XLIII. Авия, Аса, Иосафат в Иуде; Власа, Амврий, Ахаав в Израиле
Авия, сын его и дочери Авессаломовой, превознесенный им над всеми братьями, воцарился после Ровоама, и властвовал только три года. Крепкая брань произошла между ним и Иеровоамом, на горах Ефремовых. – Готовясь к битве, Авия напомнил Иуде и Израилю, каким образом избрал Господь дом Давидов, чтобы царствовать над всем Израилем, и как огложился Иеровоам, пользуясь слабостью отца его. «Ныне ли хотите противостать Давиду, воскликнул он, вы, уповающие на тельцов златых и отринувшие священников Божьих, когда напротив мы не оставили Бога нашего, и еще доныне у нас сыны Аароновы и Левиты приносят всесожжения, утром и вечером, Господу и курится Ему фимиам и хлебы предложения лежат на его трапезе и горят светильники! С нами Господь! Он сам вождем нашим, и его священники, трубящие против вас трубами святилища. Сыны Израилевы, не ратуйте против Господа Бога отцов ваших, ибо не будет вам успеха.» – Еще говорил Царь, когда стал обходить Израиль стан его, но по данному знаку вострубили трубами жрецы и бежали испуганные сыны Израиля, страшно было поражение на поле битвы, и уже не дерзал более восставать Иеровоам против Иуды.
Он скончался после двадцати двух летнего правления, оставив престол сыну своему Навату, который властвовал только два года, ибо сотворил лукавое пред Господом и ходил во всех путях отца своего, увлекая за собой весь Израиль. Вааса, сын Ахиев, из колена Иссахарова, восстал против него и умертвил Царя, со всем его домом, так что не осталось и младенца от рода Иеровоамова, как предсказал ему Пророк Ахия; но и Вааса, царствовавший в Израиле двадцать четыре года, подражал грехам своих предместников и поднимал оружие на Иуду.
Последние дни Авии, Царя Иудейского, ознаменовались также заблуждениями отца его, ибо сердце его не было совершенно пред Господом, как сердце Давидово; но Давида ради сохранил ему племя Господь, чтобы никогда не угасал светильник его в Иерусалиме, ибо во всю свою жизнь не уклонялся Давид от заповедей Божьих, кроме одного только греха против Урии. – Аса наследовал Авии, и в течении сорокалетнего правления угодил Господу, ибо сокрушил алтари чуждые, разбил идолов, посек дубравы и обратил сердце народа к истинному Богу отцов своих. Он стал укреплять города Иудины, пользуясь долгим миром, которым посетил Господь его страну; когда ополчился против него Зарай Ефиоплянин, с тысячами тысяч воинов и тремя стами колесниц, Аса выступил с тремя стами тысяч ратных, и воззвал к Богу пред началом битвы: «Господи, не во множестве у Тебя спасение, ибо многе и малое ничто пред Тобой; укрепи уповающих на тебя, во имя Твое исшедших на сии бесчисленные полчища. Ты Бог единый, да не превозможет против Тебя человек!» Так помолился Богу, и поразил Господь Ефиоплян пред лицом его; погнавшись вслед за ними, Аса истребил все их множество, селения и шатры, и с богатой добычей, пленниками и стадами, возвратился в Иерусалим.
Пророк Азария вышел к нему на встречу, исполненный Духа Божия и сказал: «внемли мне, Аса и весь Иуда, и весь Вениамин! Господь с вами, ибо вы с Ним; если взыщете Его, обрящется вам, если же оставите, оставит вас. Много дней будет в Израиле, без Бога истинного, без священников и без закона, и не будет тогда мира ни входящему, ни исходящему, ибо ужас Господень будет на всех обитающих на земле: ополчится язык на язык и град против града; вы же укрепитесь, да не ослабеет рука ваша, ибо благим делам будет награда.»
Услышав пророчество Азарии, еще более утвердился Аса в подвигах благочестия; он истребил идолов, которые еще находились в пределах Иудиных, и даже на горах Ефремовых; много пришельцев собралось к нему и из других колен Израилевых, когда увидели, что с ним Господь. В пятнадцатое лето своего царствования, принес он великое всесожжение Богу: семь сот волов и семь тысяч овец, и вместе со всем народом, при звуке трубном, произнес торжественную клятву: «что всякий, кто отвергнет Бога Израилева, юноша или старец, муж или жена, смертью умрет, как нарушитель завета;» весь Иуда возрадовался сей клятве. Аса отлучил даже собственную мать за то, что жертвовала Астарте; он сжег идола её на потоке Кедском, и внес многие сокровища Давидовы в храм Господень, ибо сердце его лежало к святыне, хота еще оставались некоторые требища, которых не мог совершенно истребить.
После тридцати летнего мира, Вааса, Царь Израилев, вторгся в пределы Иудовы и стал укреплять город Раму, чтобы заградить всякий исход Царю Иудейскому в землю свою. Аса впал в искушение боязни: собрав золото и серебро из дома Господня, послал он дары в Дамаск, к Венададу, Царю Сирийскому, и просил помощи, ради союза, искони бывшего между их отцами. Исполнил просьбу его Венадад, и наступив на пределы Израилевы, принудил Ваасу отойти от стен Рамы; Аса же, пользуясь его отшествием, разметал стены Рамы, и употребил их камни на строение двух городов. Тогда предстал ему, с укором, Пророк Анания: «поедику уповал ты на Царя Сирийского более, нежели на Господа Бога своего, сказал он, избежала руки твоей сила Сириян: вспомни, куда исчезло все множество колесниц и конников Ефионских и Ливийских, когда ты воззвал к Господу? – очи Господни озирают всю землю, чтобы укрепить сердца, к нему обращенные. Ты сотворил безумное и потому возникнет на тебя брань.» Гневом исполнился Аса, за смелое обличение Пророка, и ввергнул его в темницу; но тяжкая болезнь поразила ноги его, не смягчив однако ожесточившегося сердца; он искал врача, а не Бога, и скончался в болезни; с великой пышностью, с обилием мира и ароматов, положили его во граде Давидове, в гробе, им самим устроенном.
Благочестивый Иосафат наследовал престол отца своего; он укрепился против Израиля, расположив войско свое во всех крепких городах Ефремовых. Господь был с Иосафатом, ибо он ходил путем предка своего Давида, истребил на высотах и в дубравах места языческого богослужения, и в третье лето своего правления, разослал избранных мужей, вместе с Левитами, учить народ закону Божию по всем городам и селам; посему укрепил Бог царство его и вся Иудея приносила ему дань; иноплеменники посылали дары сильному Царю, ибо на все окрестные города напал страх Бога Израилева, который поборал благочестивому.
Напротив того все исполнено было смятения в Израиле, за нечестие его владык. Вааса, сокрушитель рода Иеровоамова, сам подвергся той же участи; Пророк Иуй, сын Ананьев, сказал ему, от лица Божия: «Я вознес тебя из земли и поставил властителем над Моим народом, а ты пошел путем Иеровоама и ввел в грех людей Моих, суетными жертвами; посему отвергну дом Ваасы и сотворю его, как дом Иеровоамов: умершего в городе съедят псы, а умершего в поле съедят птицы небесные.»
Умер Вааса, и наследовал Ила, сын его; но чрез два года исполнилось над ним страшное предсказание; Замврий воевода умертвил Царя, упившегося вином за трапезой, и истребил весь дом Ваасы и всех родных его. Но и Замврий, избранный только для совершения казни Божьей над виновными, сам не более семи дней пользовался верховной властью. Возмутился Израиль, услышав в Гаваоне о убиении Царя своего, поставил над собой воеводу Амврия, и осадил город Ферсу, где заключился похититель престола; он погиб в пламени палат царских, которые сам зажег. Тогда разделился народ Израилев между Фамнием и Амвреем; но сила последнего превозмогла и он царствовал двенадцать лет, не переставая однако ходить путем Иеровоама, во всех грехах его, которыми преогорчил Господа. Амврий погребен был в Самарии, новой столице, основанной им на горе Семироне, и с тех пор она сделалась местопребыванием всех Царей Израиля. Ахаав воцарился после нечестивого отца, и согрешил более всех своих предместников, ибо еще недовольно казалось ему ходить во грехах Иеровоама; он взял за себя Иезавель, дочь Царя Сидонского, и стал служить божеству её Ваалу, соорудил требища идольские в Самарии и насадил дубраву, раздражая Господа, тяжестью своих преступлений, свыше меры Царей Израилевых.