Источник

VIII. Распространение приделов нашего храма в 1883 году

С течением времени, в особенности же в 80-е годы, после, – как мы видели –устройства в приходе нашем вокзала Моск.Брест. жел. дороги, число прибывающих на жительство в нашу местность, значительно стало увеличиваться. Но с наибольшим заселением прихода, естественно увеличилось и число молящихся в нашем храме, и вследствие тесноты в нем в праздничные дни, некоторые прихожане стали ходить к Богослужениям в домовые приходы79 и др. храмы. Открывалась таким образом само собою нужда в распространении нашего приходского храма.

Так как это стеснение и неудобство ощущались наиболее в настоящем (главном) храме, – ширина которого равнялась почти одной трети трапезной церкви, то на расширение передней части храма и было обращено внимание прежде всего. Возникла мысль – распространить два боковых придела вдоль и алтари их устроить в ряд с алтарем главного храма. Кроме того, с тою же целью удобопоместительности в храме, было предположено распространить паперть, пристроить помещение для ризницы и библиотеки,– и с двух бокових сторон церкви – входные крыльца. О дозволении – привести в исполнение эти предположения было подано прошение Епархиальному Начальству, – и от 26 апреля 1883 года был получен указ Духовной Консистории, коим разрешалось: „согласно прошению протоиерея Александра Романовского со старостою церковным80, – на церковную сумму более 10000 рублей, и имеющую накопиться в церкви в продолжении трех лет (до 50,000 руб.), а равно и на пожертвования прихожан, по утвержденному строительным отделением Московского Губернского Правления, плану, произвести следующие постройки: 1) увеличить вдоль боковые приделы; 2) сделать пристройку для ризницы и библиотеки; 3) распространить паперть, и 4) устроить с двух сторон входныя крыльца». Того же 1883 года 26 июня – была произведена закладка двух новых приделов, – после совершения литургии и молебствия по сему случаю, – а через 1½ года новые пределы были возведены81, покрыты, – а равно устроены и новые боковые входные крыльца. – Но распространенная церковь потребовала и наружного украшения: с одним куполом посредине – при своей обширности она не имела бы внешней соразмерности. Для этой цели, – с разрешения Епархиального Начальства82, усердием церковного старосты В. Я. Пыхова, – над двумя распространенными придельными храмами, – были надстроены четыре купола с главами, и таким образом из одноглавого, храм наш стал пятиглавым и получил тот внеш­не-соразмерный и грандиозный наружный вид, какой он теперь имеет. Вместо одной большой иконы, находившейся на наружной алтарной стене главного храма, – с изображением св. Василия Великого, св. пророка Илии и св. Николая Чудотворца83 – были поставлены тогда три отдельные храмовые иконы на трех наружных стенах св. Алтарей. (Вверху же иконы св. Василия Великого на передней стороне купола и ранее была икона Спасителя благословляющего с преклоненными пред Ним святыми преп. Сергием и Варлаамом).

Посл распространения приделов – наружные проходы между ними и находящимися с обеих сторон церкви, церковными лавками, стали слишком узки. Посему в 1886 году священно-служители и староста Василие-Кесарийской церкви, Андрей Иванович Ларионов, обратились к Епархиальному Начальству с просьбою „дозволить им разобрать две лавки с обеих сторон означенной церкви и на месте их по представленному плану построить ворота – что указом Московок. Дух. Консистории от 3 декабря 1886 года за № 6330-м, было разрешено и приведено в исполнение; – устроенные двое главных ворот с четырьмя малыми боковыми входами с обеих сторон храма, – кроме удобства для прохождения, придали симметрию и благообразие и всему вообще наружному его виду с главной Тверской улицы.

Вид храма в 1888 году

* * *

79

До 1858 г. во всем нашем приходе был один храм Св. Василия Кесарийского. В 1858 году княгиня Черкасская свою дачу, на правой сторонЕ ПетербургскОго шоссе,– обратила в богадельню для престарелых вдов и сирот, и устроила при ней церковь, к которой был определен особый заштатный священник с причетником. Церковь эта сделана была приписною к Василие-Кесарийской церкви. Священником сей церкви состоит о. Иоанн И. Миловидов, бывшій псаломщик Вас. Кес. церкви. До него священствовали: умерш. апр. 1903 г. о. Анатолий Фед. Розов и о. Георгй Трофим. Цветков. В 1886 году близ Тверской заставы, по правой стороне Петербургского шоссе обществом ямщиков, главным образом по инициативе и стараниями ямщика Ивана Ильича Новикова, были устроены Ямские училище и богадельня, а при них Крестовоздвиженская церковь с приделом во имя Святого Александра Невского, к которой был назначен самостоятельный причт. Храм этот устроен в честь Воздвижения Креста Господня (14 сентября) потому, что в этот день празднуется память Св. Иоанна Златоустого, имя которого носил строитель храма Иван Ильич Новиков (сконч. 1 апр. 1909 г.). Священником при сей церкви состоит о. Мих. Петр. Сперанский с самаго основания её, – бывший раньше псаломщиком нашей Вас. Кес. церкви. Диаконом, поступивший к сей церкви через год по ея основании Петр Дмитр. Михайловский. В 1901 году на 2-й Тверской-Ямской улице, было устроено подворье Валаамского монастыря, Финляндской епархии, и при нем сначала часовня (в 1901 г.), а затем и церковь (въ 1903 г.), во имя Св. Сергия и Германа Валаамских чудотворцев. В 1902 г. на 4-й Ямской улице (Пыхов пр.), сооружен был Дворянский пансион, при нем храм во имя Свят. Николая Чудотворца. Священником и законоучителем при сей церкви с её основаниями состоит о. Феодор Митроф. Мальцев. В 1892 году потомственным почетным гражданином А. И. Золотарским усердием его и на собственные средства сооружен был храм при приюте для вдов и сирот нашего приходского попечительства, на КамерКолежском валу. Храм этот посвящен Св. Александру Архиепискому Константинопольскому (память его празднуется 2 июня), имя которого носил строитель его (А. И. Золотарский, скончавшийся 2 сентября 1909 года). Эта церковь состоит приписной к нашей Василие Кесарийской церкви, и богослужение в ней совершается причтом сей церкви. Таким образом, в приходе нашем в настоящее время находится пять домовых церквей (не считая церкви при Фирсановской богадельне Человеколюбивого Общества– в Грузинах, в Соколовском пер.,– примыкающей к нашему приходу. Долгое время при сей церкви священствовал умерший 26 янв. 1912 года о. Матвей Тихонов Разумовский), из них 4 церкви с самостоятельными принтами, и одна (при приюте приходского попечительства),– приписанная к вашей церкви.– В скором же времени предполагается в нашем приходе устройство нового храма (в правой Ямской слободке), на земле пожертвованной для сей цели обществом ямщиков нашей слободы, который предположено сделать приходским. Главным источником средств для построения сей церкви служит пожертвование благостным нашим Владыкою Митрополитом Владимиром из завещанного ему капитала (Ермаковыми). Много содействовали в пожертвовании ямщиками земли для сей церкви о. II. П. Поспелов, – свящ. Вас. Кес. церкви, Волостной старшина Ямских обществ Д. И. Кокорин и ямской староста П. А. Кокорин. В недалеком будущем предполагается еще построение в районе нашего прихода (на Миусской площади) храма в память освобождения крестьян от крепостной зависимости (19 февраля 1861 г). Храм сей будетъ сооружен во имя Александра Невского.

80

Василием Яковлевичем Пыховым.

81

Много усердия в это дело– устроения новых приделов устроены в стиле „ампир“ как и весь храм,– вложил бывший тогда церковным старостою – Василй Яковлевич Пыхов, (сконч. 23 аир. 1885 г.), ближайшим его помощником и постоянным наблюдателем при строении их, был прихожанин Андрей Антонович Васильев, сконч. 8 августа 1896 года.

82

Указ Моск Духовн. Консистории "от 25 ноября 1883 г., за № 7228

83

Сия св. икона ныне поставлена в левом боковом помещении паперти – под колокольнею, отделай, старостою И. Г. Волковым (в нем совершаются крещения взросл., обращают, в православную веру).


Источник: Храм Василия Кесарийского, что в Тверской-Ямской слободе гор. Москвы: Крат. ист. его описание / Сост. прот. Арсений Разумихин. - Москва: Тип. «Обществ. польза», 1912. - 135 с.: ил.

Комментарии для сайта Cackle