Азбука веры Православная библиотека протоиерей Арсений Разумихин Храм Василия Кесарийского, что в Тверской-Ямской слободе гор. Москвы

Храм Василия Кесарийского, что в Тверской-Ямской слободе гор. Москвы

Источник

Содержание

Предисловие

I. Начало Тверской-Ямской слободы II. Построение храма во имя Св. Василия Кесарийского в Тверской-Ямской слободе III. Храм св. Василия Кесарийского до 1688 года ІV. Пожар в Тверской-Ямской слободе и построение каменного храма в 1688 году V. Увеличение населения Тверской-Ямской слободы в 18 и 19 столетиях VI. Перестроение храма в начале прошедшего столетия VII. Перестроение трапезной церкви с колокольнею в 1845 году и последующие изменения в храме VIII. Распространение приделов нашего храма в 1883 году IX. Сооружение новой обширной паперти и нового большого колокола X. Святыня храма и внутреннее его украшение XI. Часовня при храме XII. Заключение  

 

Вид восточной стороны храма с главной Тверской-Ямской улицы

Предисловие

Храм Св. Василия Кесарийского, что в Тверской-Ямской слободе1, принадлежит к числу замечательных и наиболее известных приходских храмов нашей первопрестольной столицы2.

Это единственный теперь3 в г. Москве храм, посвященный имени Вселенского Учителя и Святителя Христова, твердого исповедника и поборника православной веры, – Св. Василия, Архиепископа Кесарии Каппиадокийской, († 1 января 379 г.), за свои подвиги и труды для Церкви Божией получившего от неё наименование „Великого“.

Как бы в соответствие с таковым наименованием Святителя Василия4, – и храм его в нашей местности отличается величественным видом и обширностью. Пятиглавый, – с большими тремя алтарными выступами на главную улицу, – с обширною папертью с западной стороны, с двумя, кроми того, боковыми папертями-входами, он по своему наружному грандиозному виду и широте своих размеров5 мог бы занять не последнее место и между нашими соборными храмами, – а из приходских храмов г. Москвы в сравнение с ним могут быть поставлены лишь весьма немногие. Таковому внешнему виду нашего храма вполне соответствует его внутреннее величественное строго-церковное благолепие и богатство украшений. В нем мы видим множество Св. икон, написанных по древним образцам, и почти все они облечены в драгоценные ризы. Престол его главного храма сияет дорогою, художественной работы, одеждою. Величественный пятиярусный средний его иконостас весь обложен позлащенной с эмалью бронзою. Иконостас одного из его приделов (Николаевского) сребро-позлащенный. Все его стены и своды росписаны священными изображениями в строго византийском стиле. Особенно благолепный вид имеет храм наш при освещении, во дни праздничных торжественных богослужений, к которым молящиеся призываются благовестом громогласного, тысячепудового колокола. Кто бывает в эти дни в храме нашем, тот невольно умиляется душею: Красота храма и священнослужение, при стройном пении, оживляет и поддерживает в молящихся благоговейное настроение, неприметно вознося их мысли к красотам высшего горного мира, где Престолу Божию предстоят Святые – наши верные Покровители и Молитвенники, – а вместе с ними – Матерь Божия, Царица Небесная, сияющая вечной славой и совершенствами, – и ими, как бы „ризами позлащенными одеяна, преукрашена“.

Это благолепие храма нашего и привлекает в него молящихся, не только из нашего прихода, но и из других приходов и местностей. Потому то он и пользуется наибольшею известностью среди множества приходских храмов, украшающих собою нашу первопрестольную столицу. Редко кто из москвичей незнает нашего храма или небывал в нем. – В доброе старое, благочестивое время каждый из жителей Москвы считал своею обязанностью побывать 1 января, в день памяти св. Василия, или накануне, в храме его, –дабы испросить себе и семье своей небесное благословение Великого Святителя Христова на наступающее новое лето жития. Теперь же, в многолюдном приходе нашем, редко у кого из москвичей не найдется родных или близких знакомых: по случаям крещений, похорон, браковенчаний в семьях этих родных и близких лиц многим москвичам и приходится быть в нашем храме.

В 1891 году, по случаю однодневного пребывания в храме нашем тела великой княгини Александры Георгиевны, – он получил известность далеко за пределами нашего града: сведения о нем, помещаемые тогда в повременных изданиях, распространялись повсюду.

Храм св. Василия Кесарийского замечателен еще и тем, что он первый в Москве храм, стоящий при въезде сюда от Петербурга чрез Тверскую заставу, по так называемому „Петербургскому шоссе“. Посему каждый православный, въезжающий через Тверскую заставу в нашу первопрестольную столицу, – или отправляющийся отсюда этимъ путем, молитвою прежде всего перед этим храмом испрашивает благословение у Господа и Его Великого Святителя на предстоящий путь, или возсылает благодарение за благополучное сохранение в пути. – Со времени основания С.-Петербурга, ставшего новой столицей, – мимо нашего храма, – получая первое благословение от него, совершали торжественные въезды в Москву наши благочестивейшие государи и государыни. Мимо храма этого Великий Петр, Первый Император Всероссийский, совершал свои торжественные и триумфальные входы в первопрестольную столиц с трофеями одержанных им побед; мимо этого же храма, по вступлении на престол, торжественно въезжали сюда для священного коронования все императоры и императрицы Всероссийские: Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II, Павел I, Александр Благословенный, Николай I, Александр II, Александр III и ныне благополучно царствующий Государь Император Николай II. Мы имели счастье быть свидетелями того, как 9 мая 1896 года, в день торжественного въезда в нашу столицу из Петровского дворца, Благочестивейший Государь наш, приблизившись к храму нашему, около которого стояли священнослужащие с иконою св. Василия Великого, – благоговейно совершил на себе крестное знамение, и с какою отрадою и любовью взирал на него православный народ, во множестве собравшийся близ храма, – молитвенно сопровождая Его на царственный путь... Молитвами Святителя Василия да дарует Ему Господь и Августейшей Семьи Его мир, здравие и долгоденствие!

Познакомиться с историей устроения и благоукрашения нашего, замечательного во многих отношениях, храма, не излишне для каждого любителя церковной старины и благолепия дома Господня. Тем более интересно и полезно иметь все возможные сведения о своем храме для его прихожан. Ибо, что такое для нас – наш приходской храм?

Это есть для нас наша духовная родина, ибо здесь мы получаем духовное рождение в таинстве Св. Крещения, а через молитвенную память о родителях наших, сюда нас еще в юные годы приводивших для напоения от Божественной трапезы и зрения красоты Господней, – вступаем в живое духовное общение с ними. Это есть место особенно дорогое и священное для нас, ибо здесь мы получаем самое высшее и дорогое на земле сукровище – Св. Тайны Христовы, удостоиваемся прощения грехов, принимаем благословение брачного союза, как залог нашего семейного счастья. Здесь с особым усердием возсылаются о нас молитвы духовных отцов наших, и наши слабые молитвы подкрепляются этими молитвами, которые мы здесь непрестанно слышим, – и именно о нас: „о братии святого храма сего“. Отсюда подаются нам небесная помощь, утешение, благопоспешение во всех скорбях и радостях жизни. Сюда наконец, когда Господу угодно будет призвать нас от здешней земной жизни, будетъ принесено и бренное тело наше для последнего напутствия и молитв. Словом, приходской храм есть центр, около которого сосредоточивается вся религиозная и духовная жизнь прихода; он для прихожан тоже, что дом для родной семьи; – прихожане-же друг для друга – как бы братья и сестры этой единой родной семьи. Это все указывает на то, какое важное значение для каждого прихожанина имеет знакомство с храмом и его историей, как местом священным и близким для нас во многих отношениях.

К сожалению мы не имеем достаточного исторического материала6, чтобы дать полное научное описание храма нашего, и не задаваясь столь широкою целью, предлагаем здесь, главным образом для прихожан, лишь такие, какие у нас имеются, сведения о храме, его устроении и переменах в нем бывших, – о том, что есть в нем замечательного и достойного внимания, – и наконец, какие лица содействовали его благоустройству и украшению.

Желательно, чтобы и это „краткое историческое описание храма“, способствовало оживлению и укреплению любви и усердия к нему прихожан, чтобы по мере наибольшего ознакомления с ним, более и более сердцем своим мы привлекались к нему, – своими посильными жертвами способствуя сохранению его в благолепии, и усердно посещая его с молитвою Св. Царя и Псалмопевца: „Возлюбих благолепие Дому Твоего и место селения славы Твоея... Вниду в Дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем. Господи! Настави мя правдою Твоею... Исправи пред Тобою путь мой“.

Внутренний вид храма

* * *

1

Находится на 1-й Большой Тверской-Ямской улице, – в середине её, – на равном почти разстоянии от старых Триумфальных ворот и Тверской заставы, западной же стороной примыкает к Брестской улице, – откуда и главный вход в него; числится в Никитском сороке.

2

Другие обширные и известные приходские храмы г. Москвы: Богоявления – в Елохове, Сергия – в Рогожской слободе, Богоявления – в Дорогомилове, Николаевский – в Новой слободе.

3

В прежнее время, кроме нашего храма, существовали в Москве следующие храмы, посвященные имени Св. Василия Кесарийского (ныне упраздненные): 1) В Никитском сороке, на Бол. Тверской улице, против бывш. Воскресенского монастыря, у двора князя Черкасского, храм Св. Василия Кесарийского с приделом в честь Введения Пресвятой Богородицы. Известен с 1625 года. Местность этого храма ныне занята домом бывш. Гиппиуса, (ныне .Линдштедт,– против Саввинского подв.) 2) У Покровских ворот „на Грязи“ (название низменной болотистой местности) в XVI веке – первоначально был храм Св. Василия Кесарийского. С 1722 года – упоминается уже придел во имя его, пристроенный при храме Живоначальной Троицы в той же местности („на Грязях“); 3) В Китай Городе, от Спасских до Никольских ворот, стояло 15 церквей с кладбищами, носивших наименования по урочищу: „на крови, у голов, что на рву“ (т.-е. на месте казни преступников, близ Кремлевского рва): один из этих храмов был – во имя Св. Василия Кесарийского (Русская Старина А. Мартынова, стр. 55, 70, 102, 141; XXVI, 19); 4) В Московском придворном Благовещенском соборе еще в 1489 году – в южном предалтарии был устроен придел во имя Св. Василия Великого, имя Которого носил сын Иоанна III, после великий князь Василий III. Придел этот был упразднен после моровой язвы в Москве, в 1654 году, при чем иконостас его был перенесен в придел Св. Великомученика Георгия. (Моск, придворный Благовещенский собор, прот. Н. Извекова. Чтения в Общ. Люб. Дух. Проев. 1911 г. Апр. 293 стр.).

4

Память его (блаженное преставление) празднуется 1 января – в день Обрезания Господня и Новолетия, – и кроме того, вместе с другими двоими вселенскими Учителями и Святителями – Св. Григорием Богословом и Иоанном Златоустом – 30 января.

5

Храм имеет в длину 22 ½ сажени (длина прохода от церкви до паперти 2 саж. 14 верш.), ширина главного 1 храма с приделами 12 сажень 9 вершков, ширина трапезной церкви 11 сажень 8 вершков. Высота главного храма 9 сажень 2 аршина; приделов и трапезной церкви – 10 аршин 5 вершков; длина паперти 3 сажени и 2 аршина; ширина 5 сажень 1 аршин, вышина 4 сажен и 9 вершков. Вместимостью храм с папертями: свыше 5 тыс. чел. Интересно заметить для сравнения: Московский Успенский собор вышиною от купола большой главы до полу 55 арш., длиною отъ горнего места до западных дверей 50 арш., а шириною от южных дверей до до сѣверныхъ З5’,арш. (См. Памятники Москов. древностей Снегирева, изд. 1842–1845 г., стр. 10).

6

Немногие лишь точные исторические сведения о храме пришлось нам найти в архивах министерств: юстиции, Императорского Двора, иностранных дел и архиве духовной консистории. Кроме этого – источниками при составлении предлагаемого описания служили нам: Труды археологов Мартынова, Забелина, бр. Холмогоровых, исторические справки и заметки Н.И. Бочарова, описи церковные старые 1832 г. 1861 г., и составленная нами новая опись 1893 года, ценные записки о храме о. прот. этой церкви А.А. Романовского в рукописной копии тщательно сохраняющиеся у прихожанина П.А. Ларионова и некоторые др. печатные исторические сочинения.


Источник: Храм Василия Кесарийского, что в Тверской-Ямской слободе гор. Москвы: Крат. ист. его описание / Сост. прот. Арсений Разумихин. - Москва: Тип. «Обществ. польза», 1912. - 135 с.: ил.

Комментарии для сайта Cackle