Источник

III. Храм св. Василия Кесарийского до 1688 года

Храм деревянный, первоначально сооруженный в нашей Тверской-Ямской слободе, был построен как и другие деревянные наши храмы – ,,клетцки“, т.е. как клеть или изба, (с небольшим прирубом для алтаря, и папертью), с малой главой вверху. Такой тип постройки, как нельзя более соответствовала древнему типу храмов Тверских, Новгородских и Псковских.

Первыя наиболее ранние и ясные известия о храме Св. Василия Кесарийского, – содержащиеся в письменных памятниках, относятся лиш к началу ХVII ст.:

В Московском отделении Общего Архива Министерства Императорского Двора имеется рукописное описание местностей, домов и дворов г. Москвы от 1620–1621 гг.: в нем – в Тверской-Ямской слободе значится храм во имя Василия Кесарийского с примыкающим к нему кладбищем, дворами причта, просфорницы, – живущими на „церковной“ и „поповской“ земле „бобылями“29 и дворами ямщиков30.

В делах преждебывших патриарших приказов, касающихся платежа дани в патриаршую казну31, церковь „Василия Кесарийского за Тверскими вороты, в Ямской слободе“ упоминается в первый раз под годом 162532. Въ этом году33 с нашей церкви платилось дани 22 алтына34.

Далее, в Писцовой книге (в делах Патриаршего приказа) 136 (1628) г. мы находим следующее описание нашей церкви, дворов и слободы при ней: „в Московской Тверской-Ямской слободе церковь Василия Великого Кесарийского древяна клетцки, а в церкви: образы и книги и на колокольнице колокола и всякое церковное строение мирское; у церкви на мирской земле: во дворе поп ІОрья Федоров, во дворе церковной дьячек Ивашко Яковлев, в келье просфорница Авдотьица, в келье пономарь Трофимко Афанасьев, да на церковной земле 12 келий бобыльских, церковных людей в них тоже; пашни церковной пахатной 2 четверти35, а данье Ямской Тверской слободы охотничьевой и государевой земли. Да в Тверской слободе двор прикащиков, да 60 дворов ямских охотников, людей в них 230 челов.“ (Пис. кн. № 265 и 690)36. Тоже описание и с некоторыми дополнениями находится еще в сохранившейся до нашего времени от 1637 года копии с наказа, данного при царе Михаиле Федоровиче с повелением сделать перепись домов и земли в Тверской-Ямской слободе37.

Из этих документов видно, что в царствование Михаила Феодоровича (†1614–1645 г.) в Тверской-Ямской слободе была церковь во имя Св. Василия Кесарийского „деревянная“ с ,,колокольницей“. При церкви жил причт церковный, и находилось еще 12 бобыльских келий. Далее – от церкви простиралась Ямская слобода (в одну линию – без боковых улиц), в которой кром ямщиков, жили царские „охотники“ и „прикащики“ (торговцы). Всего дворов было здесь 61, а „людей“ в них 230. По обоим сторонам слободы находились огороды и земля пахотная, принадлежащая ямщикам и охотникам и „Государственная“ (казенная), – а за слободою по обеим сторонам Тверской дороги была ямская земля пахотная, луговая и покрытая лесом38.

В деле патриарших приказов под годом (7)145 (1637) Марта 7 записана еще следующая памятка, относящаяся к нашей церкви: „Ямские Тверские слободы – Васильевскому попу Федору на молебен 10 денег дано; пел молебен у себяж в слободе, у прикащика у Саввы Рогозинина в доме от нечистого духа“. (№ 9)39.

* * *

29

Бобыль – крестьянин, без собственной земли, – человек неимеющий своего, живущий в чужом доме. (См. Ист. опис. ц. Рожд. Богор., въ Бутырк. Прот. А. Ансерова, стр. 10).

30

Л. 373 об. Тверская-Ямская слобода. Храм во имя Василия Кисарейского, под ним церковной земли кладбища в длину 24 сажени, поперег 15 сажень.

Двор попа Федора в длину 7 саж., огороду длина 6 саж. и всего двору и огороду длина 13 саж. поперег 8 саж. Двор дьячка Ивашка Яковлева (374 л.) в длину 5 саж., огороду длина 12 саж. поперег 6 саж.

Двор проскурницы Овдотицы в длину 3 саж. с полусаженью огороду длина 8 саж. и всего двора и огорода длина 11 саж. с полусаженью, поперег 4 саж. с полусаженью.

Дворъ понамаря Трофима в длину 5 саж., поперек 4 сажени.

Двор на церковной земле бобыля (374 об.) Гришки пастуха в длину 5 саж. с полусаженью, огорода длина 7 сажень с полусаженью, и всего двора и огорода длина 13 саж. поперек 5 саж.

Двор бобыля Аникейка на поповской земле на пашенной в длину 7 саж. с полусаженью, поперек 3 саж. с полусаженью“. . (Опись № 34 Викторова, А» дела 1161. Моск. Отд. Общ. Архива Мин. Импер. Двора).

31

В книгах и делах патриарших приказов обозначалось, какой „поп“ и за какой год платил следуемую дань от церкви. Эта цифра алтынов и денежек с домов должна определять населенность каждого прихода, так как дань, данные деньги платились с каждого приходского двора. По патриаршему указу 1632 года собиралось дани: с попова двора по 4 деньги, с дьяконова – по 2 деньги, с прочих причетников по деньге со двора; со стольных дворян по 6 денег, с торговых подъячих по 3 деньги, со всяких жилецких (рядовых) людей по 2 деньги со двора. По указу 1642 года рядовые стрельцы и ямщики платили по 2 деньги, слободские посадские люди – также по 2 деньги, „молодшие“ (несовершеннолетние) по деньге со двора. (См. материалы для Ист Москвы, собр. И. Е. Забелиным. Изд. Моск. Гор. Думы 1884 г. Предисл. стр. 57).

32

Вследствие бывшего в Москве пожара 1626 г., истребившего в приказах почти всю письменность до этого времени (См. Труды Моск. Отдела Импер. Рус. Военно-Историч. Общ. Москва, 1911 г., т. I, стр. 1)., равнейшие дела патриарших приказов и начинаются лишь с 1626 года с сохранившимися при них делами 1625 года

33

„(7)133 г. (1625 г.) по окладу дани 22 алт. платил поп Федор“; 136 (1628 г.) поп Юрий; по новому письму прибыло дани 19 алт. 5 ден. Данные окл. деньги рубль 8 алт. 2 деньги платили попы: с 140 – 150 г. (с 1632–1642 г.) – Федор; с 151–159 (1643–1651 г.) Петр; 160–162 (1652–1654 г.) Алексей; 163 (1655 г.) дьякон Илья; 164–165 (1656–1657) поп Иван; 166, 172, 174 – (1658, 1664, 1666 гг.) вдовая попадья Домна Моисеева; попы: Лука Михайлов 173 (1665 г.); Марк Афанасьев 175–208 г. (1667–1700 г.); Архип (1701–1703 г.; 1705–1709 г.); дьячек Андрей (1702–1704 г.); поп Иван Григорьев (1711–1734 г.); дьячек Андрей Иванов (1735 г.); поп Константин Иванов (1737–1746 г.). (Материалы истории, археологии и статистики московских церквей, собр. В. И. и Г.И. Холмогоровыми. Москва, 1884 г., 714 стр.).

34

„Алтын“ равняется шести деньгам или трем копейкам. Отсюда „пятиалтынный“ (15 коп.). См. Толковый словарь Даля. (М. 1881 г.).

35

Прежде измеряли землю четвертями, а каждая четверть заключала в себе 11/, дес. (в диких полях 2); в десятине же находилось 2400 кв. саж.; т.е. 80 длины и 30 ширины. При обращении четвертей в десятины надобно иметь в виду следующее: например, если где сказано: одна четверть в поле, а в дву потомуж, – то должно делить это количество на три части, что и составит по полудесятине в полу; где 100 четвертей в поле, а в дву потомуж, там по 50 десятин в каждом поле (см. Опыт Ист. изследов. о меж. земли в России, Иванова. Изд. 1846 г.) Сенные покосы означались копнами. Каждые десять копен означали десятину (см. там же).

36

См. материалы собр. бр. Холмогоровыми, стр. 714.

37

Здесь читаем: „в Московской Тверской-Ямской слободе церков во имя Василия Кесарийского деревянная, а в церкви образы и книги и ризы и на колокольнице колокола и всякое церковное строение – мирское. У церкви ж на мрской земле во дворе поп Юрий Федоров, во дворе церковный дьячек Ивашко Яковлев, в келии просвирница Авдотьица, – в келье пономар Трофимко Афонасьев, да на той же земле церковной бобыли церковные, всего двенадцать бобыльских келий, а далее Тверской слободы ямщиков в той же Ямской слободе охотничьи дворы, всего 60 дворов, да двор прикащиковъ, а людей в них: ямщиков с их братии и детей и племянников и бобылей и зятей и пасынков двести тридцать человек; пашни церковные две четверти, а далее Тверской-Ямской слободы, охотничьей и государственной земли, да пашни прикащиков в одном поле под Ямской слободою две четверти, да Ямские охотничий пашни под Ямскою слободою и с тем, что под новою слободою меж старой Дмитровской и новой дороги, сто двадцать восемь четвертей. А межа Московской Тверской-Ямской слободы ямской пашни, едучи из города по Тверской дороге на конец Тверской слободы, на лево от вала к Микитским воротам, что на вале деревянный город, на право земля ямская по дороге, которая лежит у новой слободы в Напрудное (село), да в той ямской слободе огороды. А по обе стороны городские дороги от Москвы пашня по пустошам лесом поросла“. (Копия с наказа, выданная из Московской Канцелярии в 1833 г., за № 4200).

38

Вот как можно представить себе состояние ямской слободы (при царе Михаиле Феодоровиче): „Выехав из ворот Земляного города по Тверской, путешественник, покидавший Москву, попадал в Тверскую-Ямскую слободу, состоявшую (при царе Михаиле Феодоровиче) из 60 дворов „ямских охотников“ т.-е. ямщиков, содержавших сообщение между Москвою и Тверью для надобностей Московского правительства. В слободе была своя церковь, вблизи которой стояли дворы причта; ямского прикащика и церковных бобылей, мелких ремесленников, живших на церковной земле. Все ямские дворы занимали совершенно одинаковое пространство по 15 сажен, в длину и ширину, да в „огороде и в огуменнике“ 25 сажен по длиннику и 15– в поперечнике. Ямская слобода была настоящей деревней. Ямские дворы были окружены пашней, занимавшей под самой слободой „и с тем, что под новой слободой меж старой Дмитровской и новой дороги“ 192 десятины. Влево ямская земля простиралась в перемежку с огородами московских обывателей до Кудринской слободы или „оселка“ и Волоцкой дороги, как называли в то время нынешнюю Большую Пресню“.,. (Окрестности до Петровской Москвы. Пр – доц. Ю. В. Готье, стр. 29. Москва в ея прошлом и настоящем. 1909 г.)

39

Что означает эта памятка? Духовенство москов. соборов, монастырей и некоторых приходских храмов пользовалось правом в дни своих храмовых праздников, по случаю освящения церквей и приделов в них, являться к Патриарху с крестом и св. водою, и получатъ деньги из казенного приказа так наз. праздничные или молебные деньги, обыкновенно в размере гривны. Но были оклады и в 6 денег. Оклад в 10 денег– это была милостивая дача (см. описание документов и бумаг, хранящихся в Моск. Архиве Минист. Юстиции. М. 1894 г. Кн. 9 л., стр. 241). Иногда Патриарх приезжал в приходские церкви, для обозрения их, при чем духовенством служился молебен, и получались „молебные деньги“. Но случая, надобного указанному в памятке, чтобы духовенство получало деньги за молебен, совершенный не в присутствии Патриарха, – мы не встретили нигде в делах патриарших приказов. Редкий случа, о котором говорится в памятке, можно представить себе в таком виде: служивший при нашей церкви (с 1632– 1642 г.) иерей Феодор донес патриарху о необычных проявлениях действия „духа нечистого“ в доме приказчика Саввы Рогозинина. Патриарх назначил совершение молебна, и может быть по особому чину. Засим, по получении донесения о совершенном молебствии, он и повелел выдать в награду за усердно выполненное о. Феодором его распоряжение, милостивую дачу из своей казны


Источник: Храм Василия Кесарийского, что в Тверской-Ямской слободе гор. Москвы: Крат. ист. его описание / Сост. прот. Арсений Разумихин. - Москва: Тип. «Обществ. польза», 1912. - 135 с.: ил.

Комментарии для сайта Cackle