ХХV. Общие выводы

Постараюсь кратко изложить результаты пережитого мною опыта в течение 12 лет, посвященных воспитанию детей народа к сознательной вере и честной жизни по вере.

Предполагая, что в предисловии я достаточно выяснил значение этого дела для Церкви и христианского Государства, считаю себя в праве думать, что всё, до него касающееся, представит живой интерес для всех верующих живою верою и искренно скорбящих о разладе между жизнию и верою.

Перечислю главные цели, которыми я задавался начиная это дело.

1. Удовлетворить насущную потребность моей христианской совести, исполнив элементарный долг христианина образованного – научить возможно большее число людей пониманию воли Божией и долг христианина богатого – дать возможно большему числу желающих материальную возможность стройно организовать жизнь по вере.

2. Послужить на благо Православной Церкви и моего Отечества в наибольшем размере доступном усилиям честного человека. Церкви – поставляя ей верных сынов, которые в Неё внесут каждый свою каплю духовного меда сознательной веры и жизни по вере, а не будут клеветать на Неё и позорить Её, не умея отличить буквы мертвящей от духа животворящего и тем более не уйдут из неё под предлогом, что она не то, чем быть должна, понимая, что именно мы, живые члены Её, и должны делать Церковь Поместную тем, чем она быть должна, как часть Единой Вселенской Церкви под главенством святой и непорочной Главы Её – Христа; Отечеству – поставляя ему надежных сынов с упорядоченным умом и совестью, с сознательным отвращением к лжи, грубости и насилию, с сознательною любовию к правде, миру и порядку.

3. Исполнить христианский долг мой по отношению к возможно большему числу моих соотечественников и единоверцев, дав возможность всем желающим перейти от позора корыстных отношений к правде отношений братских, из наемников стать любимыми и уважаемыми братьями о Христе.

Вполне целесообразными оказались следующие средства:

1. Учреждение двух сельскохозяйственных школ – мужской и женской и стройная организация в них дела воспитания на христианских началах.

2. Ревнивое обособление школ от всяких противодействующих влияний.

3. Систематичное ознакомление детей с христианским мировоззрением во всей его стройности, причем, на практике, неосновательность, столь распространенного предрассудка о чрезмерной трудности усвоения истин Откровения, становится очевидною: вечная истина христианского мировоззрения не только легко усвояется детским умом, но и крепко сродняется с детским сердцем, вполне преображая его духовное существо, изменяя его наклонности, привычки и весь характер.

4. Настойчивая критика всех явлений школьной и внешкольной жизни с точки зрения христианской правды.

5. Учреждение двух Братских Кружков, для осуществления в школьной жизни честных христианских отношений. На первой ступени Младшего Братского Кружка они соединяются с товарищами единомысленными и единодушными для духовной взаимопомощи, на второй ступени Старшего Братского Кружка – принимают «малых сих во имя Христа» под свое попечение и, воспитывая их, воспитывают себя и, таким образом, подготовляются на дело стройной организации добра и честных христианских отношений в жизни по выходе из школы.

6. Общие чтения, беседы и рефераты, как средства умственного развития, столь полезного для христианской гармонии духа, которая не отрицает значение разума, а только подчиняет его любви. Согласно с этим и обязанность христианина-воспитателя состоит не в том, чтобы подавить разум и внушить к нему презрение, а в том, чтобы дисциплинировать разум и, доказав ему первенствующее значение любви в экономии жизни мира, сделать его добровольным слугою любви. Подавленный разум легко порывает цепи и из презренного раба становится грубым деспотом и, даже, самозваным кумиром. Дисциплинированный разум, добровольно признавший главенство любви, укажет разумные пути для достижения целей, намеченных любовью, без чего нельзя достойно служить на Дело Божие, разумное дело Высшего Разума Мира.

7. Молитва в храме и на дому, общая и одинокая; молитва – живое общение души живой с Богом живым; молитва – таинство великое, столь дорогое и необходимое для всякого христианина, сознающего свою немощь и силу Духа Святого. Молитва, которая по мере духовного роста христианина занимает все большее и большее место в жизни его, пока вся жизнь его не станет одною сплошною молитвою, не отвлекающею его от труда, а проникающею собою все мысли, все желания, все отношения и каждый шаг жизни по вере.

8. Труд, столь необходимый для приобретения честным путем хлеба насущного. Труд, которого изучение специальных предметов в школе делает более сознательным и христианское настроение более бескорыстным.

9. Учреждение Трудового Братства для тех, кто, выходя из школы, пожелает стройно организовать всю последующую жизнь свою по вере, как и для тех, кто, видя пример их доброй христианской жизни, пожелает променять свободу похотей вне братства на свободу в братстве от назойливых искушений. Христианское Братство, охватывающее собою и стройно организующее всю жизнь, как осуществление в жизни мудрой и благой воли Божией, заключает в себе зародыши неисчислимых благ и для Церкви Поместной, и для христианского государства, и для имущих, и для неимущих. Это необходимая клеточка, от здоровья которой зависит здоровье всего организма Церкви Поместной и христианского государства. Для имущих – это достойный христианина выход из бесконечных социальных осложнений позорной борьбы капитала против труда. Для неимущих – это возможность не продавать ни себя, ни жену, ни детей, возможность оградить семью от нищеты, соблазнов и насилий.

Предвидя, что многие, сочувствуя указанным мною целям и средствам, их достигнуть, предположат, что дело это, по трудности своей мало для кого доступно, перехожу к вопросу о воспитателях.

1. Абсолютно необходимо для честного исполнения этой обязанности: иметь веру живую и сознательную, продумать по первоисточникам правду воли Божией и отношение к ней рутины современной жизни, искренно и горячо любить Бога и братьев о Христе. Все это элементарные обязанности для всякого честного христианина.

2. При наличности этих условий никакие немощи наши не могут быть непреодолимым препятствием на этом пути. Силен Господь во всякой немощи нашей творить силу, когда вера, любовь и добрая воля быть орудием в руках Его, делают возможным, не насилуя нас, чрез нас созидать Царствие Божие.

3. Ни привычки барства, ни возраст, ни рутина окружающей жизни, ни многие индивидуальные немощи не помешали работать на это дело ни мне, ни семидесятилетней матушке моей, ни сестрам моим.

4. Нам пришлось, ради этого дела, отказаться от многого того, что принято считать необходимыми условиями счастливой жизни. На самом деле мы чувствуем себя много счастливее прежнего и жизнь наша полна таких светлых радостей, что, мы в том убеждены, радостям этим только по недоразумению можно предпочитать удовольствия светской жизни и суету корыстной деловитости. Мы на опыте изведали, что воистину, «Иго Его благо и бремя Его легко есть».

5. Сознавать, что работаешь на дело осуществления вечной правды Божией, на дело примирения вечных душ живых с Творцом их Богом Живым, видеть в душе живой возникновение зари новой жизни под лучами света от Света небесного, видеть, как душа живая распускается в пышный, благоухающий цветок под животворным дыханием сознательной веры и любви, видеть какие чудеса творит доверие к слову Божию и с каждым годом приобретать все большее и большее число родных по духу, любимых и уважаемых братьев о Христе – вот радости, которым предпочесть нельзя никакую другую радость на земле, радости, способные водворить мир в душе, тот благодатный мир, о котором сказал Господь наш и Бог наш, что никто не отнимет его у нас, радости, которых не заглушат даже тяжелые испытания, воздвигаемые на этом пути недоверием, недоброжелательством, изменою и клеветою.

6. Воспитывая других, мы сами воспитываем себя, постепенно возрастая в сознательной вере, в сознательной любви к Творцу и Его творению. Таким образом дело это является и самым полезным, что мы можем сделать и для самих себя, постепенно восстановляя христианскую гармонию духа в нас, постепенно воспитывая себя к жизни по вере.

7. Чем более вникаешь в слово Божие, тем более удивляешься высшей разумности правды воли Божией и наивной глупости уклонений от неё. Чем более работаешь на осуществление правды Божией в жизни, тем лучше понимаешь Откровение; пережитый опыт на службе делу Божию открывает все новые и новые глубины. Чего могло бы достигнуть человечество, если бы, не мудрствуя лукаво, с верою положило все силы разума своего на честное изучение Откровения и все силы духа на осуществление правды Божией в жизни, постоянно возрастая от веры в веру, от радости в радость!

Переходя от воспитателей к воспитанникам, перечислю кратко результаты моих наблюдений над ними; какими они поступают в школу, как они к ней относятся, как она на них влияет, какими они из неё выходят.

1. Громадное большинство поступающих к нам детей имеют доброе, отзывчивое сердце, хорошие способности и привычку к труду. С тем вместе, громадное большинство их отличается грубым невежеством даже в самых элементарных понятиях о Боге, Христе Спасителе и христианских отношениях к ближним, большинство это не понимает уважения и любви в христианском смысле этих слов, самоуверенно, убежденно эгоистично, очень нравственно, умственно и физически неряшливо, очень своевольно, и очень обидчиво, без чувства собственного достоинства.

2. Опыт убедил меня, что не надо пугаться недостатков ребенка, если у него достаточно ума, чтобы понять, и особенно чуткости сердца, чтобы полюбить, причём ум гораздо менее значит нежели сердце. Много раз я убеждался, что, при тупости сердца, ребенок, несмотря на хорошие умственные способности, не в состоянии понять многого из того, что менее способный товарищ его ясно поймет чутким сердцем.

3. После детей глупых и злых, которые почти никогда не проникают в нашу школу, благодаря конкурсному испытанию, самый неприятный и трудный в воспитательном отношении школьный тип представляют злые умники. Ум является для них постоянным соблазном; они очень легко делают из него себе кумира, гордятся им и готовы всем и всеми пожертвовать, чтобы развлекать его пестрыми игрушками. Оно и понятно, ведь злые они не потому, что неспособны любить, и они созданы по образу и подобию Божию, а потому, что всю любовь украли у Бога и ближних, сосредоточив её исключительно на себе самих.

4. Громадное большинство скоро сродняется со школою, проникается любовью к ней и доброю волею. Незначительное меньшинство остается упорно равнодушно. Были, однако, и такие, которые, оставаясь совершенно чужими и даже враждебными всему окружающему, служили наглядными доказательствами бессилия окружающих обстоятельств и абсолютной свободы воли духа человеческого.

5. С возрастанием сознательной веры, любви и доброй воли быстро таяли дурные привычки и даже укоренившиеся пороки; в конце концов радикально изменялся иногда весь характер. Это служит для меня наглядным доказательством того, что характер человека не есть индивидуальное свойство его духа, а только сумма привычек, ставших второю натурою, как результат частого переживания известных духовных настроений.

6. Когда от безразличия к добру и злу ребенок переходит на сторону добра, наступает для него критический момент покаяния и духовной борьбы. Легкомысленное самодовольство и веселая беззаботность уступают место недоверию к себе и осмотрительности, временно парализующими прежнюю живость и жизнерадостность. Пугаться этого так же неосновательно, как пугаться того, что ребенок падает, начиная учиться ходить. Ведь и тут он начинает учиться духовно ходить по пути добра. Воспитатели и братья о Христе из товарищей должны ободрять его и поддерживать любовью. Прекрасную программу духовной поддержки можно найти в псалме пятидесятом и в XVIII главе Евангелия от Матфея. В нашей школе поддержку эту дети находят в Младшем Братском Кружке, радость вступления в который обыкновенно совпадает с началом для воспитанника периода покаяния.

7. Покаяние логично приводит к воздержанию от дурных привычек ума и сердца, постепенно на место анархии и в уме и в сердце водворяется стройная гармония. Недоверие к себе и собственным силам естественно приводит к молитве, молитва и великому таинству причастия Духа Святого, благодать сообщает те силы духовные, которые нужны для устойчивости доброго, молитвенного настроения. Воспитанник перестал делать зло, научился делать добро, самоуверенность заменена спокойною уверенностью в помощи Божией, самовольство – радостью сознательной веры; он научился твердо ходить по пути добра, к нему вновь возвращаются и живость характера и жизнерадостность, на этот раз как бы очищенные и освященные.

8. Каждому новому настроению в душе человека естественно соответствует и известный род деятельности, как естественный плод жизни духа: «по плодам узнаете их». Если грехолюбию соответствует отчуждение от добрых, равнодушию к добру и злу соответствует безразличная уживчивость со всякими людьми, периоду покаяния – ревнивое обособление от зла и злых, молитвенному настроению души, примиренной с Богом Святым, окрепшей в добре – молитва в действии, самоотвержение апостольства. Всякое апостольство должно начинаться с гибнущих детей дома Израилева. Для дела Божия не так вредно язычество язычников, как язычество христиан. Для воспитанников наших – Израиль наша школа. Для могущих вместить, возможность апостольства, на пользу гибнущих сынов дома Израилева, и представляется в деятельности Старшего Братского Кружка.

9. Выходит из школы большинство совершенно переродившимся духовно, с христианским складом ума и симпатий, с горячим желанием всю жизнь свою стройно организовать по вере. Они застрахованы от всяких лжеучений, имея ясное понятие о христианском мировоззрении во всем его несравнимом величии, во всей его несравненной стройности. Они застрахованы от проституции сердца сознательною любовью к Богу и делу Его. Они застрахованы от заедающей среды привычкою все оценивать с точки зрения христианской правды.

10. Большинство это трудолюбиво, но не практично, не обладая ни алчностью, ни пронырливостью, столь ценными на ярмарке жизни. Им свойственно мирное дело созидания Христианского Трудового Братства, а не разрушение чужого благосостояния на пользу собственного кармана или кармана своего доверителя, что и слывет практичною деловитостью в деле экономической борьбы за существование.

11. Меньшинство выходит совершенно чуждым духу школы, до того чуждым, что, несмотря на мою убежденность в полной свободе духа человеческого и способности его, при злой воле, упорно закрывать глаза, чтобы не видеть, уши, чтобы не слышать, и сердце, чтобы не уразуметь, мне случалось, однако, приходить в изумление, видя, что ни на складе ума, ни на симпатиях, ни на привычках жизни их невозможно заметить ни малейших следов влияния той обстановки, в которой они, при стройной организации дела воспитания в школе и тесном семейном характере общежития, прожили не менее пяти лет. Особенно изумляла меня их неспособность понять то, что понятно воспитанникам младших классов при ином настроении.

12. Для некоторых из них оказалось полезным окунуться в омут жизни по выходе из школы, придти в соприкосновение с тем злом, которое им, как запретный плод, казалось заманчивым, пока они были ограждены от него за стенами школы. Из писем их я узнал, что многое они полюбили из того, что ценить не умели в школе, а полюбив и поняли многое из того, что долго оставалось для них непонятно.

Результаты:

1. В настоящее время из 66 наличных воспитанников состоят:

В Старшем Братском Кружке 20

В Младшем Братск. Кружке 38

Вне Кружков 10 ––––––––––

Всего 68

2. По 4 августа 1894 года было пять выпусков, причем вышли:


В члены братской артели В наемники на сторону Всего
4 августа 1889 г. 3 3 6
4 августа 1891 г. 6 5 11
4 августа 1892 г. 12 3 15
4 августа 1893 г. 5 3 8
4 августа 1894 г. 6 1 7
32 15 47

3. Учреждение Христианского Трудового Братства не только стало возможным в дорогом отечестве нашем, на лоне Православной Церкви, но даже является насущною потребностью христианской совести людей, готовых самоотверженно послужить благу Церкви Христовой и Христианского Государства на пути стройной организации добра и упорядочения жизни на твердой основе сознательной веры.

Н. Неплюев.

Комментарии для сайта Cackle