Источник

ІV. Пожар в Тверской-Ямской слободе и построение каменного храма в 1688 году

В 1671 году был большой пожар в Тверской Ямской слободе: вся почти слобода сгорела40, Неизвестно, подвергся или нет общей участи деревянный храм Св. Василия Кесарийского, но несомненно то, что это „большое пожарное разорение“ слободы послужило главным побуждением к устроению каменного храма, каковой и был сооружен в 1688 году41. Сколько можно судить по сохранившимся до нашего времени рисункам, вновь построенная каменная церковь была пятиглавая42. Каково было внутреннее устройство и украшение, и какова была обширность вновь сооружаемого храма – неизвестно. Но можно думать, что и после построения в ней делались некоторые изменения и прибавления, – соответственно увеличению числа прихожан, так как после пожара в 1671 года Тверская-Ямская слобода скоро выстроилась вновь и число дворов в ней значительно увеличилось43.

От 1730 года в делах преждебывшего Патриаршего приказа сохранилась запись о построении вновь при настоящей Василие-Кесарийской церкви деревянного придела во имя Св. Пророка Божия Илии44. Однако же, – было ли вызвано устроение этого придела необходимостью увеличить вместимость храма, или же сооружен он был по особому усердию прихожан к молитвам и памяти Великого пророка Божия, или же кем-либо из частных лиц – жертвователей – сказать трудно45. Какие же затем – после устроения этого придела, с течением времени происходили изменения во внешнем и внутреннем устройстве нашего храма – об этом не имеется никаких сведений в продолжении почти столетия46. Может быть о нашей церкви, как не имевшей никакой замечательной Святыни и особого значения в историческом отношении, – потому самому и не упоминается ни в оффициальных древних бумагах, ни в частных. А сами церкви не вели летописей в то время. А может быть и существовали в церквах какия-либо записи, то они в бедственные времена церкви и отечества нашего, или же вследствие каких-либо случайных обстоятельств были утрачены. Как бы то нибыло, – но письменные памятники о нашей церкви, сохранившиеся досих пор, из которых мы можемо получить точные сведения о бывших изменениях в её устройстве (после 1688 года), – относятся лишь к началу прошедшего 19-го столетия.

* * *

40

194 г. (1686 г.). Справка поместного приказа: по памяти из Земского приказа 194 г. (1686 г.) написано: в прошлом в 179 (1671 г) по докладной выписке в Московских Ямских пяти слободах для их многова пожарного разорения, как в том году все Ямские слободы горели, и в тех слободах улицы распространены против прежняго вдвое и меж 10 дворов учинены проезжие большие места по переулку, чтобы впредь им от пожарного времени разорения не было; а розмеривал во всех ямских слободах улицы и переулки и под дворы и под огороды и под гумны землю отводил думский дьяк, что ныне думский дворянин Григорий Степанович Караулов, а ныне в Тверской-Ямской слободе ямских вытных 13 дворов, полувытных 94 двора, всего 107 дворов; а мерою те ямские дворы и с огороды в длину по 15 саж., поперек по 7 саж.; да 2 переулка в длину 15 саж., поперек по 14 саж., а что в гуменниках земли длиннику и поперечнику было учинено и тому были строельные книги и те книги в прошлом в 181 (1676 г.), как горел Китай город и ряды, и те книги с иными многими делами и книгами сгорели. А по мере дьяка Анисима Невежина в той ямской слободе под дворами и под огородами и под гумны и в дороге, что большая Тверская дорога меж ямскихъ дворов, и под Лесным рядом и под Пороховым двором 43 десятины с четью. Пом. Пр. столб. 33096“, См. Материалы для истории, археологии и статистики Московских церквей, собранные В. И. и Г. И. Холмогоровыми. Москва 1884 г. стр. 714 – 715.

41

Как значится в клировых ведомостях нашей церкви. В „Реестре же церквей, находящихся в г. Москве“ (в „описи документов и дел, хранящихся в Архиве Свят. Синода Спб. 1879 г.) она значится построенной „в 192 (1684 г.) благословением Иоакима патриарха, зданием (т.е. усердием) приходских людей, а к коликим дворам, того в поданной сказке ненаписано“. Количество дворов показано в этом реестре: причтовых (попов, дьякона, дьячка, пономоря), – 4, просфорницы – 1, приходск. 173. Вероятно в 1684-м году было начато сооружение нашей церкви, а в 1688 было её освящение, с какового времени обычно (и вполне правильно) и начинается летосчисление существования церкви. В путеводителе по Москве 1792 г. (ч. IV, 190 стр.) год построения нашей церкви указан 1688-й, а „придел Илии Пророка построен в 1742 г. приходскими же людьми“

42

Так говорит о. прот. А. А. Романовский в своих записках о нашей церкви. У нас же такового рисунка храма нет, а есть лишь древнее изображение (до 1812 г.) храма Св. Василія Кесарийского– на Тверской ул., давно упраздненного: храм этот изображен пятиглавым, с небольшой колокольней.

43

„1738 г. выписано на справку: при церкви Василия Кесарийского, что в Ямской Тверской слободе, по писцовым книгим 139 (1631г.) и 140 (1632 г) гг. показаны дворы: попа Федора, дьячка Григория Устинова, пономаря Федора Устинова и просвирниц, в приходе 73 двора; по переписным книгам 1702 г. дворы: попа Марка Аѳанасьева, попа Архипа Маркова, дьячка Андрея Иванова, сторожев и просвирниц, в приходе 160 дворов“. (См. Материалы для истории Московских церквей, собран. В. И. и Г. И. Холмогоровыми. Москва 1884 г. 715 стр.). В окладных книгах Синод. Казеннаго Приказа, за 1738 г., оная церковь писалась по Никитскому сороку, дани и пошлин рубль Зб½ коп. КП. д. 5881. (См. там же 716 стр.)

44

„1730 г. июня 22, запечатан указ о строении предела Никитского сорока, церкви Василия Неокесарийского, что за Тверскими воротами, попу Ивану Гаврилову, велено ему против прошения его при той настоящей Васильевской церкви построить предел во имя Илии Пророка древяной. № 134“. (См. Материалы для истории..., собран. Холмогоровыми,стр. 715). В 1732 г. означенный поп Иван Гаврилов подвергся штрафу Дух. начальства: „1732 г. ноября 16. По указу Ея И. Велич, по силе статей Св. Адриана патриарха, состоявшихся в 206 (1698) г., церкви Василия Кесарийского с попа Ивана Гаврилова за венчание им без венечной памяти, о чем признав себя быти виновна и допросом своим объявил именно, что венчал одного отрока с отроковицею, и за оную его продерзость взять на нем пошлины вдвое, а именно 48 коп., да штрафа 2 р. 13 коп,, всего 2 р. 61 к., того ради, чтоб на то взирая, другим так чинить было неповадно. КП. № 2003.

45

От некоторых местных старожилов нам пришлось слышать, что будто бы в древнее время на углу Кузнечного пер. и нынешней Ильинской улицы находился храм деревянный во имя Св. Пророка Илии, который по ветхости был разобран, а вместо него устроен придел при церкви Св, Василия Кесарийского. Отъ этого храма будто бы и улица „Ильинская“ получила свое наименование, как и „Васильевская“ – близ нашего храма. Но вернее можно объяснить происхождение названия улицы „Ильинской“ от бывшего здесь в давнее время дома генерала Ильина; в числе же упразненных церквей г. Москвы такой Ильинской церкви на указанном месте не значится.

46

За указываемое время, т.е. 18-е столетие,– мы находили в архивах немногие лишь дела, относящиеся к нашей церкви,и не имеющие особо важного значения для её истории. Таково напр. дело об определении просфорницы со справкою о нашей церкви. Прошение об этом, поданное 9 окт. 1738 года, начинается так: Всепресветлейшая Державнейшая Великая Государыня Императрица Анна Иоанновна, Самодержица Всероссийская! Бьем челом церкви Василия Кесарийского, что в Московской Ямской-Тверской слободе поп Константин Иванов с причетники да тоя слободы ямщики церковный староста Сергей Иванов, да выборной Тихон Васильев сын Скородумов да Ямской слободской староста Кирила Федоров сын Королев и той Тверской-Ямской слободы ямщики все мирские люди, а о чем наше прошение тому следуютъ пункты:

1) Была в нашей помянутой слободе у показанной нашей приходской церкви Василия Кесарийского просфорница Татьяна Тарасова дочь и в этом 1738 году сентября 3 дня волею Божиею умерла, а ныне у той церкви просвирницы не имеетца.

2. А ныне мы помянутые изобрали то просвирническое место в просвирницы барашевской слободы купеческого человека Степановскую жену Лукьянова сына Клюева вдову Варвару Ефимову дочь.

3. А оная Варвара жития постоянного и такую ж просвирническую должность оправить межетъ. А вписцовых Московских 139, 140 годов книгах у вышеписанной церкви написано дворы попа Федора, дьячка Григорья Устинова, пономаря Федора Устинова, просвирницы Авдотьи, вприходе 73 двора. А впереписной 702 года книге у той же Василие Кесариск. церкви написано дворы попа Марка Афанасьева, попа Архипа Маркова, дьячка Андрея Иванова, старосты Алексея Герасимова, просвирни Анны Григорьевой, – вприходе 160 дворов. Указомъ Её Императорского Величества из Синодального казенного приказа сего октября 12 дня дана новоявленная память обытии баражской слободы тяглеца Степана Лукьянова сына Клюева жене его вдове Варваре Ефимовой дочери просвирней на месте умершей просвирни Татьяны Тарасовой и будучи ей Варваре при вышеозначенной церкви просвирническую службу справлять безленостно и быть той церкви священника в послушании и не пьянствовать и с воровскими людьми незнатца и похищении в той церкви никакого не учинить. Подлинная подписана“. (См. дела Патриаршего Казенного Приказа,--Вязка 482, в Архиве Министер. Юстиции). Другие дела большею частью касаются определения священнослужителей к нашей церкви: 1760 года 31 марта, пономаря Алексея Ильина. 1761 года 4 авг. во диакона студента Моск. Дух. Академии Василия Федорова, – 1762 г. 23 сент. того же Василия Федорова – диакона во „второго попа“ (дворов по справке при сей церкви более трех сот); 1762 г. 16 нояб. – во дьячка Семена Петрова; 1762 г. 23 нояб. студента Моск. Акад. II... во диакона, 1772 г. – диакона Феодора...; 1773 г. – пономаря Семена Федорова; 1774 г. – пон. Василия Адрианова; 1782 г, – дьячка Косьмы Васильева; 1787 г, – дьячка Семена Петрова; 1794 г. июня 22-свящ. Григория Иванова;"донес, о смерти священнослужител.: 1817 г. 21 марта свящ. Іакова Васильева; 1820 г. 3 авг. Алексея Тимофеева; 1832 г. 17 июля пономар. Алексея Семенова; 1832 г. 20 окт. пон. Алексея Соколова; о поведении поном. Алексея Семенова 1833 г. 7 янв.; о пред. поном. Ник. Дмитриева 1832 года 18 июля; о производстве во диакона Филиппа Никатова 29 июля 1832 г.; о опред. дьячка Василия Кузьмина 1821 г., – и дела по жалобам на священнослужителей 1761 г окт. 5 – свящ. Василия Федорова с диаконом Кириллою Ивановым той же церкви на попа Константина Иванова, – присвоившего себе владение частью причтовой земли; 1763 г. нояб. 10 – на диакона Илью Федорова; 1768 г. 31 окт. – оштрафованИи свящ. ВасилИя Иванова; 1750 г.– свящ. Михаила Петрова; 1788 г. прош. диакона Семена Петрова и пономаря Спиридона Никитина, и др. (в Архиве Моск. Дух. Коне. Вязка дел Вас. Кесар. церкви).


Источник: Храм Василия Кесарийского, что в Тверской-Ямской слободе гор. Москвы: Крат. ист. его описание / Сост. прот. Арсений Разумихин. - Москва: Тип. «Обществ. польза», 1912. - 135 с.: ил.

Комментарии для сайта Cackle