Источник

Глава вторая. Предохранение от повреждения

§ 21. Удаление от опасных предметов

1. Для предотвращения как физического, так и нравственного повреждения прежде всего надобно сколько можно удалять от детей вредные и опасные предметы. Под сими предметами разумеем и внешние опасные вещи, но особенно таких людей, обращение с коими угрожает детям опасностию в каком-либо отношении. Ближайшее приложение сего правила будет показано ниже. При этом никогда не надобно забывать, что дети, как дети, обыкновенно не опытны, неразумны, опрометчивы и крайне любопытны, полны желаний и притом нежны и слабы, а потому легко могут потерпеть вред как физический, так и нравственный. Очень многое, что безвредно и неопасно для взрослого, может быть весьма вредным или опасным для детей. Надобно также обращать внимание на личные свойства воспитанника. Как устройство тела, так и способности ума и наклонности сердца весьма различны. Поэтому часто нужно бывает иному дитяти запрещать что-нибудь такое, что другому можно позволить без опасения.

«Maxima debetur puero reverential», – сказал Ювенал язычник; а древний греческий законодатель Солон приказал сделать следующую надпись при входе в детскую школу в Афинах: «Не приближайся сюда никто нечистый». Поэтому афинский закон определял смертную казнь тому, кто осмелился бы осквернить святилище, где воспитывают росток и цвет человечества. По той же причине у древних персов воспитательные домы поставлялись в отдалении от рынков – из опасения, чтобы дети, каждодневно видя перед собой корыстолюбивый торг, не потеряли благородных стремлений.

§22. Предостережения

1. Впрочем, невозможно удалить от детей все для них вредное или опасное. Поэтому нужно, чтобы дети мало-помалу сами привыкали узнавать, что для них вредно или опасно, и сами того остерегались. Для этого особенно полезны предостережения, то есть наставления, обращающие внимание детей на недостоинство и вредные следствия известных предметов или действий.

2. Такие предостережения очень важны в летах детского легкомыслия и неопытности; только они всегда должны быть сообщаемы сообразно с целию. На этот конец в предостережениях –

а) Надобно быть умеренным. Этим средством следует пользоваться только там, где оно оказывается нужным. Всегдашние предостережения производят невнимание и нерасположение к ним; так что от этого часто и нужные предостережения остаются бесполезными.

6) Надобно избегать всякого преувеличения. Выдуманные и преувеличенные изображения каких-либо вредных последствий противоречат законам истины, и тут ложь всегда наказывается сама собою. Если обманутые дети рано или поздно узнают обман, то перестают верить своим родителям или воспитателям и в том, что совершенно согласно с истиною.

в) В предостережении надобно применяться к внутренней приемлемости и расположениям детей. Не все на всех производит одинаковое впечатление. Им нужно объяснять дело более посредством примеров и повествований. Особенно действует на воспитанника, если ему указывают на его собственный опыт, какой с ним когда-либо встречался.

г) Предостережения всегда должны быть делаемы ласково, с отеческою любовью и с благоразумным применением к обстоятельствам. Только таким образом предлагаемые предостережения дети принимают охотно.

д) Наконец, надобно остерегаться делать детям такие предостережения и давать наставления, которые побуждают их к нечистым желаниям или к любопытству касательно таких предметов, о которых, к счастию, они не имели доныне никакого познания, – каковы например, определенным образом высказанные предостережения от грехов, противных целомудрию. Хотя для большей части детей, достигших известного возраста, необходимы предостережения от подобных грехов; но при этом требуется осторожность, чтобы им чрез такие предостережения не принести больше вреда, чем пользы. Неиспорченных детей надобно только в общих выражениях предостерегать от всякого бесстыдного обращения с самими собою и с другими, как от такого позорного дела, которое крайне оскорбляет всевидящего Бога и причиняет большой вред самому человеку.

Нечто подобное надобно заметить и в рассуждении ядовитых растений. Хотя нужно детей, особенно живущих вне городов, предостерегать от злоупотребления ядовитыми растениями и потому знакомить их с обыкновенными видами их, присовокупляя некоторое объяснение того, что употребление их вредит человеку, причиняет ему величайшие болезни и т. д., но если бы стали объяснять их детям собственно как яд, объяснять смертельное их действие и образ их приготовления для вредных целей, то, без сомнения, это было бы очень неблагоразумно. На что часто ни решается человек, когда или сильная страсть обуревает его, или вражда и печаль стесняют его сердце! Как опасно было бы, когда бы такой человек узнал, что то или другое растение действует смертоносно!

§ 23. Угрозы и наказания

1. Если сообщаемые дитяти наставления и предостережения не могут удержать в порядке беспорядочных его влечений, то надобно прибегнуть к приличным мерам принуждения. Там нет истинной любви к детям, где для удержания детского своенравия и вольности не хотят употреблять нужной строгости: хотя и с прискорбием, но надобно поступать вопреки детскому легкомыслию, когда это нужно. Мудрый говорит: Иже щадит жезл свой, ненавидит сына своего (Притч. 13:25). Также, если прежде данное предостережение было пренебрежено воспитанником и, может быть, уже не один раз, то нужно, чтобы от сего пренебрежения он подвергался неприятным следствиям. Погрешающее дитя должно на деле испытывать, что каждое уклонение от пути порядка ведет к неприятностям. Например, дитя, не умеренное в употреблении пищи или сластолюбивое, расстроившее чрез то свой желудок, пусть принимает горькое лекарство или наблюдает при том строгую диету; неопрятное – пусть подвергается стыду и поставляется назади; сварливое – пусть удаляется от общения с другими; забывчивое – пусть снова повторяет забытое; ленивое – пусть лишается пищи, пока не выполнит своего дела; обманывающее – пусть лишается доверия, доколе не представит опыта своего исправления и т. п. Если же неприятные последствия вредны для дитяти, то их надобно отменять или делать безвредными, но во всяком другом случае после сделанных детьми проступков должно намеренно подвергать их неприятным следствиям и, если они сами по себе слишком слабо действуют на детей, усиливать их посредством прикосновенных обстоятельств.

2. Также беспорядочным склонностям надобно противодействовать и посредством произвольно избираемых наказаний. Предварительное объявление их называется угрозою. При этом необходимо наблюдать следующие правила: а) в угрозах надобно быть умеренным; б) никогда не должно угрожать чем-нибудь таким, чего не возможно или не должно делать; в) угрожая дитяти, надобно обращать внимание и на личные его свойства; г) наконец, объявленные угрозы, в случае пренебрежения их, всегда должны быть выполняемы. Посему угрожать надобно с рассуждением и каждый раз сдерживать слово, или, когда нужно отменить, то надобно делать это так, чтобы дитя в отмене отнюдь не видело для себя поблажки.

3. Если угроза пренебрежена, то должно приступить к объявленному наказанию. Цель наказания – не та, чтобы причинить болезнь дитяти или отомстить ему, но чтобы отсечь возникающие ростки зла и пробуждающимся худым наклонностям положить пределы. Само собою разумеется, что не должно избирать никаких вредных наказаний, от которых, например, подвергается опасности здоровье, чувство стыда и чести или слишком раздражается сердце. Как наказание должно происходить единственно из любви, то, прибегая к нему, всегда надобно иметь в виду только благо дитяти. Об этом будет сказано более, когда станем говорить о нравственном воспитании.

4. Нужно ли употреблять телесные наказания? Конечно, жалко, если человек весьма мало, а может быть, и совсем не имеет чувства для высоких и благородных впечатлений и потому надобно бывает поступать с ним, как с неразумным животным. Но кто станет возражать, что есть такие люди? Таких встречаем мы особенно между малолетними, нимало не образованными и одичавшими детьми. Для них телесные наказания необходимы. Мудрый говорит: Наказуй сына твоего, тако бо будет благонадежен (Притч. 19:18). Никак нельзя одобрять неумеренного гнева и жестоких поступков некоторых родителей или воспитателей и никак нельзя желать возвращения тех наказаний, кои прежде употреблялись в училищах; но вредно и то, если при воспитании совершенно удаляются от строгости благоразумных предков и чрез то ослабляют строгость нравов. Мудрые всегда шли златым путем средним, им должны подражать и мы.


Источник: О воспитании детей в духе христианского благочестия / [Архиепископ Евсевий (Орлинский)]. - 4-е изд. - Санкт-Петербург : тип. Деп. уделов, 1877. - [2], VIII, VIII, 543 с. (Авт. в кн. не указан; установлен по изд.: Межов В.И. Систематический каталог рус. книгам. Спб., 1869. № 2252.)

Комментарии для сайта Cackle