Источник

Глава 40

Иез.40:1. И бысть в двадесять пятое лето пленения нашего, первого месяца, в десятый день месяца, в четвертое на десять лето по пленении града,

И отсюда явствует, что Пророк отведен в плен с царем Иехониею, после которого царствовал Седекия одиннадцать лет без нескольких месяцев; ибо в одиннадцатый год царствования Седекии взят город. Посему Пророк справедливо сказал, что четырнадцатый год по взятии города был двадцать пятым годом их плена.

в той день бысть на мне рука Господня, и веде мя тамо,

Иез.40:2. в видении Божии веде мя на землю Израилеву, и постави мя на горе высоце зело, на ней же яко же сограждение града прямо.

Бог всяческих, предвозвестив им возвращение из плена, и показав силу Свою воскресением сухих оных костей, предрекает и воссоздание города и храма; и не слова только произносит, но показует Пророку и город и храм в видении, силою божественного Духа просветив зрение ума его. Но чтобы, толкуя все в подробности, не утомить читателей сея книги длинными речами, мы намерены вкратце сделать некоторый перечень того, что духовно показано богомудрому Пророку.

Посему сказует он: «в видении Божии», то есть в духовном, а не в чувственном, представлении отведен был дух его в землю Израилеву, на высокой же некоей горе увидел здание, и стоящего мужа, имевшего вид человеческий, но цветом был он как самая светлая и чистая медь, держал в руках «трость и вервь зиждущих» (Иез.40:3), и повелевал мне смотреть, что будет показывать, и слушать, что скажет. Ибо для того, как говорил он, и пришел я, чтобы показать и научить, а ты сообщил это дому Израилеву. Потом, измеряя тростью, показывает мне, говорит Пророк, все размеры здания, и сперва меру врат так называемых порогов, наддверий и косяков. Ибо «эламом» в единственном числе называет косяк, а во множественном «эламоф», и так же «фес» – порог и наддверие, и во множественном «феим» то же самое. Ибо такое толкование сих слов нашел я у сирского переводчика. Сказует же Пророк, что видел не внешние только, но и внутрение врата, а также между ними дворы, и из них внутренние, потому что одни назначены были одним иереям, а другие доступны всем израильтянам. Хотя храм Божий имел кругом себя одну весьма длинную и высокую ограду, но за нею внутри все открытое место разделено было другими стенами, и иное отделено было для всего народа, а внутреннее и ближайшее к самому храму освящено для одних иереев. Посему сказует, что во внутреннем дворе видел «тридесять» преграждений и междустолпий (Иез.40:17). Преграждения сирский переводчик наименовал храминами, и они были отделены для иереев, как дает о сем знать сам Пророк. Богомудрому же Исаии говорит Бог: «иди в кущу» (преграждение) к Сомману книжнику (Ис. 22, 15).

Говорит еще Пророк, что по сто локтей отделено в широту внешним дворам, одному обращенному на север, другому на полдень, и столько же обращенному к восходящему солнцу; длина же каждого из внутренних, дворов была в двадцать пять локтей, а широта в пятьдесят. Сказует же, что врата одни с другими были сходны во всем, и в мере, и в резных изображениях фиников. А карнизы или выпуклости по обеим сторонам дверей называет: «аилеф», и говорит, что на них вырезаны были изображения фиников (Иез.40:34). Сказует также, что видел поставленные по ту и другую сторону врат трапезы, на которых возложенные жертвы закалали священники, иные для всесожжения, а иные в приношение за грех и неведение. А по близости, как сказал Пророк, был сток (Иез.40:38), принимавший в себя кровь жертв и передававший ее в некое совершенно отделенное место. Сверху над трапезами, говорит он, были покровы, защищавшие их от приражений дождя и солнца (Иез.40:43).

После сего описывает, что видел две храмины, из которых одна обращена на север, другая на полдень, обе же устроены во внутренних дворах; и обращенная на полдень отделена была иереям, стерегущим Божий храм, а обращенная на север – иереям, стерегущим внешний жертвенник; но те и другие иереи, говорит Пророк, ведут род от Садока, потому что Бог всяческих древле по приговору, произнесенному на первосвященника Илия, род Авиафаров устранил от священнослужения. Сказует еще Пророк, что внутренний двор, обращенный к восходящему солнцу, от притвора Божия храма до врат имел сто локтей, и широта его была во столько же локтей, и «прямо храму требник» (Иез.40:47). Притвор храма в длину имел двадцать локтей, и в ширину четырнадцать; равно и дверь его была шириною в четырнадцать локтей; с той и другой стороны ее были вереи, или косяки, до самого угла, каждый в три локтя. Ибо таким образом восполняется мера двадцати локтей, четырнадцатью локтями, которые занимала дверь, и с каждой стороны косяками, которые названы у Пророка боками и занимали остальные шесть локтей, три локтя с одной стороны, и три с другой.


Источник: Творения блаженного Феодорита, епископа Кирского. - Москва : В тип. В. Готье, 1855-. (Творения Святых Отцев в русском переводе, издаваемые при Московской духовной академии). / Ч. 6. - 1859. – 776, II, II с. / Толкование на пророчество божественного Иезекииля. 355-728 с.

Комментарии для сайта Cackle