Источник

I. Начало Тверской-Ямской слободы

Местность, в которой находится храм Святого Василия Кесарийского, близ Тверской заставы, издавна носитъ наименование „Тверская-Ямская слобода“. Когда возникла и устроилась эта местность, когда появились в ней первые поселенцы, с какого времени усвоено ей такое наименование („Тверская-Ямская слобода“), с точностью неизвестно, но несомненно она давнего происхождения. Еще во времена отдаленной старины, когда древняя Москва, будучи уже столицей, ограничивалась пределами Кремля и Китая-города, а Белый город только наростал и только начинал кое-как застраиваться, составляяя предместье Москвы, в те времена московские цари далеко за окраинами г. Москвы поселили ямщиков, на обязанности которых лежало правильное отправление ямской почтовой гоньбы. Ямщикам пожалованы были в вечное владение пахатные земли, сенные покосы и угодья; они освобождены были от подушных и прочих поборов и несли одну только ямскую повинность. Ямщицкие земли около Москвы расположены были близ самых дорог, ведущих на те города, между которыми они вели гоньбу, и таким образом возникли под Москвой Тверская, Переяславская, Рогожская, в село „Рогожи», Дорогомиловская, и другия слободы, получившие свое название от ближайших трактов (больших городов или поселков, к которым вели ямские дороги).

Не имея точных данных о времени основания нашей собственно Тверской-Ямской слободы, мы однако же можем с достоверностью предполагать, что она возникла или была основана в самом начале 16-го столетия.

В январе 1478 года, при великом князе Иоанне III, последовало покорение Новгорода и присоединение его к Московскому государству. Несколько времени спустя в 1485 году присоединена была и Тверь. Сын Иоанна III великий князь Василий Иоаннович, –вступивший в 1505 году на престол Московский с титулом „Самодержца всея Руси“, покорил и Псков (в 1510 г.). После покорения этих новых областей и присоединения их к Московскому государству, явилось делом первой государственной необходимости установление настоящаго и правильнаго сообщения (правильной ямской гоньбы) с этими новыми приобретенными областями. Но это дело не могло быть приведено в исполнение тот час же, но – спустя некоторое время (10–20 лет), пока оно наконец завершилось устройством главных станционных пунктов, или ямских слобод.

В первый раз встречается упоминание о нашей Тверской-Ямской слободе в 1566 году7. От 1581 года сохранилось известие (в описании путешествия Антония Поссевина, посла Римского папы) о Тверской-Ямской слободе, как уже устроенной и заселенной8.

Но еще в 1489 году существовала дорога («с ямами») от Москвы до Новгорода9. Дорога эта шла по Московской и Тверской землям до Твери, от последней водяным путем рекой Твердой до Торжка, от Торжка до Волочка, и оттуда рекой Метой до Новгорода10. В 1493 году была уже дорога от Новгорода до Псковского рубежа11. Во время великаго князя Иоанна III ямская гоньба (нужно думать и учрежденная Иоанном III12 существовала в следующем виде: По проложенным дорогам в известном разстоянии13 друг от друга были устроены станции называвшиеся «ямами»14: они имели значение пунктов, куда окрестное население должно было выставлять определенное количество подвод; в случаях особой надобности сюда же сгонялось и большее против нормы число подвод; сюда же населением доставлялся и корм. Ямы были разного размера. Больше других были ямы, расположенные у значительных городов. Каждым ямом заведывали ямщики; самую же гоньбу гнали те, чья очередь была доставлять на ямы подводы, или на нятые этими очередными вместо себя. Ям состоял из ямского двора, заключавшего в себе две, три избы, сенники и конюшни.

Обыкновенно к ямскому двору прирезывалась пашня и земля под сенокос, земли эти отдавались ямщикам. К некоторымъ ямам, – (но обыкновенно вместо ямской земли), придавались деревни, доходы с которых шли ямщикам. На одних ямах было больше ямщиков, на других – меньше, но обыкновенно – двое-трое. Право пользоваться ямскими подводами и кормом на ямах определялось для каждаго случая особой подорожной. Все дела по ямской гоньбе (отчеты, недоразумения и т. п.), направлялись в одно центральное управление, бывшее в Москве и называвшееся вначале „ямской избой“, а после – „ямским приказом“, а заведующие им назывались „приказчиками“15.

К созданию ямского строя привели великаго князя Иоанна III не только удобства, которые достигались, благодаря быстроте и правильности сношений по ямам, но и иные соображения – политические. Видя задачу Москвы в распространении её влияния и усиления её значения, и понимая, что достичь этого скорее всего можно путем дипломатических сношений с одними и путем централизации власти по отношению к другим, он взглянул на ямские учреждения, как на одно из вполне пригодных средств для достижения этих целей. Присоединив земли: Тверскую, Новгородскую, получив княжество Белозерское и сделав ряд приобретений на рубежах: немецком и литовском, а также отодвинув влияние Москвы далее на юг, юго-восток и восток, Иоанн, везде, куда простирал свое влияние, устанавливал правильное сообщение. Каждая дорога, которая могла иметь значение для Москвы, как путь посольский, или как путь, которым шла бы до пределов недавно присоединенной области воля великого князя, превращалась в ямской путь, и цепь ямов по этому пути сослужила таким образом великому князю большую государственную службу.

Кроме этого, – еще с давнего времени путь через Тверскую заставу вел не только к ближайшим городам: Твери, Новгороду и Пскову, но и гораздо далее: он простирался по направлению в Западную Европу, откуда шли к нам просвещение, преобразования, открытия, таким образом путь этот имел не только государственное (для сношений с иностранными государями), но и культурное значение. Через него шли и религиозные сношения наши с западом, хотя таковые были весьма редки в нашей древней Руси.16

Великий князь Иоанн III завещал и своим детям держать ямы и подводы по своим отчинам на тех дорогах, на каких ямы и подводы были при нем: „а сын мой Василий в своем великом княженье дрежит ямы и подводы на дорогах по тем местам, где были ямы и подводы при мне. А дети мои Юрий с братьею по своим отчинам держат ямы и подводы по дорогам при мне”17, писал в своей духовной грамоте Иоанн Ш-й.

В царствование Василия Иоанновича (†1505–1533 гг) поэтому все ямы по дорогам, учрежденные Иоанном III были оставлены в целости. Оставлен конечно был и ям (ямской „двор” или станция) при выезде из Москвы на Тверскую дорогу – у Тверской заставы. Но в устройстве ямов и ямской гоньбы произошли в это время значительные перемены. По прежнему порядку для провоза царских гонцов и послов поставляли к ямам подводы с лошадьми по очереди окрестные крестьяне, они же и вели гоньбу18. Но скоро же этот порядок оказался тяжелым для крестьян и неудобным для правительства. И поэтому, вероятно по указу великого князя, он был заменен новым, по которому окрестное население стало избирать из своей среды „охотников”19. которые бы заменяли очередных поставщиков подвод и которые бы постоянно жили при ямском дворе. Все другие окрестные крестьяне через это освобождались от очередной ямской повинности, а избранные „охотники“ для постоянной ямской гоньбы являлись наиболее способными людьми к отправлению ямского „государева“ дела. Но образовавшийся – таким образом новый класс людей (ямских охотников) потребовал для своего водворения на новом местожительстве особого устройства. В этом случае новым поселенцам пришло на помощь правительство, заботившееся о благоустройстве ямского правильного и безпрепятственного сообщения. Без сомнения, по указу Государя, таким охотникам, поселяющимся на постоянное жительство при ямском дворе с своими семьями, были даны во владение участки земли20 усадебныя и пахотныя, – а для отмежевания этих участков, присмотра за устройством домов и дворов для „охотников“ и установления порядка в их совместном жительстве, были откамандированы особые чиновники правительством, так называемые „стройщики“21. На малых ямах (небольших станциях) таких новых поселенцев (охотников) было немного (3–10), на больших, при выездах близ больших городов – их было больше22. – На этих последних, кроме избранных населением из окрестных крестьян, близ Москвы, правительством водворялись вызываемые из уездов, из конечных пунктов дороги, т.е. тех больших городов, до которых проведена дорога и велась гоньба, – для того, чтобы они, как знающие путь ближайший к своему городу, могли быть хорошими проводниками туда. Такими ямскими охотниками, вызванными и водворенными в нашей местности были бывшие поселенцы (жители) – Твери, Новгорода и Пскова – главных городов, лежащих по большому ямскому тракту до Москвы. Когда таким образом были водворены здесь на жительство близ яма (ямского двора) первые ямские „охотники“, избранные окрестным населением, а равно и вызванные из других больших городов, лежащих по дороге и составлявших собою конечные пункты, – и образовалась наша ямская слобода23, названная Тверской, по первому конечному пункту проложенного большого ямского пути.

Длина камня 2¾, ширина 1½ аршина, надпись сделана в толщине камня (с боков), сверху же камень ничего не имеет

Так началось благоустройство и население нашей местности, в которой Господь, по устроению Своего всеблагого и премудрого промысла благоволил определить местожительство и для нас, – ибо, как говорит св. Апостол: „Бог, сотворивший мир и все, что в нем, будучи Господом неба и земли, от одной крови произвел весь род человеческий, для обитания по всему лицу земли, назначив предъопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас, ибо мы Им живем и движемся и существуем“ (Деян.17:24–28 ст.).

* * *

7

Сб. Рус. Ист. Общ. Т. LXXI стр. 340.

8

„А того же года (1581 г.) Папин посол Антоний к Москве приехал, а стоял в Китае городе, на Иванове дворе Серкова. А встречали его по наказу, за посадом, по Тферской дороге, за Ямскою слободою“. („Известие историческое о Антонии Поссевине, после от Римского Папы Григория XIII, присланном к царю Иоанну Васильевичу в 7088 (1580) году, в бытность его в России сочиненное“. (Древняя Российск. Вивлиофика. Изд. 2-е, часть VI, 1788 г., 71 стр.).

9

Пам. Диплом. Снош. Т. I. стр. 24. В Новгороде и Пскове ямские слободы упоминаются, как устроенные уже в 1560 году. Неужели позднее их устроена слобода под Москвою? Переяславская слобода была основана царем Иоанном Васильевичем (1533–1584г.), что видно из судного дела 1621 года ямщиков Переяславской слободы с ямщиками села Напрудного, записанного в писцовых книгах XVII века, – где переяславские ямщики говорят: „блаженные памяти при государе царе и великом князе Иване Васильевиче всея Руссии поставлена им Переяславская ямская слобода на Поклонной горе, а ямщиков было пятьдесятъ человек“... Но Переяславская слобода позднейшего происхождения.

10

Сб. Ист. Общ. Т. XXXV, стр. 93.

11

Сб. Ист. Общ. Т. XXXV, стр. 94.

12

И.Я. Гурлянд. Ямская гоньба в Московском государстве до конца XVII в.– Яросл. 1900 г. стр. 45.

13

Средним разстоянием между ямами было 30–40 верст.

14

0 происхождении слова „ям“ существует много мнений. По словам ориенталистов, оно занесено к нам татарами. У татар этим словом обозначалась налагавшаяся на подвластные народы дань, собиравшаяся для поддержания почтовой организации в орде (дзям по монгольски – дорога, дзямчи – гонец, проводник, ДЗ – при переходе монгольских слов на татарский язык, меняется на я – ЯМ», (см. Гурлянд, ямск. гоньба). По объяснению археолога Мартынова, слово „ямы“ имеет двоякое значение: это 1) места вырытые, углубления на поверхности земли и 2) станы на большой дороге, где жили ямщики и где едущие переменяли почтовых лошадей. (Русск. Стар. А. Мартынова, стр. 102).

15

Прикащик был заведующим гоньбою и главным распорядителем, а вместе и судьею своего округа, кроме дел важных, уголовных. А староста под наблюдением приказчика наряжал охотников, вел гоньбу и хозяйственную часть дела. (Гурлявд. 155, 157, 266 стр.).

16

См. напр. описание путешествия Исидора митрополита на Флорентийский Собор в 6945 (1436) году. „Лета 6945 (1436) поехал митрополит Сидор с Москвы на Рождество Святой Богородицы (Сент. 8). Приехал во Тферь на Воздвижение Честного Креста (14 Сент.). А от Москвы до Тфери 200 верст без двадцати... А от Волочка пошел рекою Метою в ладьях к Великому Новугороду, а кони берегом..., а 7 октября в Новгород прибыл“. Нужно думать, что митрополиту Исидору, отправлявшемуся тогда с важной миссией (на собор во Флоренцию для суждения о соединении Восточной и Западной церкви) были предоставлены удобства на этом пути. И сопровождать его был назначен княжеский посол „Фома Тферской“ (посол великого князя, взятый из бояр Тверских), как наиболее знающий хотя часть предстоящего митр. Исидору пути. Во Флоренцию прибыл он в след. 1437 году, а возвратился , оттуда в 1441 году. „В лето же 1441., сент. 15 дня митрополит Сидор побежал из Москвы (после того, как великий князь Василий Васильевич заключил его под стражу за поминовение за Божественной Литургией имени Римского папы) ко Тфери, и оттоле к Литве да и к Риму к Папе“. (Древняя Российск. Вивлиофика. Изд. 2-е, часть VI, 1788 г. стр. 27–70. Истор. рус. Цер. Е. Голубинск. 2, 433 стр.).

17

Собран. Государ. Грам, и договор. 1, 144.

18

Езда в 16 и 17 веке произв. в одну лошадь, а если в несколько, то гусем, ямщики садились в ногах у ехавшего, а проводники верхом, спустив ноги между оглоблей. Подъезжая к яму, обыкновенно свистом вызывали подводу на смену. (Гурлянд, 263 стран.). Слуги Гербенштейна проехали 600 верст из Новгорода в Москву в 72 часа; „такая скорость езды, говорит Гербен-штейн, тем удивительнее, что лошади у них очень мелки и содержатся гораздо хуже, чем у нас“. (Ист. России. С. Соловьева. Т. V, 256 стр.).

19

По общему правилу в охотники должны были выбираться люди зажиточные, „семьянистые“, лучшие крестьяне. Правительство старательно напоминало об этом. (Гурл. 131 стр.), или принадлежали уже ранее к охотничьей семье, которым гоньба была за обычай. (Гурл. 132). Охотники называться стали после также и ямщиками.

20

Для больших ямов мера земли определялась в 20– 25 десятин, что составлало ⅚ десятины на пай, а для меньших ямов в 8– 10 десятин на слободу, что составляло ½ и ²∕₃ Десятины на пай. А на охотника каждого назначалось обычно по 5 четв. и сена 20 копен. (Гурлянд, стр. 122, 125).

21

„Стройщик“ наблюдал и затем, чтобы охотники выбрали старосту, (если слобода была большая, то и десятских), а также устраивал в слободе и ямского приказчика. При стройщике же вероятно происходила и разверстка отведенных земел между самими охотниками. (Гурл. 131 стр.).

22

Москва напр. нуждаясь сравнительно в большем количестве охотников, так как разгон был конечно гораздо больший, чем из всякого другого пункта, недовольствовалась местными средствами пополнения комплекта своих ямских охотников, и требовала людей из уездов. Так напр. в 1580 году с земель – одного Спасского монастыря (в г. Ярославле) было взято в Москву на житье семь охотников (Акт. Спас. Мон. I, № 49).

23

Было ли на месте нынешней Тверской-Ямской слободы какой-либо поселок или село Васильевское, об этом решительно нет никаких сведений, и упоминаний о таком поселке или селе мы нигде не нашли. Существует впрочем общее предание, что в предместье Москвы („Земляного города“), вдоль больших дорог в другие города и вблизи разных речек, изстари ютились подмосковные села, с течением времени разраставшияся в слободы. В нашей местности, близ Тверской заставы, была речка Синичка, (засыпанная лет 30 назад), довольно большая и быстрая, (в прежнее время называвшаяся „Кабанка», – через которую был устроен каменный мост). См. Путеводитель к древностям и достопамятностям Москвы. 1792. Ч. IV, 190 стр.


Источник: Храм Василия Кесарийского, что в Тверской-Ямской слободе гор. Москвы: Крат. ист. его описание / Сост. прот. Арсений Разумихин. - Москва: Тип. «Обществ. польза», 1912. - 135 с.: ил.

Комментарии для сайта Cackle