Источник

XI. Часовня при храме

Когда с помощью Божиею закончено было расширение храма нашего (распространением приделов) и вместе с тем – и внутреннее его благоукрашение коновыми иконостасами, тогда среди причта, и прихожан возникла мысль и об устройстве часовни при нашем храме. Побуждениями к этому служили следующие соображения: а) храм наш занимает видное, центральное положение, при большом проходном пути, на широкой многолюдной улице. Многие, проходя мимо храма на свои дела, или отправляясь куда-либо из Москвы желали бы помолиться Господу и испросить себе благодатную помощь благословение его Великого Святителя, но храм наш бывает открыт лишь в часы богослужений, да и не все еще, поспешая на свои дела или в путь, имеют время и возможность заходить в храм. В часовне же каждый с удобством и без обременения себя мог бы совершить в таких случаях краткую молитву; б) многие наши прихожане в совершении домашней молитвы стеснены неудобствами и теснотою своих квартир. Но потребность в молитве у каждаго из нас является при разных обстоятельствах жизни, напр., в тяжелые минуты, когда скорб теснит душу, или когда Господь посылает нам какую-либо радость, перед кем, как не перед Господом излить нам свою душу – свое скорбное или благодарное чувство? Или когда нужно начать какое-либо доброе дело, у кого, как не у Отца Небесного нам просить помощи? При таких обстоятельствах жизни молитвенное место при храме, через который нам подается от Господа помощь и благословение, – или часовня, в которую взойти каждый может во всякое время дня, должно иметь важное значение; в) в нашей местности на довольно далеком разстоянии, не было такого, места или часовни (часовня при Валаамском подворье устроена была позднее), между тем г) в Петербурге и в некоторых других больших городах, при каждом более или менее значительном храме устроены часовни и как приходилось нам наблюдать, – они усердно посещаются богомольцами. Все это и располагало представителей нашего прихода, – знающих нужды и религиозное настроение наших прихожан – желат устройства при храме нашем часовни. Не находилось лишь соответствующего для этого при храме места. Но скоро волею Божиею такое место было указано. В Апреле 1894 года каменное помещение для церковных лавок с правой стороны храма (на углу Тверской ул. и Васильевского пер.) обгорело, и возобновить его для той же цели (по близости разстояния этих лавок от церкви) духовным начальством не было дозволено. Освободилось таким образом как бы само собой для часовни такое место, лучше которого трудно было найти и причт и прихожане тогда пришли к наиболее твердому намерению заменить при храме одно из мест торговли местом молитвы, и обратились к Высокопреосвященному митрополиту Сергию с прошением о дозволении устроить часовню, на что получили Его Архипастырское благословение.

Но начало осуществления этого благого желания положено было лишь после 1894 г. Это – был год в начале – тяжелый для Царской семьи и всей православной России. Тяжко болел царь Миротворец, столько добра принесший России, столь высоко поднявший её значение среди государств всего мира. Наконец суждено было нам оплакать и его блаженную кончину. Мгла тяжелой скорби тогда облегла Россию, Но среди этого сгустившегося мрака печали светлым лучем радости было 14 Ноября 1894 года – день тезоименитства царицы Матери, когда совершилось бракосочетание вступившего на престол Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Феодоровны. Воспрянула и ожила от скорби тогда православная Русь, ожили в ней и надежды на светлое будущее. Бракосочетание Их Императорских Величеств было залогом счастья Царской семьи а вместе и всей православной России. Ибо благоразумная и благочестивая жена для всякого супруга есть незаменимая помощница, его верный друг и неразлучная спутница до гроба. „Счастлив муж доброй жены и число дней его сугубое“. (Сир. 26, 1), говорит ветхозаветный богодухновенный мудрец. „Как от восходящего солнца, его света и теплоты во всей природе пробуждается радость и жизнь, так и от сердечной заботы и кроткого слова женщины оживаетъ весь дом“ (св. Иоанн Златоуст). Поэтому-то это столь важное и радостное событие

Вид храма после пожара церковных лавок (с правой стороны) в 1894 году

Требовало увековечения в народной памяти. Много жертв принесено было в то время на ознаменование этого события в разных местах нашего отечества. В нашем приходе выразителем чувств народных явился Купец Василий Михайлович Заводов, изъявивший желание принести свою жертву на увековечение этого события и именно устройством часовни при храме. Представители причта и прихожан, ранее желавшие устроения часовни, сердечно порадовались этому: Владыко Митрополит отнесся весьма сочувственно к заявлению жертвователя о желании устроить часовню, и разрешение на это скоро было получено. 8 Сентября 1899 года132 Владыкой Митрополитом была совершена закладка часовни и началось ея сооружение, за которым постоянное наблюдение имели сам строитель В. М. Заводов и архитектор Ф. I. Шехтель, принявший на себя обязанность безплатно составить план этой часовни, который был представлен на Высочайшее усмотрение, и 2 Мая 1899 г. одобрен Государем Императором. 7-го Января 1902 года жертвователь В. М. Заводов удостоился счастья быть представленным в Зимнем дворце Государю Императору и получил там царский дар для сооруженной им часовни, святую икону Святителя и Чудотворца Николая и Св. мученицы царицы Александры. Эта святая икона должна служить для всего прихода вечным памятником особой и редкой царской милости к нам и храму нашему и должна побуждать к постоянной и горячей молитве о здравии и благоденствии Царственной Четы, да дарует Ей Господь ненарушимое счастье, мир, благопоспешение во всем и многие лета133.

К началу 1902 года была уже вполне сооружена и украшена внутри часовня, посвященная имени Святителя и Чудотворца Николая, и Апреля было торжественно совершено её освящение.

Предлагаем за этим описание часовни

Часовня эта (во имя Свят, и Чуд. Николая) – каменная, восьмиугольная, в три пояса, построена в русском стиле конца XVI века, с каменными полуколоннами, с полукруглыми и угольными выступами, с скульптурными украшениями на наружных стенах, с гранитною шестиугольною лестницею перед входом, – имеет: в окружности внизу снаружи 12 саж. 2 арш.; внутри в длину 5 арш. 10 верш., в ширину 5 арш. 2 верш., в вышину с крестом 12 саж. Кровля шатровая из золоченой разноцветной мозаики с изображением гербов, купол из белой эмали, на нем крест золоченый.

На наружных стенах часовни в нижнем поясе, в четырех полукруглых выступах помещены след. изображения, (писанные на цинке (дл. ¼ , шир. ½ арш.): а) над входными дверями – Спасителя благословляющего с двумя херувимами; б) с противоположной стороны: Св. Равноапост. Марии Магдалины; в) с правой боковой стороны: Св. и Чуд. Николая и Св. Муч. царицы Александры; г) с левой – преп. Сергия Радонежск. Чудотв. и Св. Прав. Елизаветы. Внутри часовни в нижнем поясе, устроен дубовый резной иконостас с металлическими вставками.

Драгоценную святыню часовни составляет „Царский Дар“ – находящаяся в середине иконостаса большая134 св. Икона, пожертвованная в эту часовню через её строителя В. М.

Часовня при храме, сооруженная в 1902 году В.М. Заводовым в память бракосочетания Их Императорских Величеств Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Феодоровны

Заводова – Его Императ. Величеством Государем Императором Николаем Александровичем. На этой св. Иконе во весь рост в древнем стиле – по золотому насыпному фону изображены: Свят. Николай и Св. Муч. царица Александра, – Небесные Покровители Державной Четы. Внизу сей иконы на доске надпись: „эта Святая Икона –Царский дар; пожертвована в эту часовню Его Императ. Величест. Государем Императором Николаем Александровичем 1902 года, января 7 дня“. Над этой иконою вверху иконостаса изображение лика Спасителя в бронзово-позлащенной ризе на подобие венца с 30 разноцветными камнями.

По сторонам Царской Иконы помещены Св. Иконы135: Св. Благ. Князя Александра Невского» и Св. Равноапостольной Марии Магдалины, – а над ними малого размера136 иконы святых, имена которых носят Августейшие дочери Их Императорских Величеств: 1) Благ. Кн Ольги; 2) муч. Татианы; 3) Равноапост. Марии и 4) муч. Анастасии.

На правой боковой стороне помещены иконы137: 1) св. Равноапост. Кн. Владимира; 2) Прор. Илии и 3) Василия Великого. А вверху их малого размера поясные иконы: 1) Преп. Василия, еп. Парийского; 2) пр. муч. Евгении; 3) Архистр. Михаила; 4) Василия Вел. и 5) муч. Клавдии; кроме того, с правой их стороны пом. икона (11 х 6 верш.) св. муч. Исидора (пам. 14 мая – день свящ.коронования Их И. В.) с левой (того же размера) икона св. Иова многострадального и св. Иредт. Иоанна (6 и 25 мая – дни рождения Их И, В.).

На левой боковой стороне иконостаса: в середине древняя Тихвинская икона Божией Матери, (12х10 верш.) в сребропозлащ. ризе с разноцветн. камнями и жемчугом, пожертвованная прихож. Андреем Михаиловичем Постниковым138, в роде которого сохранялась эта икона более 200 лет и особо почитаема была, как чудотворная. Вверху и внизу этой иконы по золотому фону надписаны тропарь и кондак (правд. 26 июня)139. Посторон. этой иконы пом. иконы140: преп. Сергия Радонежского и св. прав. Елизаветы. А вверху их 5 малого размера141 икон. свят. соименных Августейшему Братьям и Сестрам Его И. В. 1) Великом. Георгия, 2) Благ. кн. Михаила "Тверского, 3) преп. Ксении, 4) Благ. княг. Ольги и 5) Благ. кн. Александра Невского. Кроме того, с правой стороны их 2 иконы (11 х 6 верш.): 1) св. Ап. Филиппа (14 ноября, день бракосочетания Их И. В.) и 2) преп. Иллариона Вел. (21 окт.– д. восш. на престол Госуд. Импер.)

Все стены часовни художественно росписаны разными фигурами и гербами в древнем стиле и чад иконостасом на их бок. стороне помещены142 след. слова (из псалм, 19 и 20): 1) „Господи спаси Царя и услыши ны, в он же аще день призовем Тя»; 2) Господи, силою Твоею возвеселится Царь и о спасении Твоем возрадуется зело“; 3) „Положил еси на главах их венцы от камене честна“ и 4) „Яко Царь уповает на Господа и милостию Вышнего не подвижится“. Выше этих слов143: „Иисус Христос Ника“144 .

На стене145 (с левой стороны от входа) помещена медная доска с след. надписью: „Во славу и честь Святой Живоначальной Троицы в лето от сотворения мира семь тысяч четыреста девятое, от Рождества же Бога Слова тысяча девятьсот первое, ноября месяца в четрнадцатый день сооружена эта часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая, в память бракосочетания Их Императорских Величеств Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Феодоровны. Тысяча девятьсот второго года, января седьмого дня Его Императорскому Величеству Государю Императору благоугодно было пожертвовать в эту часовню икону Святителя и Чудотворца Николая и Св. мученицы царицы Александры Тысяча девятьсот второго года, апреля 17 дня146, в присутствии Их Императорских Высочеств Великого Князя Сергия Александровича и Великой Княгини Елизаветы Феодоровны совершено было освящение147 этой часовни и иконы „Царского Дара“ Его Высокопреосвященством Митрополитом Московским и Коломенским Владимиром148 План этой часовни Высочайше одобрен и безвозмездно составлен московским архитектором Ф. I. Шектель. Сооружена эта часовня на собственные средства московского купца Василия Михайловича Заводова“. Такая же надпись на мраморной доске золотыми буквами помещена и снаружи часовни, с правой боковой стороны её.

В часовне перед Царской иконой помещены: а) подсвечник бронзово-позлащенный с тремя большими шандалами художественной работы с эмалевыми украшениями149; б) Аналогий–на нем икона (10 х 9 верш.) Нерукотворенного Спаса с малыми изображ. вверху: Спас., Ник. Чуд. и св. муч. цар. Александры, а по сторонам: св. Еванг., Луки и св. Анании иконописца – без ризы, художественного, в древнем стиле письма150.

Так благолепно устроенная внутри и снаружи часовня, составляя собою украшение нашего храма, – в то же время приносит несомненную пользу (хотя не заметную, а потому мало ценимую) ищущим молитвенной помощи, утешение и благословение, – содействуя удовлетворению религиозных потребностей во всякое время. Молитвами Святителя и Чудотворца Николая да Дарует Господъ боголюбивым християнам усердие к ея посещению!

* * *

132

В этот день совершал служение литургии в нашем храме Высокопреосвященнейший митрополит Владимир, в сослужении о. благоч. П. В. Приклонского и, саккелария Успенского собора В. Г. Субботина и местного духовенства. Митрополит Владимир за литургией произнес глубоконазидательное слово о том, сколько благ и радости принесла всему миру христианская вера, победившая грубость, жестокосердие, своекорыстие языческого мира и насадившая по всюду плод дел любви и милосердия. За ранней литургией местным священником было, по назначению Владыки, также произнесено слово, в коем было объяснено значение для прихожан новоустрояемой часовни, в которой многие могут находить молитвенное утешение, отраду, высшую помощь и небесное благословение на всякое доброе начинание.

133

14 Ноября в часовне каждогодно, после литургии совершается молебствие с возглашением многолетия Царствующему Дому. Устройство часовни в память бракосочетания Их И. В. служитъ между прочим побуждением к посещению готовящимися ко вступлению в брак или перед благословением на оный. Да дарует Господь нарекаемым женихом и невестою, или восприявшим уже Св. Таинство брака через усердную молитву получать здесь залог того семейного мира и счастья, которыми благословил Он, Милосердый, нашу Царственную Чету.

134

Выш. 2: арш. –2 верш., ширина 1 арш. 3 верш., – вверху полукруглая,

135

Выш. 1 арш. 11¼ верш., шир. 10 верш.

136

Выш. 7, шир. 4 ½ верш

137

Соответствующего с 2 бок., на пер, ст. ик. размера.

138

Его работы бронзово-позлащен. иконостас в главном храме и подсвечники перед местными иконами и Боголюбской иконой. Сконч. 15 авг. 1901 года. Икона пожертвована была в киоте с изображен, чудес Богоматери (от Тихвинок, чуд. иконы), каковая киота сохраняется в церковной рознице.

139

В этот день ежегодно в часовне совершается молебствие, в конце которого возглашается вечная память р. Б. Андрею (жертвователю иконы Тихвинския) и его сродникам, а также многая лета р. Б. Василию (строителю часовни) и молящимся здесь.

140

Соответ. с 2 бок. на пер. ст. иконами размера.

141

Выш. 7, шир. 4 ½, верш

142

Написанные круглым полууставом

143

В простенках между окнами.

144

Греч. слово – значит: „Победитель“ (т.е. И. Хр. Победит. смерти и ада).

145

Росписание стен внутри часовни произведено членом Церковно-Археологического Общества, иконописцем Василием Павловичем Гурьяновым, им же написаны все (кроме св. икон „Царский Дар“ и Тихвинская Б. М.) иконы, как внутри так и снаружи часовни

146

На четвертый день Св. Пасхи.

147

В воспоминание этого, на Пасхальной неделе,– во время крестных хождений с Св. Артосом,– священнослужащие заходя в часовню, совершают здесь краткое молитвословие, после чего на паперти часовни предстоятель осеняет народ Св. Крестом.

148

В этот день Владыкою Митрополитом в нашем храме была совершена и литургия в сослужении о. благоч. прот. П. В. Приклонского, о. саккелария храма Христа Спасителя, Николая Ив. Розанова, и местного духовенства, после чего в часовне было совершены чин водоосвящения и молебен с многолетиями.

149

Веса в нем 5 пуд. 25 фун

150

Для служения в часовне молебствий, строителем её (В. М. Заводовым) пожертв. малаго размера Св. Крест сребро-позлащенный и Св. Евангелие в сребро позлащенной оправе.


Источник: Храм Василия Кесарийского, что в Тверской-Ямской слободе гор. Москвы: Крат. ист. его описание / Сост. прот. Арсений Разумихин. - Москва: Тип. «Обществ. польза», 1912. - 135 с.: ил.

Комментарии для сайта Cackle