Речь благочестивейшему Государю Императору Александру Александровичу и благочестивейшей Государыне Императрице Марии Феодоровне на освящении храма Христа Спасителя в Москве, Мая 26, 1883 года.
Благочестивейший Государь! Три Императора, – Твои Августейшие предшественники, – трудились над созиданием этого великолепного храма, этого векового памятника милостей Божиих, явленных в тяжкую годину нашему Отечеству; но ни одному из них, ни даже блаженной памяти Родителю Твоему, совершенно окончившему и приготовившему храм к освящению, не судил Господь порадоваться этому священному торжеству. Тебе даровано это благодатное утешение.
По соображениям человеческим непонятно, а по чувствам нашего сердца даже и прискорбно, когда люди, трудившиеся в делах великих и благотворных, не вкушают здесь плодов труда своего и через это, как будто лишаются заслуженной награды. Но в Евангелии Господь Сам разрешает нам это недоумение, чтобы мы, встречаясь с подобными опытами жизни, не теряли в трудах своих ясного и бодрого расположения духа.
Дело просвещения и благоустроения жизни рода человеческого Спаситель называет делом Отца Своего Небесного, в котором дается людям участие, согласно с призванием и временем жизни каждого, а главное с тем, что в ту или другую пору нужно для каждого дела по общему плану божественного о нем промышления. „На ниве Божией, один сеет, а другой жнет“, но все эти деятели собирают плод в одну житницу, в жизнь вечную, „ где и сеющий и жнущий вместе радоваться будут“ (Ин. 4:36–37); а радоваться жнущие вместе с сеявшими будут потому, что в сущности последние оказываются продолжателями дела первых, по слову Спасителя, „входящими в труд их“. Указывая на народ, приготовленный к вере в обетованного Мессию, трудами древних пророков и св. Иоанна Крестителя, Господь сказал Апостолам: „Я послал вас жать, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы в труд их вошли“ (Ин. 4:38).
И так, Благочестивейший Государь, Ты на празднике жатвы плодов от семян, посеянных трудами Твоих Августейших предшественников, и самою радостью праздника Ты „в труд их вошел“. В обителях Отца Небесного они уже получили достойное воздаяние, а Ты этою радостью жатвы поощряешься к трудам – сеяния добра – предлежащим Тебе в Твое царствование. Этот храм, присоединившийся отныне к дорогим для нас святыням первопрестольного града и целой России, да укрепит Твою веру, что над Тобою бдит тот же Промысел Божий, Который руководил издревле Царей Русских в совершении дел великих. Имена героев и описание славных подвигов их, начертанные на стенах этого храма, да утешают Тебя мыслию, что под Твоею Державой все тот же народ, безгранично Te6е преданный и всегда готовый на всякие труды и жертвы для Тебя и Отечества. Да наполняет Господь десницу Твою семенами истинного добра, чтобы при самом сеянии Ты радовался в уповании, что все возрастет и созреет на радость будущим жателям.
Благочестивейшая Государыня! Священным Коронованием и помазанием приобщившись к благодатным дарам, к власти и славе нововенчанного Царя нашего, и Ты вместе с Ним „вошла в труд“ попечения о судьбах великого русского народа. Да поможет Тебе Господь быть для Него истинною помощницей. Земледелец, работающий в пол, утомленный и нуждающейся в подкреплении сил ждет себе пищи из дому, от жены своей: да будет этим хлебом, подкрепляющим силы нового Августейшего Труженика земли русской Твоя любовь со всеми сокровищами любящего сердца“.