Источник

VI. Перестроение храма в начале прошедшего столетия

Храм каменный Св. Василия Кесарийского, сооруженный в Тверской-Ямской слободе в 1688 году, – с течением времени пришел в ветхость, и с увеличением населения в приходе, особенно к началу прошедшего столетия, сделался тесен и неудобопоместителен. Явилась нужда в его перестройке и расширении. Но прихожане по своей бедности не имели достаточных средств, чтобы удовлетворить этой насущной религиозной потребности. Однако же, надеясь более всего на помощь Божию, с особою силою проявляющуюся всегда в построении св. храмов, они во главе с священно-служителями, обратились с прошением к Духовному Начальству, – в коем изъяснили свою нужду. Ответом на это прошение был сохранившийся от 1810 года указ, данный в этом году, сентября 28 дня, из Московской Управы Благочиния55 священнику церкви Св. Василия Кесарийского Григорию Иванову56 в том, что „по разсмотрении представленного архитектором Соколовымъ плана, учиненного по сообщению Духовной Консистории о построении трапезы и колокольни, состоящего за земляным городом, в Пресненской части, 2 квартала строения, в сей Управе Благочиния определено: 1) находящуюся при церкви Василия Кесарийского, что в Тверской-Ямской слободе, прикрытую (на плане) темною тушью, – старую трапезу с приделом и колокольнею сломать и вместо которых согласно с изданными узаконениями на показанных по учиненным номерам местах (на плане), вновь построить, и именно: 2) каменную трапезу с двумя приделами, длиною на двенадцати, шириною на восьми саженях, с покрытием кровли железом, – и 3) колокольню длиною и шириною по три сажени с трех сторон с колоннами, и вышиною... – все данное строение по фасад дозволить“57. Получив разрешение перестроить ветхую церковь, прихожане однакоже не решились приступить к этому делу, не видя возможности собрать нужную для всей перестройки сумму. В виду этого они в том же, или следующем году обратились к начальству с новым прошением о выдаче им заимообразно десяти тысяч рублей ассигнациями из процентной церковной суммы. Просимая сумма была выдана в 1811 году, с тем, чтобы церковь уплачивала каждогодно по тысяче рублей и чтобы в продолшении десяти лет весь долг был погашен58. Церковь была возобновлена, приделы с трапезою и колокольнею, по выдаче показанной суммы, были выстроены, вся постройка окончена была в два лета и стоила более пятидесяти тысяч рублей ассигнациями, чему более при доброхотных дателях вспомоществовал староста церковный Московский купецъ Феодор Алексеев, употребивший на это дело из своего иждивения более тридцати тысячъ рублей59. Отстроенная снаружи, церковь придельная нисколько не была еще отделана и украшена внутри, как наступило тяжелое время бедствий для Москвы от нашествия французов в 1812 году. Во время разорения и пожара 1812 года настоящая наша холодная Василие-Кесарийская церковь подверглась общей участи всех других московских церквей: она была „разорена“60 неприятелями. Новые же приделы с трапезою остались целыми: в ней, по преданию, преосвященный Августин, возвращаясь в Москву, по выходе из неё неприятелей, совершил первое благодарственное Господу Богу молебствие о явленном над отечеством нашем Чуде Милости Божией61.

Как известно, только за два дня до вступления французов в Москву, дано было, и то секретное предписание убирать ризницу в церквах, и не касаться предметов, находящихся на виду, чтобы этим не произвести волнения в народе. Неизвестно, что и куда успели скрыть из церковной утвари храма Василие Кесарийского. Из показания священно-церковно-служителей, старосты и прихожан нашей церкви, данного в 1813 году на запрос консистории о том, в каком положении находится ныне данная (Василие-Кесарийская) церковь и в состоянии ли прихожане даной церкви делать уплату заимсвованной суммы, видно, что во 1-х, старая церковь находилась в разрушенном состоянии, последовавшем от неприятелей, а новые приделы с трапезою остались целы, но внутреннего нужного благолепия еще никакого не имели, как-то: иконостасов, образов и других потребностей для храма, на каковое исправление церкви потребно было более двадцати тысяч рублей; во 2-х, каменные лавки, доставлявшие арендный доход в церковь, сгорели и требовали значительной поправки; в 3-х, прихожане делать уплату занятой суммы не отказывались, но как по причине всеобщего разорения, нанесенного пожаром и разграблением от неприятелей, не имели сил и своего состояния поправить, то и просили всепокорнейше дать отсрочку хотя на пять лет, по прошествии которых без всякой остановки уплату данной суммы производить обязывались62. Его преосвященство, преосвященнейшийАвгустин, епископ Дмитровский, после этого показания относился к Г-ну Обер-Прокурору Свят. Синода с извещением о таковомъ бедственном состоянии церкви, и получил в этом же году от Обер-Прокурора отношение, в котором изъяснено, что „Коммиссия духовных училищ, усмотрев из отношения Его преосвященства о состоянии церкви Василия Великаго, что в Тверской-Ямской слободе, что она находится в разоренном состоянии, то десять тысяч рублей, в прошлом 1811 году отпущенные прихожанам на исправление данной заимообразно на десять лет, по вышеизложенному обстоятельству оставляет без взыскания63“.

Получив столь милостивое распоряжение Духовного Начальства, священно-служители и староста озаботились благоустройством новой трапезной с приделами церкви. Чрез некоторое время были устроены в них новые иконостасы и когда все приведено было в надлежащий вид, – было совершено их освящение. А именно: сначала был освящен Николаевский новоустроенный придел. По распоряжению преосвященнейшего Августина освящение это совершено было о. архимандритом московского Богоявленскго монастыря Лаврентием, 10 февраля 1816 года, при чем был выдан новый антиминс64. Ильинский же придел по распоряжению преосвященнейшего же Августина освящен былъ лишь 25 января 1819 года, на старом65 антиминсе, НиколоХлыновским протоиереем, благочинным и членом Духовной Консистории, Иоанном Иоанновым.

Вскоре после того, как построены были новые (до ныне существующие – во имя св. пророка Илии и св. Николая Чудотворца) приделы с трапезою, явилась нужда в перестройке и старой холодной церкви во имя Св. Василия Кесарийского. Еще в марте 1816 г. священником Григорием Ивановым со старостою Федором Алексеевым было подано преосвященнейшему Августину прошение, в котором они изъясняли, что „настоящая наша церковь холодная пришла в совершенную ветхость и вновь выстроенной трапезе с приделами не соответствует ни местным положением ни фасадом, то они и вознамерились данную перебрать и соорудить по новому плану и фасаду, – на какое дело просили их благословить, и выдать им план, как на церковь, так и на все лавки, по одной линии с церковью состоящими и с дозволениия Его Преосвященства имеющие отстроиться коштом означенного старосты по условию на уреченные годы“66. На это прошение последовала милостивая резолюция Его Преосвященства: „Марта 7-го 1816 года, дозволить“... (далее трудно разобрать резолюцию). Однакоже, вследствие вероятно потребовавшихся больших расходов на приведение в благоустройство новых приделов с трапезою, а кроме того на возобновление церковных каменных лавок, сгоревших в 1812 г., и выстроенных в 1816 году67, настоящая холодная церковь по новому плану была перестроена только лишь к 1830 году, когда было совершено и её освящение. По сему случаю в храме нашем „1830 г. 18 сентября служил Высокопреосвященнейший митрополитъ Филарет, – где в первый раз произносились особенные молитвы, им составленные по случаю появления в Москве губительной болезни холеры и сказана им проповедь о холере“68. С 1830 г.69 доселе перестроенная тогда вновь настоящая наша церковь во имя Св. Василия Великого – и после того, как примыкающая к ней трапезная церковь с приделами были перестроены и распространены, – остается неизменною, служа в настоящее время местом по преимуществу праздничных и торжественных богослужений, – когда с особым усердием возносим мы благодарения и молитвы ко Господу и Его Великому Святителю... Призирай милостиво с небесе, о Великий Святителю, на эти малые молитвы наши, в храме Твоем приносимые, и буди неумолчный о нас, смиренных, Ходатай пред Престолом Вседержителя и Спаса Нашего!

* * *

55

В делах Московской управы Благочиния за 1810-й год.

56

Служил при нашем храм с 22 июля 1794 года. 1814 г. 2 июля был избран духовником благочиния. Скончался 12 марта 1831 года. На его место перемещен свящ. Вознесенск. монаст. о. Михаил Иаковлевич Изюмов (Арх. Дух. Коне.)

57

Билет изъ управы Благочиния её № 37005, сентября 28 дня 1810 года. Записки прот. А. А. Романовского.

58

Указ из Московской Духовной Консистории на имя Благочинного за У 2704 от 19 июня 1813 года.

59

Письменное показание священника и прихожан ВасилиеКесарийской церкви на запрос консистории об употреблении 10 тысяч рублей, – данное в 1813 году, июня 28 дня (Арх. Дух. Коне.).

60

„Старая наша (холодная) церковь находится в разорительном положении, последовавшем от непрителя“ (см. показание священно-церковно-служителей и старосты и прихожан, 1813 года, июня 28 дня. Арх. М. Дух. Коне.).

61

Так сказано в записках прот. А. А. Романовского. По разсказ. старожилов Преосвящ. Августин совершал в разных храмах таковые молебствия, – и в нашем храме совершил оное 1 января 1813 года.

62

От 1813 года, июня 28 дня, показание священно церк.сл., старосты Федора Алексеева и прихожан, коих подписалось Моск, купцов 11 (А. Т. Капустин, М. Григорьев, П. II. Еремин, И. И. Рыбин, А. Иоаннов, Б. Г. Царьков, Б. Девич., Герасимов, Плотников, Медовиков, П. Васильев) и ямщиков 11 (А. Новиков, Я. Ершов, И. Храбров, П. Новиков, Е. Кокорин, за Я. Сметанникова И. Новиков, И. Гуськов, В. Гуськов, А. Козлов и А. Глинков).

63

Указъ Духов. Консистории на имя Благочинного от 1813 г. авг. 27, за № 3723. Резолюция преосв. Августина на прошен, свящ. Григория Иванова – 19 мая 1813 г.: „не следует уплачивать долг в это время“.

64

Из прошения свящ. Григория Иванова от янв. 1816 г. об освящении нового Антиминса для Николаевского придела (Арх. Дух. Коне.), а равно изъ того, что сообщение о раннейшем устроении сего придела нигде в письмен, документах не встречается, мы заключаем, что Николаевский придел при нашем храме с сего времени начал свое существование, а ранее был лишь один Ильинский придел деревянный с 1730 г. и каменный с 1742 г. (см. Путеводитель по Москве 1792 г. стр. 190).

65

В прош. своем от янв. 1819 г. свящ. Григорий Иванов (Арх. Духовн. Коно.) говорит, что „как Антиминс с „первобытного“ престола во имя того же Св. Пророка Илии хранится в целости, то благоволите освятить новоустроенный престол на прежнем оном Антиминсе“.

66

Новая холодная церковь была построена с одной главою. Записки прот. А. А. Романовского.

67

В это же время, нужно полагать, была устроена вокруг церкви и каменная ограда с деревянной решеткой, (каковая в 1892 году старостою И. И. Синицыным была заменена железной).

68

Запись о семъ у прот. А. А. Романовского: „Архиерейские служения в нашем храме“

69

В „Записке“ о нашей церкви, подписанной причтом, 1849 года (Прот. и Благоч. Мих. Яковл. Изюмовым, диаконом Филиппом Серг. Никатовым, дьячком Сергеем Федоровым Смирновым, пономарем Иваном Андреевым Иверским) и предназначенной вероятно к подаче Епарх. Начальству, сказано: „Настоящая холодная церковь во имя Св. Василия Великого построена вновь после нашествия неприятеля усердием прихожан, вместо ветхой, построенной первоначально в 1688 году прихожанами же, освящена была в 1830 году Высокопреосвященным Филаретом, митрополитом Московским. Теплая с двумя приделами: во имя св. прор. Илии и св. Николая, построена была до нашествия неприятеля, освящена в 1814 году. Святыни, особенно чтимой, в сей церкви не имеется, и предметов, хранящихся в ризнице, достопримечательных также нет“. (Записка эта находится в письменных бумагах сей церкви).


Источник: Храм Василия Кесарийского, что в Тверской-Ямской слободе гор. Москвы: Крат. ист. его описание / Сост. прот. Арсений Разумихин. - Москва: Тип. «Обществ. польза», 1912. - 135 с.: ил.

Комментарии для сайта Cackle