Источник

Глава 39

Потом снова повелевает Бог Пророку пророчествовать на Гога и на пришедшие с ним народы, потому что по Божию попущению придут они с конца севера, чтобы приять достойное наказание за зверонравие. Сказует при сем и о будущем их бессилии. Ибо говорит:

Иез.39:3. Исторгну лук твой от руки твоея левыя, и стрелы от руки, твоея десныя,

Иез.39:4. и поражу тя на горах Израилевых, и падеши ты, и вси иже окрест тебе, и многие языцы, иже с тобою,

то есть расслаблю силу твою, так что падет орудие, которое держишь в руках. К сему присовокупляет Бог, что Гог отдан будет на «изъядение» птицам небесным и плотоядным зверям.

Иез.39:6–7. Пущу огнь на Гога, и населятся острови с миром, и уведят, яко имя Мое Господь:

Дает видеть, что, когда Гог подвергнется оной конечной гибели, не только жители твердой земли, но и островитяне ободрятся, потому что были в страхе, услышав об его ополчении.

и имя Мое святое вестно будет среде Израиля и не осквернится имя Мое святое ктому,

Объявляет и причину:

и уведят язы́цы, яко Аз есмь Господь святый среде Израиля.

Ибо народы, дознав силу Моего промышления, и что Я защищаю народ, называемый Моим именем, не будут уже обвинять Меня в немощи и думать, будто бы прежнее пленение народа Моего произошло от Моего бессилия. Потом показывает непреложность сказанного.

Иез.39:8. Се приспе, и увеси яко будет, глаголет Адонаи Господь.

Почитай это уже совершившимся и имей в том непререкаемую уверенность, как бы в сбывшемся, ибо, что Мною предречено, то непременно исполнится.

Се есть день, о немже глаголах.

О дне сем предвозвещал Я многократно. Днем же называет время наказания Гога. Потом извещает, что весь Израиль вместо дров употреблять будет их оружие, копья, луки, стрелы, щиты и жезлы, и что не будут иметь нужды рубить дров, но сказанных выше оружий достанет на их потребность в продолжение семи лет. А сим дает видеть многочисленность врагов, предсказывает и о будущей могиле Гога. Ибо говорит:

Иез.39:11. Будет, в той день дам Гогу место нарочито, гроб во Израили, многопогребательно, пришедших от восток моря,

то есть где погребали приходивших к ним с восточных стран, там предадут погребению и его. А сим напоминает им о бывшем при Сеннахириме избиении ассириян, потому что и тогда пользовались иудеи Божиею помощью, и после сего Божиим же будут пользоваться промышлением. Но по множеству мертвецов, говорит Бог,

заградят устие дебри, и погребут тамо Гога, и все множество его, и прозовется та дебрь: многопогребательное Гога.

Так велико будет число убитых, что не вместит их ров, ископанный руками, но гробом для них сделается самая глубокая, с обеих сторон обстроенная, а сверху засыпанная землею, долина. И семь месяцев времени употреблено будет на это погребение; день же конечной гибели Гога сделают знаменитым. Ибо сказано:

Иез.39:13. Будет им именито, в оньже день прославлюся, глаголет Адонаи Господь.

Иез.39:14. И мужей поставят обходити землю,

и предавать погребению приявших смерть во время бегства, «и взыщут».

Иез.39:15. Всяк проходяй землю и мимоходящий, и узревый кость человечу, сотворит у нея знамение, дóндеже погребут ю погребающии в дебри, многопогребательном Гогове.

Долгое время будут ходить туда и сюда, предавая погребению непогребенных; и путешественники, если найдут где кость, сложив при ней кучу камней, будут этим давать знать, чтобы, кому поручено совершить погребение, взяли ее и вместе с другими воздали должное.

Иез.39:16–17. И имя месту прозовется падение многопогребательное: и очистится земля. И ты, сыне человечь, рцы: сия глаголет Адонаи Господь: рцы всяцей птице парящей и ко всякому зверю селному: соберитеся и приидите от всехъ окрестныхъ его на заколение мое, еже заклах вам, заклание велие на горах Израилевых, ядите мяса и пийте кровь:

Так, предвозвестив сие, повелевает Бог птицам и зверям собраться, как бы на некий праздник, по причине несчетного множества поверженных тел. Дает же им повеление, не как разумным, но уверяя тем разумных, что и сие делается по Его попущению. Сказанное же: «едите мяса тельцов, овнов, агнцев, козлов и волов тучных всех» (Иез.39:18) изрек Бог в переносном смысле, царей, князей и вельмож их, наименовав тельцами, овнами, козлами и волами, а подданных – агнцами; и (Иез.39:19) «закланием» Своим назвал их истребление, совершенное по Его определению.

Иез.39:20. И насытитеся от трапезы Моея,

то есть пищею, какую Я вам предложу; а показывая, какая это пища, Бог присовокупил:

коня и всадника, исполина и всякаго мужа воинскаго, глаголет Адонаи Господь.

Сим объяснил, что значат овны, волы и козлы.

Иез.39:21. И дам славу Мою в вас, и узрят вси язы́цы суд Мой, его же сотворих, и руку Мою, юже наведох на ня.

По совершении сего заклания и по предложении вам такого пиршества, все народы увидят и могущество Моего промышления, и правдивость суда; да и дом Израилев из сих событий дознает, что Я Господь и Владыка их. Сказанное: «от сего дне и в прочия» (Иез.39:22) обвиняет иудеев в прежнем неведении.

Иез.39:23. И уведят вси язы́цы, яко грехов ради своих пленени быша дом Израилев, понеже отвергошася Мене, и отвратих лице Мое от них, и предах я в руце врагов их, и падоша мечем вси,

Иез.39:24. по нечистотам их и по беззакониям их сотворих им, и отвратих лице Мое от них,

то есть языческие народы, видя, в какую низринул Я гибель Гога, познают, что Я мог бы и вавилонян подвергнуть сему наказанию, но в наказание Израилю за нечестие и беззаконие попустил ему быть отведенным в рабство, и не оказал ему никакой помощи. И сему ясно научает нас, как скоро, по возвращении израильтян из плена, произошло восстание этих народов. Ибо говорит: «уведят вси язы́цы, яко грехов ради своих пленени быша дом Израилев». Все, видя внезапное их истребление, если умеют рассуждать здраво, уразумеют, что в наказание за грехи потерпели израильтяне оное пленение. Тоже подтверждают последующие слова.

Иез.39:25. Того ради, сия глаголет Адонаи Господь: ныне возвращу пленение Иаковле, и помилую дом Израилев, и возревную имени ради Моего святаго.

Иез.39:26–27. И возмут безчестие свое, и всякую неправду свою, ею же неправдоваша предо Мною: егда вселятся на земли своей с миром, и не будет устрашающаго. Внегда возвращу я от язык, и соберу я от стран их.

Cие «возмут беззаконие свое, и всякую неправду свою, ею же неправдоваша предо Мною», значит: те горести, какие потерпели они, наведут их на мысль, что сами для себя были их причиною, и что неправда была виною бесчестия. Рассуждениями же сими, говорит Бог, займутся, возвратившись в землю свою и избавившись от этих несносных врагов. Тогда-то и «освящуся в них пред языки», то есть когда могущество Мое сделается явным, тогда все воздадут Мне поклонение за промышление Мое об израильтянах.

Иез.39:28. И уведят, яко Аз есмь Господь Бог их, внегда явлюся им во языцех

Ибо по Моему промышлению освободятся от владычества вавилонян, и увидят погибель народов скифских.

и соберу я на землю их, и не оставлю от них тамо ктому.

И сие, сколько зависело то от Божией попечительности, вполне исполнилось; обвыкшие же противиться Божиим законам не захотели возвратиться, и большею частию чужую землю предпочла отечественной.

Иез.39:29. И не отвращу лица Моего ктому от них, зане излиях ярость Мою на дом Израилев, глаголет Адонаи Господь.

И это идет вслед человеческой воли, потому что от нас зависит, чтобы благие обетования пришли в исполнение.

Так и нам Владыка обетовал Царство Небесное, но не сподобимся его, живя недостойно. Приложив же тщание и со всяким усердием сохранив Божии законы, несомненно насладимся обетованных благ. Так и иудеям обетовал, что не отвратит от них лица, то есть от покорных Ему, верующих и хранящих Божии законы. А что сие действительно так, свидетельствуете о том история. Изведши народ из Египта, Бог обещал ввести его в землю обетованную; но поскольку, противясь повелениям Божиим, продолжали жить нечестиво, то всех предал смерти в пустыне, исполнив обещания только двоим из всех, приявших обетования. Посему и здесь для уверовавших и приявших спасительную проповедь обетование непреложно, потому что Бог не отвратит от них лица Своего. Но поступающие вопреки Божию изволению останутся далекими от Божия призрения на них, нимало не пользуясь Божиим о них попечением, но, по слову Пророка Исаии, ходя «светом огня» своего, «и пламенем», который разожгли (Ис. 50, 11), по словам божественного Давида, пойдут в «начинаниях своих» (Пс. 80, 13). Так разуметь о сем научились мы из божественного Писания.

А я дивлюсь неразумию, не только иудеев, но и некоторых носящих на себе имя христиан, держащихся же иудейских басней, и утверждающих, что восстания Гога и Магога еще не было, но ожидается еще оное. Им надлежало обратить внимание на то, что, во-первых, пророчество о сем соединено с возвращением иудеев из Вавилона, и потом Пророк сказал, что языческие народы дознают из этого Божие могущество. Пусть же скажут, в каком учении для познания Божия могущества имеют нужду народы теперь, когда научены веровать во имя Отца и Сына и Святого Духа, знают, как славословить естество Божие и покланяться Ему, и освободились от идольской прелести? И истребление Гога какое могло бы принести учение, подобное заключающемуся в проповеди священных апостолов? Проповедь сия научает всех людей троичности и единству, тому, что в едином естестве созерцаем три личные свойства; и сверх того учит она о воскресении мертвых, о суде, о воздаянии за добрые и худые дела, о Царстве Небесном, о мучении в геенне, преподает уроки добродетели, правила любомудрия и все прочее, что содержится в божественном Евангелии и в священных апостольских писаниях. А истребление Гога научило народы одному, а именно, что наибольшее могущество имеет Бог иудеев, и что, не по Его бессилию, но за беззаконие свое, иудеи были под властью вавилонян. Посему, если сказанное о Гоге еще не исполнилось, исполнится же в последние дни, и чрез него научатся все народы чествовать Бога всяческих, то значит, что событие с Гогом важнее спасительного креста и смерти Сокрушившего смерть, и божественных апостолов, озаривших вселенную светом боговедения; ибо все это не возмогло научить народы познанию Бога всяческих, но только истребление Гога соделает Его ве́домым для всех! Так явным образом иудействуют баснословяшие это. Но мы, верно следуя божественному Писанию, сделали предложенное выше толкование, изложив то учение, что Гог приходил, и предсказанное о нем пришло в исполнение. И тогда дознали народы, что, не по бессилию Божию, но за беззаконие свое иудеи подверглись пленению. В настоящее же время от Владычней смерти и от Владычнего воскресения прияли язычники лучи боговедения и, освободившись от отеческого нечестия, научились мы поклоняться Отцу и Сыну и Святому Духу. Ему подобает слава во веки веков! Аминь.


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 6. - Типография В. Готье, 1859. - 776 с. / Толкование на пророка Иезекииля 355-728 с.

Комментарии для сайта Cackle