядку из церковных богослужений есть вечерня. Литургиею же круг ежедневных церковных служб оканчивается. Под воскресные и праздничные дни вечерня и утреня соединяются вместе и составляют так называемое всенощное бдение. В древности у первых христиан оно начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до утреннего рассвета. Отсюда произошло и самое название. Желающие приступить к Таинству Причащения за литургией должны, по уставу Церкви, прослушать и все ежедневные церковные службы.
Литургия должна быть совершаема непременно в храме, которого трапеза, или по крайней мере вместо трапезы антиминс, (шелковый плат с изображением положения Иисуса Христа во гроб и частицею св. мощей) на котором совершается таинство, должен быть освящен архиереем. Обыкновенно храм называется церковью, а трапеза престолом. Храм называется церковью, потому что в нем для молитвы и таинств собираются верующие, которые составляют Церковь. Трапеза же называется престолом потому, что на ней Иисус Христос, как Царь, таинственно присутствует. Совершать литургию могут только священник и епископ. Ни священник, ни епископ не может совершить в один день больше одной литургии. Точно также не может быть совершено более одной литургии в один день на одном престоле и антиминсе.
Литургия состоит из трех частей: в первой приготовляется вещество для таинства, во второй верующие приготовляются к таинству, в третьей совершается самое таинство. Первая часть называется проскомидиею, вторая – литургиею оглашенных, и третья – литургиею верных. Все священнодействие литургии расположено так, что дает нам ясное воспоминание о Христе Спасителе, о Его служении роду человеческому.
Первая часть литургии называется проскомидиею. В ней, как мы сказали, приготовляется вещество для таинства. Этим веществом служат хлеб и вино. Самое слово проскомидия – греческое; по-русски значит принесение. Свое название она получила от обыкновения древних христиан приносить в церковь хлеб и вино для совершения таинства. По той же причине и хлеб сей называется просфора, что значит приношение. На верху хлеба или просфоры делается знак креста (печать) с надписью Ic. Хс. Hi. Ка (Иисус Христос побеждает). Хлеб, употребляемый для таинства, должен быть пшеничный, какой обыкновенно употреблялся иудеями во дни Иисуса Христа и какой всегда употреблялся для этого таинства в Церкви. Он должен быть чистый, как требует этого святость таинства, и наконец, квасный, а не опресночный, потому что на квасном хлебе совершил таинство Иисус Христос, а за Ним и Апостолы. Собственно для таинства употребляется хлеб один. Этим означается, по изъяснению Апостола Павла, то, что «один хлеб, и мы многие (составляем) одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1Кор.10:17). Но в Православной Церкви для совершения литургии обыкновенно употребляется пять просфор. Вино употребляется для таинства виноградное, по примеру Иисуса Христа и Апостолов, и красное, по наружному виду своему, напоминающее кровь. На проскомидии вино соединяется с водою, потому что все это священнодействие расположено по образу страдания Христова, а во время страдания Его из прободенного ребра Его текла кровь и вода. – Проскомидия совершается в алтаре, на жертвеннике, при закрытых царских дверях. Для верующих в это время читаются часы третий и шестой, состоящие из псалмов и молитв. На проскомидии вспоминается рождество и страдание Господа нашего Иисуса Христа. Священник, вспоминая пророчества и прообразования, а частью и самые происшествия, относящиеся до рождества и страдания Иисуса Христа, вынимает из просфоры часть, потребную для совершения таинства, и полагает на дискосе, круглом блюде на подставке. Эта часть называется Агнцем, потому что она представляет в себе образ страждущего Иисуса Христа, подобно тому, как в ветхом завете представлял Его Агнец Пасхальный, которого евреи, по повелению Божию, закалали и ели, в память избавления от погибели в Египте при Моисее. При этом потребная часть вина, соединенная с водою, вливается в чашу. Из второй просфоры, называемой Богородичною, вынимается частица в честь Божией Матери; из третьей, называемой девятичинною, вынимаются девять частиц в честь. Св. Иоанна Предтечи, Пророков, Апостолов, Святителей, Мучеников, Преподобных, Бессребреников, Богоотец Иоакима и Анны, Святых, память которых празднуется в день совершения литургии, и того Святителя, которого совершается литургия; из четвертой просфоры (заздравной) вынимаются частицы за Св. Синод, царствующий дом и православных христиан; из пятой (заупокойной) – вынимаются частицы за умерших православных христиан. Все эти частицы полагаются в порядке на дискосе около частицы, называемой Агнцем. Здесь полагаются также и частицы, вынутые из просфор, подаваемых верующими от себя, за здравие и за упокой православных христиан. Такое расположение частиц около Агнца на дискосе означает то, что около Иисуса Христа, как Главы своей, собрана вся Церковь Христова и небесная и земная. В конце литургии, по причащении, все эти частицы влагаются в св. чашу с Кровью Христовою при молитве: отмый, Господи, грехи поминавшихся зде кровью Твоею честною, молитвами Святых Твоих. По приготовлению даров, священник поставляет на дискосе звездицу для сохранения частиц в том порядке, в каком они положены, и для напоминания звезды, явившейся при рождении Спасителя, покрывает дискос и чашу покровцами, совершает каждение и в молитве просит Бога благословить дары, принять их в пренебесный жертвенник, помянуть принесших и за кого они принесены и удостоить священнослужащих неосужденно совершить божественные тайны. После этого начинается литургия оглашенных.
Литургия оглашенных называется так потому, что к слушанию ее кроме крещенных и имеющих право причащаться, допускаются оглашенные и кающиеся, недопускаемые до причащения. Оглашенными называются те, которые еще только готовятся к крещению и обучаются вере Христовой. В древности это обучение производилось по большей части со слов, с голоса, отсюда и произошло самое название. Кающимися же назывались те христиане, которые за грехи свои на время отлучались от причащения. Литургия оглашенных начинается благословением или прославлением царства Пресвятой Троицы и состоит из ектений, молитв, песнопений, чтения книг апостольских и Евангелия. Ектеньей называется ряд прошений, протяжно произносимых диаконом или священником, о разных нуждах верующих. Всех ектений четыре: 1) великая или мирная, начинающаяся словами: Миром Господу помолимся. В ней на каждое прошение певцы от лица верующих поют «Господи помилуй» один раз; 2) малая – сокращение великой, начинающаяся словами: Паки и паки (еще и еще) миром Господу помолимся; 3) сугубая или усиленная, потому что на каждое прошение поется «Господи помилуй» трижды, и 4) просительная, начинающаяся словами: исполним (принесем, восполним) молитву нашу Господеви. В ней поется певцами на прошение «подай, Господи». На литургии оглашенных после великой и двух малых ектений, хвалебных песнопений следует так называемый малый вход с евангелием. В древности евангелие хранилось в особом сосудохранилище, и, когда наступало время чтения евангелия, оно торжественно переносилось на престол. Теперь св. Евангелие хранится на престоле и посему нет необходимости в его торжественном перенесении. Но этот древний обычай остался и до сего времени для напоминания верующим об Иисусе Христе, явившемся в мир проповедовать Евангелие. Посему, братие, во время входа с Евангелием и чтения его должно иметь такое внимание и благоговение, как бы мы видели и слышали Самого Иисуса Христа. К этому вниманию и благоговейно приглашает во время входа и диакон словами: премудрость (заключается в Евангелии) прости (стойте прямо, с благоговением). После входа с Евангелием, после пения тропаря, кондака, кратких песнопений, в которых прославляются святые или вспоминаются празднуемые события, – и трисвятой песни следует чтение Апостола («Посланий св. Апостол и Деяний») и Евангелия. К внимательному слушанию чтения их верующие приготовляются словами: вонмем (будем внимательны), мир всем (мир с ближними есть необходимое условие к слушанию слова Божия), премудрость. В знак выражения внимания своего и благоговения верующие слушают чтение Евангелия с наклоненными головами. По прочтении Евангелия произносится сугубая ектения, молитва за царя, ектения за умерших и повелевается оглашенным выйти из церкви. Елицы оглашеннии изыдите возглашаете диакон. В древности по этим словам оглашенные и кающиеся выходили из церкви. Повелением оглашенным выйти из церкви оканчивается вторая часть литургии. Если, братие, как вы видите, оглашенные не имеют права присутствовать при третьей части литургии, при совершении таинства, то тем более мы, принявшие крещение, должны внимательно смотреть за собою, чтобы достойно присутствовать за нею. Услыхав повеление выйти оглашенным из церкви и вы, братие, удалите от себя дурные помыслы и вражду и постарайтесь быть достойными присутствовать при совершении таинства.
Третья часть литургии называется литургиею верных, потому что одни верные, т. е. принявшие крещение имеют право быть при сем Богослужении. После двух малых ектений при пении херувимской песни совершается перенесение Даров с жертвенника на престол. В херувимской песни верующие, таинственно представляя херувимов и воспевая трисвятую песнь животворящей Троице, выражают желание отложить всякое житейское попечение, то есть заботу о всем житейском, чтобы поднять Царя всех, то есть Иисуса Христа в виде Агнца, лежащаго на дискосе, Которого невидимо с торжеством носят чины ангельские6. Во время этого перенесения поминается священнослужителями царствующий дом, Св. Синод, местный архиерей и все православные христиане. Шествие священнослужителей с приготовленными Дарами в алтарь должно напоминать нам, братие, о шествии Иисуса Христа на вольное страдание, как жертвы на заклание, между тем как более двенадцати легионов Ангелов готовы были охранять Его, как Царя своего. По окончании херувимской песни, произносится просительная ектения, священник преподает мир всем, внушая этими словами, что сохранение мира есть необходимое условие для достойного присутствования при совершении таинства. Затем диакон возглашает: возлюбим друг друга, да единомыслием (согласно, единодушно) исповемы (исповедуем), а певцы от лица молящихся доканчивают, указывая кого они будут исповедовать: Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу единосущную и нераздельную. Так, братие, любовь к ближнему есть необходимое условие для единодушного прославления Св. Троицы, наоборот недостаток мира и любви препятствует сему. После внушения мира и любви диакон возглашает: двери, двери, премудростию вонмем (будем внимательны в премудрости). Словами двери, двери в прежнее время давалось знать стражам церковным, чтобы они не пропускали в храм никого из язычников. В настоящее же время этими словами внушается молящимся, чтобы они смотрели за дверями своего ума и сердца, то есть отстранялись от дурных мыслей и желаний. На возглас диакона певцы от лица молящихся отвечают пением символа веры, показывая этим, что они, как правоверующие, могут присутствовать при литургии верных. После символа веры диакон, напоминая молящимся о важности наступающего священнодействия, возглашает: станет добре (хорошо), станем со страхом, вонмем (будем внимательны), святое возношение в мире приносити (чтобы в спокойном духе приносить святую жертву). Певцы указывают далее в чем будет состоять жертва: милость мира, жертву хваления. Этими словами молящиеся обещаются любить друг друга и славословить Бога, и эту любовь и славословие приносить Богу вместе со святыми дарами, как жертву. Священник, одобряя их за выраженное обещание, обращается к ним с апостольским приветствием: благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы (любовь) Бога Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами. Верующие отвечают: и со духом твоим (пусть будет также благодать и с душею твоею). Возбуждая молящихся отрешиться умом и сердцем от всего земного, священник возглашает: горе (вверх, к Богу) имеем сердца. Верующие отвечают: имамы ко Господу (имеем сердца устремленными ко Господу). После этого начинается совершение самого таинства, по примеру Самого Иисуса Христа, возблагодарившего Бога на тайной вечере пред преломлением хлеба, священник возглашает: благодарим Господа. На это верующие поют: достойно и праведно есть, покланятися Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице единосущней и неразделъней. В это время обыкновенно бывает звон, называемый «к достойно». Этим звоном дается знать о наступлении важнейшей минуты в литургии отсутствующим, чтобы и они могли мысленно с благодарным сердцем вознестись к Богу. Во время пения этих слов священник тайно читает молитву, в которой благодарит Бога за все Его благодеяния людям и за то, что Он принимает от нас службу, хотя Ему предстоят множество ангелов. Как предстоят ангелы пред Богом, – священник говорит об этом вслух, а именно: победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще. Этими словами он в то же время приглашает верующих воспеть Богу победную песнь от всех сил души. Верующие и прославляют Бога ангельскою песнею и песнею евреев при торжественном входе Господнем в Иерусалим: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Господ воинств) исполнъ небо и земля славы Твоея (небо и земля полны славы Твоей, указывают на величие и могущество Твое): осанна в вышних (осанна – спаси, помоги Бог; осанна в вышних – пусть будет, услышано на небесах наше благожелание – осанна), благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних. Во время пения этих слов священник в тайной молитве продолжает благодарить Бога и прославлять Его за то, что Он дал за людей Сына Своего единородного, и, наконец, вспоминает, как Господь на тайной вечере взял хлеб возблагодарил Бога, благословил, освятил, преломил, и, давая ученикам, сказал... Сами слова Спасителя ученикам священник произносит вслух: приимите, ядите, сие есть тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Верующие поют: аминь; священник вспоминает о чаше и произносит слова Спасителя ученикам: пийте от нея вси, сия есть кровь Моя нового завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов. Верующие поют: аминь. Священник, тайно вспоминая о повелении Спасителя совершать Таинство в Его воспоминание и о самых страданиях, приподнимает дискос и потир и, вознося Дары, говорит вслух: Твоя от Твоих, Тебе приносяще о всех и за вся (Твои дары от Твоих людей Тебе принося о всех людях и в благодарность за все Твои благодеяния). Верующие доканчивают слова священника: Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молимтися, Боже наш. Ко время пения этих слов после молитвы священника о ниспослании Св. Духа и благословения даров хлеб и вино прелагаются или пресуществляются, становятся истинным телом Христовым и истинною Кровию Христовою. Затем священник в тайной молитве вспоминает святых угодников и вслух Божию Матерь, говоря: изрядно (особенно) о Пресвятей, пречистей, преблагословенней, славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии. На это верующие поют песнь в честь Божией Матери, по большей части: «Достойно есть», во время пения которой священник молит Бога, чтобы Он принял жертву от людей в умилостивление за всех умерших в надежде воскрсения живота вечного и за всех живых. При сем Святейший Синод и местного епископа священник поминает вслух, а верующие присовокупляют со своей стороны: и всех, и вся (то есть помяни, Господи и всех верующих, – мужей и жен). Преподанием благословения со стороны священника оканчивается совершение самого Таинства. Из представленного мною образа совершения Таинства вы видите, братие, что Таинство совершается по заповеди Спасителя в Его воспоминание. Совершается оно в благодарность за спасение рода человеческого, – при сем Богу Отцу возносится хвала за все Его совершенства и благодарение за все Его благодеяния к людям, – и в умилостивление за грехи людей. Следовательно, св. Причащение есть жертва Богу со стороны людей хвалебная, благодарственная и умилостивительная, очистительная. В совершении Таинства священником участвуют и молящиеся в церкви, – они, именно, песнопениями и молитвою прославляют Бога, благодарят Его и воспоминают пред Ним живых и умерших. Спасительно участвовать в этом святом деле молящиеся могут только в том случае, если они в мире со всеми, если любят своих ближних и не думают о своих земных нуждах, о чем им особенно и напоминается пред совершением Таинства. Посему и вы, братие, присутствуя за литургией, особенно во время совершения Таинства, по возможности отрешитесь от своих земных забот и попечений, примиритесь со всеми в сердце своем, предайте себя в волю Божию и прославляйте Бога, благодарите Его за спасение рода человеческого, за все, что Он посылает вам, и после пения «Тебе поем» вспомните молитвенно живых и умерших, родных и знакомых и всех людей. Эта молитва вместе с таинством св. Причащения будет с вашей стороны жертвой к Богу. Попомните также, братие, что те, которые во время совершения самого Таинства бывают невнимательны, не вспоминают Господа Иисуса Христа, а тем паче без благоговения стоят в храме, приимут великое осуждение.
После совершения таинства св. Причащения на литургии произносится Просительная ектения и поется молитва Господня «Отче наш». Затем священник, поднимая св. Агнец над дискосом, возглашает святая святым (святые Дары предлагаются людям святым). Верующие в сознании своего недостоинства отвечают: един Свят, един Господь, Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь. После сего в алтаре причащаются священнослужители, а на клиросе для занятия внимания молящихся поются песнопения или произносятся поучения. Во время причащения священнослужителей в алтаре, как и во время совершения самого таинства, молящиеся должны вспоминать тайную вечерю Самого Иисуса Христа с Апостолами, Его страдание, смерть и погребение. После причащения священнослужителей Св. Дары, по открытию царских врат, выносятся из алтаря диаконом, и верующие приглашаются со страхом Божиим и верою приступить ко св. Причащению. Этим отверстием царских врат и явлением Святых Даров верующим представляется явление Самого Иисуса Христа по воскресении. Если есть приготовившиеся ко св. Причащению, то они подходят к чаше, произносят за священником молитву пред причащением, и с крестообразно сложенными на груди руками принимают Св. Тайны. По причащении причастники с осторожностью, не отнимая рук от груди и не крестясь, чтобы не толкнуть св. чаши, целуют край ее, отходят в сторону и вкушают теплоту. По причащении всех верующих св. Дары относятся на престол, а затем, по благословении священника, вторично выносятся из алтаря и относятся на жертвенник. Этим последним явлением св. Даров народу изображается вознесение Иисуса Христа на небо. При сем явлении священник, произнесши про себя: благословен Бог наш, возглашает: всегда, ныне и присно, и во веки веков. Этими словами напоминается молящимся об обетовании Спасителя пребывать в Церкви до скончания века и об обязанности верующих непрестанно прославлять Его. Поклонившись св. Дарам, молящиеся поют благодарственную песнь за причащение. Тоже благодарение высказывается диаконом в малой ектении. После сего словами с миром изыдем священник дает позволение молящимся на выход из храма. На это молящиеся высказывают желание выйти из храма о имени Господни, то есть с благословения Божия. Священник читает заамвонную молитву, в которой испрашивает благословения для всех христиан, и литургия оканчивается отпустом. Такова, братие, видимая сторона в таинстве св. Причащения.
Что касается невидимой стороны в этом таинстве, то, как мы сказали, она состоит в том, что хлеб и вино силою Святого Духа пресуществляются или становятся истинным Телом и Кровию Христовою. Спасительные плоды, получаемые от достойного причащения, состоят в том, что причащающийся Тела и Крови Христовой теснейшим образом соединяется с Самим Иисусом Христом и в Нем становится причастным вечной жизни. Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в Нем. ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день, говорил Сам Иисус Христос (Ин.6:56,54). И наоборот, братие, тот, кто не причащается, не получит жизни вечной, или, что то же царства небесного. Аще не снесте плоти Сына Человеческого, ни пиете крове Его, говорил Сам Иисус Христос, живота не имате в себе (Ин.6:53). Посему, братие, каждый православный христианин непременно должен причащаться Святых Таин. Древние христиане причащались в каждый воскресный день: но из нынешних немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовыми приступить к столь великому Таинству. Церковь матерним гласом завещавает исповедоваться пред духовным отцом и причащаться тела и Крови Христовой ревнующим о благоговейном житии четырежды в год (по постам), или и каждый месяц, а всем непременно однажды в год. Не хорошо посему, братие, поступают те из вас, которые по разным житейским причинам не заботятся о каждогоднем причащении Святых Таин. Помните, братие, что каждый из нас не волен в жизни своей, может быть и умереть придется без причащения, а посему и не оставляйте христианского долга ежегодного говения.
Впрочем, призывая всех православных христиан к св. Причащению, Церковь не иначе допускает их к нему, как после предварительного приготовления. Каждый приступающий к причащению должен предварительно испытать пред Богом свою совесть и очистить ее покаянием во грехах, к чему способствует пост и молитва. Иже аще яст хлеб сей, учит апостол Павел, или пиет чашу Господню недостойне повинен будет телу и крови Господни. Да искушает (испытывает) же человек себе и тако от хлеба да яст и от чаши да пиет: ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не рассуждая тела Господня (1Кор.11:27–29). И только младенцы до семилетнего возраста и больные причащаются вообще без особого приготовления, установленного Церковью для православных христиан. Больные причащаются во всякое время в домах после предварительной исповеди, а младенцы в храме за литургией. Начиная с семи лет, всякий небольной православный христианин должен по уставу Церкви приготовляться ко св. Причащению. Это приготовление называется у нас обыкновенно говением и состоит в молитве, посте и исповеди. Накануне причащения и утром пред литургиею готовящиеся к причащению выслушивают или сами прочитывают так называемое правило. Накануне обыкновенно читается канон и акафист Спасителю и Божией Матери, канон Ангелу Хранителю и дневному святому и молитвы на сон грядущим; утром молитвы утренние, канон и молитвы ко святому причащению, а после причащения молитвы благодарственные. Утром в день причащения готовящиеся к нему воздерживаются от пищи и пития. Это воздержание должно начаться с вечера накануне, и после полуночи не полагается ни есть, ни пить до самого причащения.
Совершение таинства св. Причащения, братие, продолжится в истинной Церкви Христовой всегда, до самого второго пришествия Христова, по слову апостола Павла: «всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пиете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет» (1Кор.11:26).
Братие, Сам Господь установил таинство св. Причащения, чтобы мы могли теснейшим образом соединяться с Ним и быть причастными жизни вечной. Будем же посему неопустительно, по призыву Церкви, приступать к этому таинству. Будем с усердием и приготовляться к нему, чтобы не причащаться в суд или осуждение, чтобы не быть повинными Телу и Крови Христовой. «Помысли», убеждает, братие, каждого из нас св. Иоанн Златоуст: «какой чести ты удостоен, какою наслаждаешься трапезою! На что с трепетом взирают ангелы, и не смеют воззреть без страха, по причине сияния, отсюда исходящего: тем мы питаемся, с тем сообщаемся и делаемся одним телом и одною плотию со Христом» (Беседы на Св. Матф. 82). Аминь.
* * *
Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа