§ 36. Апологетические замечания по отношению к
откровенному учению об ангелах в виду его
отвержения и ложных истолкований
Вера в бытие ангелов так же всеобща, как и вера в бытие Божие. Можно сказать, что не было религии без веры в ангелов. Это дает повод рационалистам думать, что откровенное учение об ангелах заимствовано евреями от персов. Но откровенное учение об ангелах существенно отличается от языческого. По воззрению персов ангелы – те же божества, только низшего порядка, – они происходят не путем творения, а истечения из божественной сущности. С откровенной точки зрения ангелы сотворены Богом и суть Его служители. Далее: в персидской религии бытие злых духов и их разрушительные действия столько же необходимы и законны, как бытие и деятельность добрых, – тогда как, по учению библии, злое направление некоторых духов есть явление случайное, зависящее от свободной воли самих духов. При таком существенном отличии откровенного учения об ангелах от языческого по меньшей степени странно утверждать, что первое заимствовано евреями от персов во время плена вавилонского. Последнее – историческая неправда уже потому, что вера в духов современна первому человеку.
По изгнанию Адама и Евы из рая к вратам его приставляется херувим с пламенным мечом. Херувим – не сам Бог, ибо он находится в подчинении у Бога, но и не человек, потому что, кроме – Адама и Евы, никого из людей не было на земле.
Очевидно, херувим принадлежит к ангелам. И, конечно, первые люди хорошо поняли и запомнили, кто быль этот херувим, силу которого они не могли превозмочь и войти в рай, а этого было достаточно для того, чтобы впоследствии перешла от них ко всем потомкам и утвердилась навсегда между ними вера в бытие существ, высших и более близких к Богу, чем люди. А такая вера, действительно, перешла к избранному народу Божьему.
Христос и апостолы часто упоминают об ангелах, и нельзя видеть в этом только приспособление к народным верованиям, потому что Христос говорить об ангелах даже саддукеям, отрицавшим бытие ангелов (Мф.22:30). Ап. Павел в послании к колоссянам, предостерегая христиан от неправильного представления об ангелах со стороны некоторых лжеучителей (Мф.2:18), не возражает, однако, ничего против веры в бытие ангелов, а, напротив, подтверждает ее.
Можно ли доказать бытие ангелов с точки зрения разума? В видимом мире мы замечаем постепенное восхождение бытия от менее совершенного к более совершенному, от узко материального к более духовному. Человек, представляя в своем лице соединение духовной природы с телесной, стоить еще далеко от абсолютного чистейшего Духа. Это заставляет предположить, что, кроме человека, есть высшие и более близкие Богу существа, в которых образ Его является уже без всякой примеси телесности, это – ангелы.