Источник

VII. Перестроение трапезной церкви с колокольнею в 1845 году и последующие изменения в храме

После переустройства храма нашего в начале прошедшего столетия, число живущих в нашем приходе все более и более увеличивалось и храм скоро же стал тесен и неудобопоместителен, посему вновь потребовалось распространить его.

В 1841 году священник Михаил Яковлев70, староста церковный, ямщик Петр Иванов Сечкин, и прихожане обратились с прошением к Высокопреосвященнейшему Филарету, митрополиту Московскому, в котором, указывая „на неудобопоместительность церкви вследствие увеличения числа прихожан, так что в Воскресные и Праздничные дни народ, приходя в церковь к Богослужению, за непомещением в оной, остается на паперти, от чего и не можетъ слышать совершения ни утрени ни литургии, а народ, стоящий в церкви по причине тесноты не может класть не только великих, но и малых поклонов“, просили Его Высокопреосвященство „дозволить им распространить оную церковь на пятнадцать аршин в длину, и чего необходимо требует таковое предполагаемое распространение церкви, – ныне существующую колокольню разобрать, соорудить новую близ ограды и церковь с вновь предполагаемою к сооружению колокольнею соединить галлереею“71. Перестройка была дозволена, с 1843 года была начата стройка, а в 1845 году усердием прихожан, в особенности старосты церковного72, сооружение по Высочайше утвержденному плану новой теплой трапезной церкви, с двумя приделами: на правой стороне во имя св. пророка Божия Илии73, на левой – во имя Святителя и Чудотворца Николая74, – а при ней новой колокольни, было уже окончено. Вся церковь таким образом стала иметь в длину 22 сажени, и в ширину 11 сажень. Колокольня построена вышиною в 19 ½ сажень, 18 нояб. 1845 г., по сему случаю освящения теплой трапезной церкви, служил в храме нашем Высокопреосвященнейший митрополит Филарет. Вскоре же в 1847 году, усердием старосты П. И. Сечкина и прихожан был сооружен и новый колокол весом в 630 пуд. 19 фун., заменивший собою прежде бывший большим праздничным колокол в 290 пудов. После в 1871 году усердием московского купца (бывшего старостою этой церкви) – Василия Иасоновича Аристова75 на собственное его иждивение на колокольне была устроена новая медная вызолоченная через огонь глава и новый вызолоченный крест, стоившие около 4-х тысяч рублей серебром. Под главою на шейке помещены 4 иконы: св. Василия Великого, св. Петра митрополита, св. Димитрия Солунского и св. Андрея Стратилата. Крест был поднят и поставлен на место 10 октября 1871 года после поздней литургии и молебствия по этому случаю, совершенного местным причтом76.

В марте 1867 года попечительство при Василие Кесарийской церкви77 обратилось с прошением к Высокопреосвященнейшему Митрополиту Филарету следующего содержания: „печи в нашей теплой церкви, по ветхости своей требующие исправления, не уничтожают сырости в стенах храма, которая значительно вредитъ украшениям онаго... Посему просим дозволить нам устроить духовую печь и холодную церковь обратить в теплую для большего удобства при совершении Богослужения в дни праздничные и для предохранения значительных украшений нашего храма от повреждения, производимого сыростью“. 22 марта того же года просимое разрешение было получено, духовая печь (известным в то время мастером Мухиным), была устроена в нашей церкви (действующая и доселе), причем получились большие удобства для молящихся, чрез обращение холодной церкви в теплую.

Но при начале работ по устройству духовой печи было замечено, что „арка, отделяющая теплую церковь от холодной, будет служить не малым препятствием течению теплого воздуха в холодную церковь, скрывает не мало вид иконостаса, и недает возможности ясно слышать Богослужение стоящим в теплой церкви; чтобы отдалить эти неудобства, нужно было распространить арку насколько возможным признает архитектор“... Чертеж на распространение арки был разрешен к исполнению Его Высокопреосвященством 17 августа 1867 года (в Указе Дух. Коне, за № 5519), скоро же арка была расширена, насколько то было возможно без опасения повредить целости стен и свода, – и вся церковь вследствие сего получила открытый и величественный вид.

В 1868 году, по получении надлежащего разрешения78, – было перестроено крыльцо у паперти церкви и чрез это вход в церковь сделался наиболее удобным.

Так постепенно все в храме нашем, и внутри, и вне онаго, благоустроилось по молитвам Святителя Василия!

Вид храма в 1880 году, (до распространения пределов)

* * *

70

Свящ. Мих. Яковл. Изюмов сл. с 12 мар. 1831 г. По назначению говор, беседы по плану Катихизиса по 6 февр. 1833 г. Благоч. и протоиер. сконч. 22 июня 1861 г.

71

Прошение священника и прихожан Василие-Кесарийской церкви 1841 года, января 23 дня

72

Ямщика Петра Иванова Сечкина, усердного и долго служившего при храме.

73

Древний св. Антиминс, находившийся на престоле сего придела до 18 сентября 1890 года и значащийся по описи церковной 1861 года, был „освящен 1790 г., декабря 15 дня, преосвященным Платоном, митрополитом московским и калужским“

74

Древний св. Антиминс, находившийся на престоле сего придела до 13 июля 1889 г. и значащийся по описи церковной 1861 г., был „освящен 1816 г., января 16 дня Преосвященным Августином, епископом Дмитровским, управляющим московскою митрополиею“.

75

В. И. Аристов служ. старостою сей церкви с 1873 г. по 1881 г. Его стараниями были устроены два каменных дома для помещения причта, освященные 21 авг. 1877 г. Высокопреосвящ. митрополит. Иннокентием. Сконч. 25 июля 1882 г

76

Местный причт в то время составляли: 1) прот. Алекс. Алекс. Романовский, сл. при церк. с 30 июня 1861 г. ск. 27 мая 1890 г. Пастырь усердный к проповеданию Слова Божия. Его „поучения на Праздники“ пользуются известностью еще доселе; 2) свящ. Стефан Вас. Никольский, канд. Дух. Ак., служ. съ 1869 г. 5 авг., ск. 27 июня 1891 г. – Пастырь отзывчивый к нуждам прихода; много потрудился для местного попечительства и в церк. школе; 3) диакон Евгений Серг. Грузинский, студ. сем. сл. с 1862 г. 21 авг., ск. 18 июля 1896 г. б. строг к нарушителям благоговения в храме; 4) диакон (на вак. псал.), ок. сем. служ. с 3 дек. 1863 г. ск. в сане свящ. 31 дек. 1907 г., много потрудился в церк. школе и ведении метр, книг; 5) поном. Иван Андр. Иверский сл. с 1849 г., ск. 8 ноября 1878 г. 6) псалом. Николай Ив. Холмогоров сл. при церк. съ 5 авг. 1869 г. доселе, т.е. 42 года

77

Попечительство при церкви было открыто по инициативе прот. А. А. Романовского в 1866 году. Председателем его был вначале Г. Кашкадамов, при двоих членах из прихожан (братьев Кокориных) и непременном участии причта и старосты. Оно существовало лишь несколько лет (до 1869 года). Указомъ Дух. Коне. 9-го июня 1882 года, за № 3493, утвержден проэкт нового приходского попечительства, которое существует доселе. Председ. его сл. 20 лет Николай Митроф. Перепелкин. (За пример. усердие и пожертв. избр. почетн. председ.).

78

Въ Указе Моск. Дух. Коне. 29 июня 1868 г., за А» 4515.


Источник: Храм Василия Кесарийского, что в Тверской-Ямской слободе гор. Москвы: Крат. ист. его описание / Сост. прот. Арсений Разумихин. - Москва: Тип. «Обществ. польза», 1912. - 135 с.: ил.

Комментарии для сайта Cackle