XLVII. Благочестие Иосафата, Иорам, Охозия, Цари Иудовы
Иосафат, благочестивый Царь Иуды, испытал также силу чудес Пророка Елиссея, когда вступил в союз с Иорамом, в первые годы его правления; ибо хотя Иорам и творил лукавое пред Господом, не так однако же, как отец его Ахаав и мать Иезавель; он разрушил капище Ваалово, ими сооруженное, не смотря на то, что потворствовал сам нечестию идольскому, которое укоренилось, со времен Иеровоама. Царь Моавский, данник Израиля, богатый стадами, отложился от него, и потому просил Иорам помощи у Иосафата, как некогда Ахаав. К ним присоединился и Царь Эдомский; они пошли по безводной пустыне, где жаждой томились люди и скот. Возроптал Царь Израилев: «на то ли созвал Господь трех Царей, чтобы предать их в руки Моава?» говорил он; но благочестивый Иосафат пожелал вопросить Господа, чрез его Пророка, и некто из отроков царских возвестил, что недалеко Елиссей, бывший служитель Илии. Когда же предстали три Царя Елиссею: «что мне и тебе? Сказал он Израильскому, иди к пророкам отца твоего и матери; жив Господь сил, которому предстою! Если бы не Иосафат, Царь Иуды, я бы и не посмотрел на тебя; теперь приведи мне певца.» Во время пения Дух Божий исполнил Елиссея и он прорицал: «ископайте русло потока, и оно, без ветра и дождя, исполнится воды для утоления вашего; легко сие пред очами Господа, который предает Моава в руки ваши.» Утром, после принесения жертвы, исполнились водой рвы, ископанные им в пустыне Едомской. Вооружились Моавитяне, услышав о пришествии трех Царей, но при отражении лучей солнечных, кровавыми показались им чудные воды, потекшие на рубеже их; они подумали, что союзные Цари бились между собой и что кровь их исполнила рвы, и устремились на Израильтян, так что им остается только собирать добычу, но там ожидало их поражение. Победители истребили жатвы их и древа плодовитые, завалили камнями источники, разрушили стены городов и обступили столицу. С семьюстами ратных искал пробиться царь Моавский и не успел; тогда отчаянный вывел на стены города, сына своего первенца, который должен был воцариться после него, и принес его во всесожжение богам своим; – с ужасом и негодованием отступил Израиль в свои пределы.
Мирно возвратился в дом свой Иосафат, но на встречу ему вышел пророк Ииуй, сын Анании, с укором: «зачем подавал помощь нечестивым и дружился с ненавидящим Бога? Одни только благие дела твои спасли тебя от гнева Божия, сказал Пророк, потому что ты направил к Господу сердце свое и истребил все кумиры в земле Иудиной.» Еще более возгорелась ревность Царя; он обошел всю свою землю, от Вирсавии до гор Ефремовых, чтобы обратить народ к Богу отцов, и, поставив судей во всех городах, напомнил им, что не человеческий суд они творят, а Божий, и что сами дадут ответ за суды свои, ибо нет у Господа неправды или лицеприятия. В Иерусалиме поставил он священников и Левитов, судить людей, и внушал им, чтобы пребывали в страхе Господнем, умиряя всякую распрю братий своих, и не навлекли бы на себя гнев Божий.
Племя Моавитян и Аммонитов вооружилось против Иосафата; великое множество их устрашило Царя Иудейского; он обратился молитвенно к Богу и заповедал пост по всей земле. – Собрался весь Иуда, пред лице Господне, и стал благочестивый Царь, в сонме своего народа, в преддверии храма. «Господи, Боже отец наших, молил он, не Ты ли Бог, живущий на небесах горе и обладающий всеми царствами? В твоей руке крепость, кто противостанет Тебе? – не Ты ли искоренил живших на сей земле, пред лицом людей Твоих Израиля, и дал её семени Авраама, возлюбленного Тебе, во веки? Оно же вселилось на ней и соорудило святилище имени Твоему, с такой молитвой: если постигнет нас меч, голод, гибель, и мы ставши пред домом сим, призовем имя Твое, в скорбях наших, Ты услышишь и спасешь нас. И вот ныне сыны Моава и Аммона и вся гора Сеир, чрез которую не допустил Ты пройти Израилю, исходящему из Египта, напали на нас, и хотят изгнать из наследия, данного нам Тобой. Господи, Боже наш, не рассудишь ли нас с ними? Ибо нет в нас самих столько крепости, чтобы воспротивиться толикому множеству, и не знаем, что предпринять, но только очи наши обращены к Тебе.»
Так молился Царь, со всем народом, с женами и детьми, и внезапно Дух Божий исполнил Иозиила, сына Захарии, из рода Левитов, и он прорек: «внемлите, весь Иуда и живущие в Иерусалиме, и ты Царь Иосафат; не бойтесь, говорит вам Господь, не ужасайтесь множества врагов, ибо не ваша брань, но Божия; завтра выступите; вы найдете врагов на берегу реки в пустыне; в сию чреду не вам сражаться; помните сие, и увидите спасени, ибо с вами Господь.» Пал Иосафат на лицо свое и с ним весь Иуда и Иерусалим; Левиты восхвалили Бога Израилева. Рано утром выступили войска в пустыню Фекоа; Царь возбуждал воинов веровать в Бога и в слова его Пророка. Он велел псалмопевцам идти впереди дружин и воспевать хвалы Господу сил: «исповедайся Господеви, яко благ, яко во век милость его.» Между тем, как воспеваемы были хвалебные гимны, возникло смятение в полках вражеских; они восстали друг на друга; Моав и Аммон сперва поразили пришедших от Сеира, а потом истребили себя взаимно. Иуда пришел только увидеть их поражение и трупы поверженных по лицу пустыни. Все корысти врагов, пленники и стада, достались Иосафату; три дня собирал он добычу, с людьми своими, в долине благословения, так названной, в память дарованного им успеха; радостно возвратились ополчения Иудовы в Иерусалим, с псалтирями, гуслями и трубами, ко двору Господню. Страх объял окрестные народы, когда услышали, как поразил Бог врагов Иосафатовых, и умирилось царство его; но когда опять сообщился он с сыном Ахаава, и послал вместе с ним корабли свои в Фарсис, сокрушились корабли, посреди плавания морского, по слову Пророка Елиезера, за приязнь с беззаконным.
После двадцати пяти летнего царствования, с миром отошел он к отцам своим и погребен был с ними, во граде Давидовом; но первенец его Иорам, которому он оставил царство, избил всех братьев, и в течении восьмилетнего своего правления, ходил по всем путям Ахаава; ибо жена его Гофолия была дочерью сего нечестивого Царя; однако Господь не хотел искоренить дом Давидов, ради данного ему завета. В сие время и Эдом отложился от Иуды, избрав себе Царя; тщетно ходил Иорам против мятежных, и даже однажды поразил их; Идумеи уже не покорялись более Царям Иудейским, ибо Иорам ввел в грех народ свой и допустил требища языческие на высоких местах.
Тогда пришло к нему обличительное писание от Пророка Илии, уже по смерти сего человека Божия, который предвидел нечестие Царя Иудова: «так говорит Господь Бог Давида отца твоего, писал Илия; поскольку не ходил ты путем Иосафата, отца своего, и Асы, Царя Иуды, но ходил путем Царей Израильских, и ввел в грех живущих в Иуде и Иерусалиме, подобно как совратил людей своих Ахаав, и поскольку избил ты братий своих, лучших тебя: поразит тебя Господь, язвой великой, с людьми твоими, женами и детьми, и всем твоим достоянием, и будешь ты в жестокой болезни, доколе не выйдет из тебя вся твоя внутренность.»
По слову Господню, восстали на Иорама иноплеменники, Аравы и соседние Ефиопы, и пленили все сокровища царских палат и все его семейство. Один только сын, Охозия, ему остался от всех детей; потом поразил Господь нечестивого Царя неизцелимой болезнью, и вся его внутренность исходила из него, доколе не умер он в совершенном расслаблении и тяжких муках; народ не хотел совершить над ним обычного погребения и не положил его в гробах царских. Охозия заступил место отца, но и тот, следуя советам матери Гофолии, ходил по стезям дома Ахаавова, и не продлил Бог его царства более года. – Вместе и Иорамом, Царем Израилевым, ополчился он против Азаила Сирийского и, не без тайной судьбы Божьей, пришел в Иезраель, куда удалился союзник его, для исцеления от ран, полученных в битве.