Источник

XLII. Разделение царства, Ровоам и Иеровоам

По смерти Соломона, сын его Ровоам пришел воцариться в Сихем, пред лицом собравшегося Израиля. Возвратился из Египта и бежавший некогда от Соломона, Иеровоам, и предстал юному Царю, вместе с старейшинами Израиля: «отец твой, говорили они, отягчил иго наше; ты же облегчи нас от жестокой работы и послужим тебе.» Ровоам обещал дать им ответ через три дня, и призвал на совещание сперва старцев своих, которые благоразумно представляли ему: «если ты ныне послужишь сему народу, он будет служить тебе всегда;» спросил потом юношей с ним воспитанных, и они отвечали: «скажи ропщущему народу: мезинец мой толще чресл отца моего: тяжко было иго его, а я еще более отягчу; отец мой наказывал вас бичами, а я накажу скорпионами.» Смутился Израиль, услышав жестокое слово Царя и говорил: «какое нам участие в Давиде? Нет нам наследия с сыном Иессеевым; Израиль беги в шатры свои, а ты Давид паси дом свой.» Разошелся Израиль, и когда Ровоам послал собирать с него дань, посланный был убит камнями. Так отложились десять колен от дома Давидова, и избрали себе в Цари Иеровоама. Роваму же остались только два колена, Иуды и Вениамина; он же хотел поднять оружие на Израиля, – но человек Божий Самей остановил его, именем Господним.

Иеровоам основался в Сихеме, и опасаясь, что бы народ, ходя из его пределов в Иерусалим, ко храму истинного Бога, не возвратился в подданство к Царю Иудейскому, умыслил отклонить, идолослужением, сердце народа своего от храма, воздвигнутого домом Давида. Он вылил двух золотых тельцов, по подобию виденных им в Египте, и поставил одного в Дане, а другого в Вефиле, сказал сынам Израилевым: «вот боги, изведшие вас из Египта;» устроил капища на высоких местах, избрал неосвященных жрецов из народа и учредил жертвоприношения, в самые дни празднеств Иерусалимских.

Иеровоам стоял у алтаря идольского в Вефиле, и хотел заклать жертву, когда внезапно предстал ему человек Божий от Иуды и воскликнул: «алтарь! Алтарь! Так говорит Господь: вот родится сын в доме Давидовом, который заколет на тебе жрецов, приносящих жертвы, и созжет кости их на тебе; ныне же, в знамение слов Господних, распадется алтарь сей и прольется с него тук жертвенный» Разгневанный Царь простер руку на человека Божия и внезапно иссохла рука его, алтарь же расселся и пролился с него тук. Тогда просил Иеровоам, чтобы помолился о нем человек Божий, и его молитвой исцелилась иссохшая рука. Тщетно приглашал он пришельца вкусить пищу в доме его и предлагал ему дары. Пророк отказался от всякого дара, ибо строго запретил ему Господь, не вкушать в Вефиле ни хлеба, ни воды, и даже не возвращаться тем же путем.

Жил в Вефиле старый Пророк, которому дети рассказали все сделанное человеком Божьим у алтаря. Оседлав осла, он поспешил в след за ним, догнал Пророка, отдыхавшего под дубом, и молил его, вопреки заповеди, возвратиться, чтобы вкусить у него хлеба: «не такой же ли я Пророк, как и ты? Говорил старец отрекавшемуся пришельцу, и ко мне было слово Господне, привести тебя в дом мой, для подкрепления пищей.» Послушался его обольщенный, но едва сел за трапезу, как истинное вдохновение посетило солгавшему ему старца, и сам он пророчил своему гостю, что за его неповиновение, не успокоится прах его во гробе отеческом. Поднялся из-за трапезы смятенный гость и хотел продолжать дорогу, на данном ему осле, но встретившийся дорогой лев умертвил ослушника, хотя и не коснулся потом трупа его, ни даже осла.

Люди, шедшие мимо, увидев поверженный труп и стоящих над ним льва и осла, в ужасе принесли весть сию в Вефиль, и древний Пророк поспешил на распутье; пред глазами дикого зверя возложил он, на уцелевшего осла, неприкосновенное тело, и с плачем погреб его в своем городе, чувствуя вину свою пред человеком Божьим. Он завещал детям, погребсти кости свои подле костей Пророка, ибо предвидел, что сбудутся все его прорицания над идольскими капищами. – Так дивно совершились судьбы Божии над обоими Пророками, по видимому недостойными высокого своего звания, которые однако избраны были орудиями небесной истины, дабы явилось миру «что сила Божия в немощи совершается.» ( II . Коринф. XII. 9.)

Но Иеровоам не оставил беззаконных путей своих и продолжал жертвовать идолам, накликая гибель на весь Израиль. Скоро разболелся младенец Авия, сын его, и опечаленный Царь послал жену свою в Силом, вопросить Пророка Ахию, некогда ему предсказавшему о царстве. Изменив свою одежду, с корзинами хлеба, гроздий и меда, достигла она дома человека Божья, которого зрение уже притупилось от старости, но бодрствовало еще духовное око его. Услышав шум шагов Царицы, сказал он, входящей в двери дома: «взойди жена Иеровоамова, зачем облеклась ты в чуждые одежды? Я жестокий для тебя посланник Божий; возвратись, скажи Иеровоаму слово Господне: из толпы народа вознес его Бог Израилев, над своими людьми, и разделил для него царство Давида; но он не ходил подобно Давиду вслед Господа, не соблюл его заповедей, и отвергув истинного Бога, сотворил себе богов чуждых. По сему наведет Господь злое на дом Иеровоама, и истребит в нем всех до последнего: умерших Иеровоамлих в городе съедят псы, а умерших в поле съедят птицы небесные. Ты же или в дом свой и когда будешь входить в город, умрет твой младенец; весь Израиль о нем восплачется, и его одного погребут во гробе отца его Иеровоама. Господь восставит себе иного Царя над Израилем, который поразит дом Иеровоамов и сокрушит Израиля, как тростник, колеблемый на воде. Он свеет его с благой земли, данной отцам его, и завеет по ту сторону реки Иорданской, потому что сотворил себе мерзости идольские и последовал греху Иеровоама.» Испуганная Царица возвратилась от Пророка, и едва вступила в преддверие дома своего, умер её младенец; с плачем погреб его весь Израиль, по словам Ахии прозорливца.

И Ровоам, Царь Иуды, сотворил лукавое пред Господом, по примеру Царя Израилева, приложив ко грехам отца собственные грехи; соорудились в области его капища идольские, на всяком холме высоком и под каждым широколиственным древом, и смешение всех мерзостей языческих совокупились в земле Иудиной. Тогда упало и благоденствие царства, которое укрепилось в первые три года его правления, ради благочестия, какое оказал в начале, следуя по стопам деда своего Давида; ибо в Иуде, как и в Израиле, во все время существования обоих царств, мерилом благоденствия было благочестие. Крепкие города, которые обнес стенами Ровоам, во всех своих пределах, оказались слабыми против нашествия иноплеменников, воздвигнутым Господом; в пятое лето его царствования, Сусаким, Царь Египетский, подступил к Иерусалиму, с тысячью двумя стами колесниц и шестьюдесятью тысяч конников; ополчился Ровоам пред стенами столицы, но Самей Пророк предстал старейшинам Иудиным и сказал им, от лица Господня: «вы оставили Меня и Я оставлю вас, и предам в руки Сусакима.» Смирились Царь и старейшины, и воскликнули из глубины сердца: «праведен Господь!» Тогда опять было слово Господне Самею: «смирились, и так не погублю их и явлю им спасение; не прольется ярость Моя на Иерусалим, однако на время будут в рабстве, дабы впредь они познали различие между Моим игом и Царей земных.» Царь Египетский не разорил Иерусалима, но взял сокровища храма Господня и палат царских, и золотые щиты, устроенные Соломоном; Ровоам заменил их медными. Так пощадил Господь град Давидов, ради покаяния его властителя и поскольку обретались еще благие дела в Иуде. – Семнадцать лет царствовал Ровоам, и приложился к отцам своим.


Источник: Священная история / [А.Н. Муравьёв]. - Санкт-Петербург : тип. А. Бородина и К°, 1842. - [2], IV, 516 с. (Авт. установлен по изд.: Межов. Систематический каталог русским книгам... с 1825 вплоть до 1869 года... № 87).

Комментарии для сайта Cackle