В. Секты недоразвившиеся
1. Мормоны
Под именем мормонов известна секта, появившаяся в Америке около 1830 года. Основателем ее был некто Джозеф Смит. В 1848 году ее значительно реформировал Брайан Янг. Сами сектанты называют себя «святыми последних дней». Лжеучение их носит не столько христианский, сколько языческий характер. Христиан, поклоняющихся Богу-Духу, они называют безбожниками, атеистами, потому что, по их учению, никакого духовного бытия нет и быть не может: существует только один материальный мир. Сам Бог, как верховное существо (андрогин) состоит из атомов. Он породил множество богов и богинь, которые размещены им по бесчисленным солнцам и планетам, для управления ими, в зависимости, однако же, от него. В Боге американские мормоны признают два лица – Отца и Сына. Духа Святого они считают простой силой, безличной энергией. Образные выражения о Боге, встречающиеся в книгах Св. Писания, мормоны принимают в буквальном смысле и потому, признают Бога только великаном, и необычайно могущественным человеком. После сотворения мира (учат мормоны), у Бога родился еще один сын, от Венеры, которого он назвал Люцифером. Этот сын оказался, однако же, своенравным и непокорным Богу; поэтому он превратился в злого духа и увлек за собою людей. Тогда Бог повелел старшему сыну своему, Иисусу Христу, спасти людей. Родоначальником людей был бог Михаил, названный Адамом только после воплощения. Ангелы – это души умерших холостяков. Кроме них, существуют еще особые духи, которые суть не что иное, как предсуществующие, не воплощенные еще люди. Кроме сказанного, все содержание книг Св. Писания, как ветхого, так и нового заветов, американские мормоны принимают почти без всякого изменения.
В 40-х годах прошлого столетия, в Самарской губернии, в г. Новоузенске, а затем, в Бузулукском и Николаевском уздах, в Колывани и других местах появились сектанты, которых так же обозвали мормонами, но которые, по-видимому, с американским мормонством мало имеют общего. Хотя эту секту чаще всего (и не без основания) относят к хлыстовству, молоканству или прыгунству; но, в действительности, она еще и до сих пор не отлилась ни в какую определенную систему, и представляет собою довольно странную смесь различных сектантских верований. Хлысты, впрочем, охотно вступают в число членов ее, – и этим объясняется быстрое распространение мормонства в заволжском крае. Основателем этой секты был беглый крестьянин, скрывавшийся от солдатчины на Кавказе, житель с. Александрова Гая Иван Григорьев сын Каныгин, выдававший себя за американского подданного.
Самарские мормоны руководствуются в своих верованиях не книгами Св. Писания или Преданием, а непосредственными (мнимыми, конечно) откровениями Св. Духа. Они отвергают возможность сверхъественного в мире, а потому, и всю евангельскую историю понимают иносказательно. Иисуса Христа они не признают истинным Сыном Божиим, отрицают искупительное значение Его крестной смерти, не верят во второе пришествие Его на землю и издеваются над христианским учением о страшном суде. Они утверждают, что люди существовали еще раньше Адама, и, что Адам был только первым грешником, почему, самое имя Адама они считают бранным и оскорбительным. Адамом они называют всякого злого человека, даже злую лошадь и собаку. По их верованию, после смерти человека, тело его истлевает, а душа возносится к Богу и получает от Него уже плоть нетленную. Только души грешников остаются на земле и вселяются в тела животных.
Так как самарские мормоны, подобно хлыстам, веруют в предсуществование и переселение душ, то у них есть и «христы», и «богородицы», и «пророки», и «апостолы». Они, также, отрицают брак и допускают многоженство. Богомоления их состоят из чтения молитв («Отче наш» и др.) и пения гимнов. Молитвы они слушают, стоя на коленях. Подобно хлыстам, мормоны на своих богомолениях нередко устраивают и радения, но без свального греха. Бывают у них радения даже одиночные, напр., в поле, во время послеобеденного отдыха. «Самарские мормоны Бузулукского уезда, – говорит проф. Н. И. Ивановский, – на собраниях поют и пляшут, потому что весело, а один из их «богов» летом радел в поле, после обеда, когда работники отдыхали: скинув исподнее белье, в одной коротенькой рубашке, отойдя несколько в сторону, он кружился на одном месте. Когда же, смотревший на это, один из работников, по окончании, спросил его, что он делал, мормон отвечал: «матренку тешил».
Таинств, как благодатных средств, данных Богом для освящения человека, самарские мормоны не признают. Под крещением они разумеют только скорби, болезни, страдания, гонения, преследования, одним словом – испытания в жизни, ниспосылаемые человеку. Причащение они, так же, понимают в «духовном» смысле, как исполнение воли Божией. Муж и жена называются братом и сестрою. Священство мормоны признают только в лице своих лжепресвитеров, которых они сами избирают и рукополагают. Такие пресвитеры есть в каждой мормонской общине, и они пользуются особым почетом и уважением. Последователи этой секты веруют, что на их пресвитерах пребывает Дух Божий, а потому, считается хулой на Духа Святого осуждение действий и поведения пресвитеров. Кроме пресвитеров, у мормонов есть еще и другие должностые лица, принимающие участие в управлении общинами и в богомолении. Так, помощник пресвитера, называемый «Рукою», обязан выводить «грешников» из собрания «во тьму кромешнюю»; он же расстилает в собрании большое белое полотно, на середине которого нашит красный платок с кругами, для того, чтобы во время чтения молитвы, на присуществующих мог сойти Св. Дух. Сторож, стоящий у дверей молельни, называется «Ногою». Его обязанность – вводить в собрание приходящих и усаживать их на места. Эти должности заимствованы, по-видимому, от сектантов Общего упования. Исповедь у мормонов есть, и совершается перед пресвитером; но исповедуются не все, а только достойные, т. е., те, которые объявляют свое твердое решение – не грешить уже более после исповеди. На основании слов в книге Деяний Апостольских (Деян. 19:19): «сложили цены их», исповедующийся мормон, по оценке пресвитером грехов его, платит пресвитеру за них цену от 100 до 300 рублей сер. и более, каковые деньги идут в пользу пресвитера, называемого в этом случае «Оком». Исповедовавшиеся считаются после того, «избранными», «святыми».
2. Новоявленные богомилы
Так называются сектанты, появившиеся в конце прошлого столетия в с. Ямном Богодуховского уезда Харьковской губернии. Организатором этой секты был солдат-кузнец, проживавший некоторое время на Кавказе, близ Персидской границы. Лжеучение его еще не сложилось в определенную систему. В основании его лежит, без сомнения, восточно-персидский дуализм борьбы двух начал – доброго и злого. По учению новоявленных богомилов, в каждом человеке находится бес, действующий и говорящий вопреки воле самого человека. Впрочем, обитание бесов в людях служит только ко благу и спасению последних, как этому учит нас история гадаринского бесноватого, который, будто бы, не был бы спасен, если бы в нем не было легиона бесов.
Бог оказывает особую милость тем, в которых находятся бесы, в более или менее, значительном количестве. Помучившись от бесов здесь, на земле, они уже не будут преданы мучениям в загробной жизни. Особенно в большом количестве, бесы вселяются в женщин, отчего они и причиняют много зла в мире. Задача жизни человеческой состоит, поэтому, в том, чтобы одержать победу над бесами. Победы этой можно достигнуть только молитвою и постом. Но церковные молитвы и таинства бесполезны, ибо все знают, как они совершаются. Бесы боятся лишь той таинственной молитвы, которую знает один основатель секты и которую он передаст перед своей смертью своему преемнику. Как ни сильна эта молитва сама по себе, но она утратит все свое значение, если ее одновременно будут знать два человека. Эта же молитва есть единственное средство для испрошения у Бога прощения грехов умершим людям, и для превращения мертворожденных детей в ангелов. Затем, желающий победить в себе бесов, должен морить их голодом и потому, никогда не должен есть скоромной пищи. Секта эта, по числу своих членов, не значительна.
3. Сютаевцы
Секта эта стала известна с 1887 года. Она появилась, первоначально, в Тверской губернии. Основателем ее был крестьянин Василий Сютаев, от фамилии которого она и получила свое название. Лжеучение ее не представляет никакой самостоятельной или оригинальной системы. Оно есть смесь пашковщины с толстовством. В Петербурге Сютаев посещал «беседы» Пашкова, а оттуда вынес свое учение о духовном поклонении Богу, которое и распространял среди своих односельчан. У Толстого он позаимствовал идею непротивления злу, со всеми ее практическими выводами: отрицанием власти, законов, суда, военной службы, присяги и т. п. Сютаев отрицает церковь, иерархию, таинства и обряды, икопопочитание, почитание Божией Матери, святых угодников Божиих, креста и мощей, поста и монашества. Все внешнее, по его учению, связывает дух человека и не дает ему возможности вступить в непосредственное общение с Богом. Иисуса Христа он считал только одним из еврейских пророков. С Пашковым Сютаев разошелся лишь в том, что признавал важное значение для угождения Богу за добродетельной жизнью человека. В добродетели он полагал и самую сущность христианской религии.
4. Воздыханцы
Секта эта явилась в последней четверти прошлого века (около 1875 года). Местом ее первоначального распространения, была Калужская губерния. Основателем ее считается башмачник – калужский мещанин Иван Тихонов Ахлебинин, на верованиях которого заметно сказалось влияние одного из молоканских толков. Всю жизнь человечества он разделил на три больших периода: ветхозаветный, новозаветный и нынешний. Ветхозаветный период составлял царство Бога Отца; он начался сотворением мира и окончился рождением Иисуса Христа. Тогда люди и веровали в Бога Отца, или Иегову, исполняя требования Его закона, изложенного в книгах Св. Писания ветхого завета; для нас – как вера в Иегову, так и ветхозаветный закон не имеют уже никакого значения. Второй период – новозаветный: он начался рождением Иисуса Христа и окончился седьмою тысячью лет от сотворения мира, т. е. в 1850 г. (год рождения самого Ахлебинина). Это – царство Второго Лица Пресв. Троицы; для людей того периода было обязательно веровать в Иисуса Христа и исполнять Его заповеди. С 1850 года начался третий период жизни человечества, который в книгах Св. Писания называется, обыкновенно, «будущим веком». Это – царство Духа Святого. Мы обязаны чтить как своего Бога, только Духа Святого и, по Его внушению или откровению, через «воздыхания», мы должны жить. Теперь, в веке Св. Духа, имеет значение только духовное поклонение Богу. Все внешнее и обрядовое не должно иметь места: не надо ни церкви, ни иерархии, ни таинств, ни обрядов, ни икон, ни креста, ни посредничества святых. Духу нужно служить только духом. Книги Св. Писания ветхого и нового заветов читать можно, но – лишь ради назидания, а не ради усвоения истин веры. Они так же написаны по внушению Духа Святого, а потому, и их нужно понимать только духовно, а не по букве. В первенствующей церкви не было внешних богослужений: Апостолы лишь читали слово Божие и воздыхали. Поэтому и Ахлебинин на своих молитвенных собраниях установил, чтобы его последователи громко не молились и не крестились, а только воздыхали, поднимая при этом глаза к небу и проводя по своему лицу рукою или платком. Сектанты эти называют себя, впрочем, не «воздыханцами», а «духовными христианами». Лжеучение их, не успевшее еще сложиться в определенную систему, особенного распространения не имеет.
5. Дунькино упование
Дунькино упование, нашедшее себе последователей на Кавказе, еще нельзя назвать определенным сектантским толком. Оно выделилось из уклеинского молоканства и носит характер молоканского раскола, или молоканского протестантства. В нем еще происходит только брожение, не отлившееся в определенную форму, и не получавшее никакого положительного строя. «Коренные» или «постоянные» молокане ненавидят его и презирают. И это совершенно понятно. Еще в конце прошлого столетия, в молоканстве возникли споры о соблазне «святого лобзания», «исповеди к человеку» и деспотизме молоканских стариков, не позволявших другим понимать Св. Писание так, как подсказывала их совесть. Во главе запрестовавших, стала жена тифлисского легкового извозчика Евдокия (Дунька) Парфенова. Так как молоканские старики не сделали никакой уступки противной стороне, то в 1902 году, Дунька вместе со своими приверженцами оставила уклеинцев и начала устраивать отдельные молитвенные собрания в своем собственном доме. Своим пресвитером она избрала единомышленника своего, П. Лезина, а свои молитвенные собрания объявила «свободными», предоставив право каждому желающему являться на них и проповедовать, что ему угодно, и в пользу какого угодно вероисповедания. Вследствие этого, на Дунькины собрания стали являться представители всех христианских исповеданий и национальностей, для пропаганды. Но особенно усердно посещают их, и ведут пропаганду, штундо-баптисты, вследствие чего, их влияние на молокан Дунькиного упования становится весьма заметным.
6. Белоризцы
Секта белоризцев появилась во Владимирской губернии около 1880 года. Во всеподданнейшем отчете обер-прокурора Св. Синода о ней говорится следующее: «Название белоризцев дано сектантам, по причине ношения ими белых рубах и белых льняных поясов. Учение белоризцев представляет собою смешение различных сектантских воззрений. Подобно перекрещенцам, они называют брак блудом; не молятся о здравии царя. Подобно петовцам, говорят, что ни в чем нет благодати; об иерархии выражаются, что всяк сам себе архиерей и священник; на основании, будто, Св. Писания, церквей видимых не признают, таинств – тоже; о властях отзываются, что всяк сам себе царь и все люди равны перед Богом; один глава над всеми – Иисус Христос; денег в руки не берут и паспортов не принимают; все ереси и толки раскольничьи осуждают, считая себя одних истинными и духовными христианами».
7. Еноховцы
Секта еноховцев имеет много общего с сектой авторитетов. Еноховцы, как и адвентисты, искажают учение Божественного Откровения о втором пришествии Иисуса Христа, кончине мира и страшном суде. Основателем этой секты считается мещанин Артемий Несветаев. О происхождении этой секты известно следующее. В 1896 году в селе Верхне-Ахтубинском, Астраханской губернии, стали распространяться слухи о близкой кончине мира и воцарения антихриста. Слухи эти распространяли отставной унтер-офицер Василий Бочаров, мещане Артемий Несветаев, Василий Несмачнев, Тимофей Пустовалов и крестьянин Федор Ганчев. По их словам, Несветаеву было откровение свыше о близкой кончине мира, доказательством которой служило пришествие на землю пророков Илии, Еноха и Иоанна Богослова, в лице протоиерея о. Иоанна Кронштадтского, священника единоверческой церкви в посаде Дубовке Николая Благовещенского и крестьянина села Верхне-Ахтубинского Андрея Лукьяновича Черкасова, и воцарение антихриста. Не было никакого сомнения, что эти невежественные проповедники, читая Апокалипсис, запутались в таинственном изложении богооткровенных истин и стали отождествлять признаки кончины мира с текущими событиями. Тем не менее, разубедить их нельзя было никакими доводами. Напротив, они открыто заявили, что обязаны предупредить народ о близкой кончине мира и, что за свои убеждения отдадут на отсечение головы, и молчать не будут, – при этом, они всячески поносили и правительство, и Православную Церковь, порвав с последней всякие связи. Проповедь их производила сильное впечатление на простой народ и приобретала им много последователей.
Отделившись от Церкви, еноховцы стали устраивать свои молитвенные собрания с чтением кииг Св. Писания (главным образом, Апокалипсиса), произнесением молитв и пением псалмов. Так прошло четыре года. В 1900 году, весною, исступленные еноховцы опять стали бегать по домам односельчан, убеждая их верить в пришествие вестников кончины мира – Илии, Еноха и Иоанна Богослова, и отречься от антихриста и его церкви, причем, о Государе распространяли безумные слухи. Фанатическая проповедь изуверов так наэлектризовала многих, что они с полным убеждением, даже врываясь в приходские церкви во время богослужений, кричали о царствующем антихристе, причем, ссылались на свою безнаказанность, как на доказательство истинности своей проповеди, и всех убеждали, что на страстной седмице всем необходимо собраться в новый Сион, чтобы принять причащение от Илии и Еноха, и вознестись в сретение Господа. Между тем, в новом Сионе (на Киляковых Хуторах) лихорадочно готовились к великому дню: накупили лампад, приобрели большую чашу, напрестольный крест и Евангелие, шалями убрали столы. В четверг, еноховцы в большом количестве направились с пожитками в Сион, намереваясь провести там и Пасху. Через две недели, распродав все свое имущество, оставив раскрытыми свои сундуки и дома, бросив на произвол судьбы даже грудных детей, одевшись в белые одежды, еноховцы отправились в Царицын с целью дожить там до кончины мира. К 1-му мая их набралось в Царицыне до 100 человек. Но кончины мира они не дождались, Илию и Еноха не видели, на облака в сретение Христу не вознеслись; а только подверглись гнусному обману со стороны своих вожаков. Вскоре после этого, по распоряжению министра внутренних дел, вожаки еноховцев были высланы в Привислянский край. Тем не менее, пропаганды своей они не прекратили. Их письма, не менее речей, возбуждали фанатизм и стремление к пропаганде. Исступленные фанатики, своими речами о появлении антихриста, в простых, доверчивых людях производят панику, через которую здравый разум и здравая вера перестает управлять.
Еноховцы еще не выработали никакой системы сектантского лжеучения, хотя и отделились от церкви. Единственным пунктом, составляющим содержание их проповедей, служит указание на скорое наступление кончины мира и второе пришествие Спасителя на землю. Признаками скорого наступления кончины мира они считают, главным образом, научные изобретения нового времени, как-то: железные дороги, телеграф, телефон, а в каждом граммофоне видят по несколько бесенят со старшим бесом во главе. Бесы воплощенные, по их учению, всегда носят на руках перчатки, под которыми они и скрывают свои когти. Конец мира так близок, что уже начинают падать звезды с неба, происходят страшные землетрясения и пагубы. По всему земному шару рассыпаны агенты антихриста, а многие из еноховцев лично видели даже и самого антихриста, разъезжающего в необычайной колеснице без лошадей (моторы) и одетого в звериную кожу.
В последнее время многие из еноховцев слились с адвентистами; но их достаточно встречается еще в Царевском и Царицынском уездах (особенно, в с. Погромном, Ягорной и Таловке).