Источник

Исповедание веры

Исповедание веры. Это – открытое, публичное заявление человеком о его религиозных принципах, как принципах безусловно-истинных и непреложных, – признание и на словах, и на деле, смотря по требованию обстоятельств, в каких данный человек находится. Христианин, напр., усвоил известные правила веры, известные религиозные убеждения. Он желает провести их в самую свою жизнь. Но здесь он сталкивается с враждебными условиями, не позволяющими ему того делать. Степень и вид такой враждебности весьма разнообразны. В первое время существования христианской церкви против исповедников Христовой веры воздвигались язычниками ужасные гонения: христианам оставалось или отказываться от своих религиозных убеждений, или идти на мучения, на пытки и даже на самую смерть. Вот здесь-то, конечно, и представлялось широкое поле для проявления твердости христианского характера, для открытого и мужественного засвидетельствования пред языческою силою веры в И. Христа. И действительно, история насчитывает великое множество исповедников веры во Христа. Своим примером они воодушевляли массу и других, менее твердых в вере, христиан, которые затем так же мужественно шли на смерть, и т. д. Подобная твердость должна была сильно действовать на язычников. Припомним факты даже из ветхозаветной истории: историю вавилонских отроков (Дан.3:12 и т. д.), Маттафии (1Макк.2), Елеазара, Соломонии и ее 7 сыновей (2Макк.6:7) и пр. Из новозаветной истории припомним мученическую кончину, напр., некоторых апостолов Христовых и их учеников. Твердое исповедание веры мучениками заставляло многих мучителей призадуматься, следствием чего было нередкое обращение в христианство и самих последних. Подобное преследование исповедников Христовой веры повторится, по слову Писания, непосредственно пред вторым явлением на землю Христа Спасителя, во времена господства антихриста, когда, следовательно, так же потребуется от христиан великая доля мужества и стойкости. В наше время не может быть речи об открытых преследованиях исповедников истинной Христовой религии, по крайней мере, в странах цивилизованных (впрочем, и здесь не без исключений, – разумеем гонения на христианство во Франции со стороны Комба и Ко); но, тем не менее, и ныне исповедание веры может быть, и бывает, уместно в другом виде.

Ныне в нашем отечестве нашли себе приют вольнодумство, религиозный скептицизм и пр., заявляющие о себе самым различным образом. В погоне за низменными, грубыми, чувственными благами современное поколение сплошь и рядом забывает о благах внутренних, религиозных, над которыми часто даже глумится всячески. Значительная часть известного сорта нашего общества даже ликует по поводу всякой выходки вольнодумцев против Христовой религии. В то время, как немногие твердые борцы еще мужественно стоят за истину, ни во что вменяя глумления, по их адресу раздающиеся из вражеского лагеря, – более слабые, даже из числа правомыслящих, часто стыдятся показаться как бы отсталыми от своего века и потому стесняются открыто заявлять о своих христианских убеждениях (даже не решаются, напр., креститься пред храмами). Несомненно, словом, что и ныне исповедание веры – дело далеко не всегда легкое, требующее от некоторых большой доли мужества и стойкости. Это – с одной стороны. С другой, слабость н трусость обычно сопровождаются печальными результатами как для самих боящихся, так и для окружающей их среды, соблазняемой их поступанием. Верующий во Христа должен быть тверд и стоек в своей вере, не отступая ни перед чем, не стыдясь ничего. Таков смысл требований самого Спасителя. «Всякого, – говорит Он, – кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим небесным. А кто отречется от Меня пред людьми; отрекусь от того и Я пред Отцом Моим небесным» (Мф.10:32–33; см. Мк.8:38; Лк.9:26; ср. 1Тим.6:12–13; ср. также Рим.8:38, 39; Евр.10:23; 1Пет.3:15–16, 2:12; Мф.5:11, 12; Откр.2:10). При этом, однако, следует иметь в виду, что в основе исповедания веры должны лежать побуждения и, вообще, элементы только чистые. Иначе могут получиться последствия, нежелательные ни для самого исповедника, ни для окружающих его. Напр., пред Своими страданиями Господь говорил Своим ученикам, что все они соблазнятся о Нем в ту же ночь (Мк.14:27), на что ап. Петр как бы с некоторою гордостью сказал: «если и все соблазнятся, но не я» (Мк.14:29), и, однако, обещавший остаться всюду и при всяких обстоятельствах непреклонным исповедником Иисуса Христа, отрекается от своего Учителя трижды (Мк.14:68, 70–72). И наоборот, с какою христианскою кротостью, растворенною христианскою любовью, вел свою речь, напр., ап. Павел в присутствии царя Агриппы! И что же? Сам Агриппа, между прочим, сказал ему: «Ты немного не убеждаешь меня сделаться христианином» (Деян.26:28).

Но, как ни важно само по себе рассматриваемое обнаружение веры, оно далеко не всегда может быть без разбора и рекомендуемо, и проявляемо. В обыденной жизни не всегда бывает надобность известному человеку открыто и во всеуслышание твердить всем о своих идеях, как единственно истинных и т. д. Стойкость в этом отношении – нечто весьма прекрасное, но только в свое время, когда того требуют обстоятельства. Иначе же, т. е. проявляемая не вовремя и бесцельно, она может показаться только смешною, и вместо уважения к проявляющему ее может вызвать со стороны совсем противоположное. То же можно сказать и в отношении к исповеданию веры. Если обставляющие человека условия не требуют последнего, – если оно при данных обстоятельствах не принесет никакой пользы ни самому человеку, ни окружающим его, – если, доведя этих до ожесточения, окажет им только вред, – если бесцельно и попусту оно лишь только вовлечет человека в беду, – если Божия слава им нимало не будет возвещаться и т. д., – то во всех этих, и подобных им, случаях оно не должно быть практикуемо. Примерами для нас в данном отношении могут служить сам Спаситель и Его апостолы. Однажды иудеи повели Господа на вершину некоторой горы, чтобы низринуть Его; «но Он, прошедши посреди их, удалился» (Лк.4:29, 30). В другой раз, Спаситель «ходил по Галилее; по Иудее же не хотел ходить, потому что иудеи искали убить Его» (Ин.8:1). Некогда иудеи хотели побить Иисуса Христа камнями; но Он «скрылся, и вышел из храма, прошедши посреди их» (Ин.8:59). Еще раз они же «искали схватить Его; но Он уклонился от рук их» (Ин.10:39), и т, д. Почему во всех этих случаях Спаситель не считал нужным оставаться среди иудеев и продолжать твердо исповедовать Свое божественное учение? Потому что от того не произошло бы никакой пользы для Его дела, а, скорее, произошел бы для последнего один вред. Параллельно этому, даются Господом наставления и Его апостолам, повелевающие им бежать из того города, где будут их гнать, в другой (Мф.10:23), а не оставаться в первом, продолжая там твердо исповедовать свою веру, и т. д. И св. ап. Павел «был спущен в корзине из окна по стене», чтобы избежать рук областного правителя Арефы (дело было в Дамаске, – 2Кор.11:32). Так-то надлежит понимать смысл исповедания веры, как религиозно-­нравственного подвига и обязанности христианской. От нас здесь требуется твердость, но вместе с нею и рассудительность (см. нашу статью: «Сущность христианского учения об отношениях человека к Богу», – «Христ.Чтен.» 1898 г., декабрь, стр. 769–774).

А. Бронзов


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle