§ 34. Учение о Боге, как Творце мира и Промыслителе
Понятие о творении. Творение, как свободное дело Божественного всемогущества и благости
Свящ. бытописатель говорить: «в начале сотвори Бог небо и землю» (Быт.1:1), т.-е. в начале всякого бытия, ибо и время произошло вместе с тварным бытием. Этим устраняется мысль о самобытности мира или происхождении его из готовой материи. Представление о творении мира из ничего проходит чрез все откровение вет. и нов. завета. Одна благочестивая Иудеянка во время гонения Антиохова увещевала своего сына: «умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего» (2Мак.7:28). Правда, в кн. Премудрости Соломона сказано, что рука Господня создала мир из необразного вещества, но здесь нужно видеть указание на последующее образование Мира Богом из созданного Им же вещества, первоначальное состояние которого сам бытописатель определяет так: «земля же бе невидима (без видна) и неустроена» (пуста).
Побуждением к миротворению была благость Божия. Бог есть любовь (1Ин.4:8:16). Но основное свойство любви состоит в сообщении обладаемого ею другим. Обладая бытием и жизнью Сам, Бог сообщает эти блага и другим существам, творит мир. Но это побуждение нельзя отождествлять с пантеистическою слепой и необходимой потребностью в Божестве к самообнаруженно, к достижению сознательного бытия в высшем творении – человеке. Мир сам по себе ничего не прибавляет и не убавляет из существа Божия. Для Бога бытие мира не лучше его небытие, ибо ин ни в чем не нуждается, но всем дает живот, дыхание и вся (Деян. 17:26).