Источник

Испания

Испания – королевство на Пиринейском полуострове. Страна эта первоначально была населена иберами (отсюда и греческое ее название – Иберия). Но уже в древнейшие времена появляются здесь и другие племена. Так, раньше чем за 1000 лет до P X. на южном берегу полуострова поселяются финикияне (у них эта страна носила название Таршиш; под таким названием она упоминается и в Библии, греч. Ταρτησσός, слав. Фарсис, см. Пс.71:10; Ион.1:3). Позднее на восточном берегу полуострова утверждаются греки, а на севере и внутри страны кельты. Во второй половине III в. до Р X. южной и восточной частями полуострова овладевают карфагеняне; но в конце того же в. (206 г.) на смену им являются здесь римляне, которым, впрочем, только при Августе удается окончательно покорить всю страну. Под властью римлян Испания быстро романизуется и делается даже одним из центров римской культуры, а по своему благосостоянию – одной из наиболее цветущих частей Римской империи. О начале христианства в Испании достоверных сведений не сохранилось. По местному преданию, которое можно проследить только до IX века, здесь будто бы проповедовал и даже принял мученическую кончину ап. Иаков (Заведеев). Гораздо вероятнее, что Испанию посетил ап. Павел, так как в посл. к Римлян. (Рим.15:28) он прямо говорит о своем намерении отправиться туда. Возможно, конечно, хотя и совершенно бездоказательно, что ап. Петром и Павлом были посланы в Испанию апостольские ученики, которым (числом семи) испанские писатели приписывают основание здесь первых епископий. Как бы то ни было, но, благодаря тесной связи Испании с Римом и удобству путей сообщения, христианство проникло в эту страну, по всем вероятиям, в первом же столетии. Епископские кафедры основываются в городах Леоне, Сарогоссе, Мериде, Таррагоне и др. Тертуллиан в конце II века отмечает победоносное распространение христианства во всех областях Испании. В 306 г. на Эльвирский собор является уже 19 испанских епископов. Воздвигнутые около этого времени гонения на христиан дали испанской церкви много славных мучеников, хотя немало было и павших.

В конце IV в. в испанской церкви возникают смуты, вследствие появившейся здесь манихейской ереси Присциллиана. В борьбе с этой ересью испанские епископы обращаются за помощью к папе, который охотно воспользовался этим случаем для утверждения в Испании своего влияния. Присциллианизм просуществовал в Испании довольно продолжительное время: он не был еще окончательно искоренен и в половине VI в. С 409 г. начинается вторжение в Испанию аланов, свевов и вандалов. В 415 г. появляются здесь вестготы. Они вытесняют из Испании, или подчиняют своей власти, все прочие германские племена, а также римлян, и основывают здесь вестготское государство. Вестготы принесли в Испанию арианство, которое в V в. широко распространилось, кроме Испании, еще и в Галлии, его принимали даже некоторые уже обращенные в христианство племена, напр., свевы при Ремисмунде. Вестготские короли, хотя и ариане, совсем почти не вмешивались в церковные дела испанских католиков. При таких условиях жизнь испанской церкви продолжает развиваться по-прежнему. Увеличивается число митрополий: к четырем старым митрополичьим кафедрам (таррогонской, севильской, толедской и брагской) присоединяются еще две новых (лугская и меридская). Во всех этих митрополиях признается патриаршая власть папы, викарии которого наблюдают за исполнением папских и синодальных декретов, равно как и за сохранением митрополичьих прав. В 589 г. вестготский король Реккоред вместе со своими подданными арианами присоединился к католической церкви, которая, благодаря этому, скоро достигла в Испании цветущего состояния. В столице государства (Толедо) архиепископ, которой становится теперь примасом Испании, очень часто созываются соборы, изредка – смешанные (concilia mixta), т. e. из представителей церковной и гражданской власти. При таком тесном союзе церкви с государством епископы приобретают огромное влияние и на общественные дела чисто светского характера. К сожалению, они действовали заодно со знатью и, стремясь вместе с нею ослабить королевскую власть, не поддерживали и разоренную налогами массу населения. Не без влияния испанского духовенства, и, конечно, не к чести его, было воздвигнуто гонение на евреев. По повелению короля Хинтилы (636–640) все они подвергались изгнанию из пределов Испании. Правда, под влиянием такой строгой меры много евреев обратилось в христианство (по Гиббону, до 30, 000); но эти насильственно обращенные представляли для католической церкви далеко не ценное приобретение: в тайне они продолжали исповедовать свою старую религию и питали к христианам непримиримую ненависть.

Испанская церковь, сделавшись государственной в вестготском королевстве, стремится быть независимой от Рима. Так, когда Бенедикт II потребовал изменить некоторые выражения окружного послания, в котором архиепископ Толедский Юлиан от имени испанского духовенства объявлял о принятии постановлений Шестого Вселенского Собора, то это требование папы было отклонено в довольно резкой форме (684), и следующему папе Сергию оставалось только одобрить испанское послание. Число епископий в Испании к концу VII в. было 66. Раньше, во время господства ариан, епископы избирались общинами, потом по представлению всех церквей округа – королем, а к концу VII в. назначение их всецело зависело от короля и Толедского архиепископа. Низшее духовенство назначалось епископом, но в тех церквах, которые были выстроены частными лицами, церковные должности по установившемуся обычаю замещались по представлению основателей церквей. Низложить епископа мог только церковный собор, равным образом, и никто из низшего духовенства не мог быть отрешен от должности одним епископом, без синода.

Древнейшие испанские монастыри возникли в VI в. Число их особенно увеличилось со времени победы католической церкви над арианством. Сначала они находились в полном подчинении у епископов, но затем власть последних над ними была значительно ограничена. Церковным имуществом заведовал особый эконом, назначаемый епископом из среды духовенства. Содержались церкви на доброхотные пожертвования и на доходы со своих нередко огромных имений. Последние на первых порах были совершенно свободны от всех налогов, но впоследствии были обложены. Со времени короля Вомба (672 г.) епископы и низшее духовенство были даже обязаны принимать участие в защите страны от неприятелей. Духовенство было подчинено светскому суду, но споры, возникавшие исключительно между духовными лицами, решались в особых епископальных судах. Епископы пользовались таким уважением и влиянием, что им иногда даже апеллировали (особенно бедные) на постановление светских судей. Образование духовенства было, вообще, слабое, все же в его среде встречаются лица и выдающиеся по своей учености и писательскому таланту (Орозий, Леандер и его брат Исидор Гисполисские, Ильдефонс и Юлиан Толедские). Все они писали по-латыни.

В 711 г. в Испанию переправились из Африки арабы-мусульмане. В короткое время они положили конец просуществовавшему почти 300 лет вестготскому королевству, основав на его развалинах свой халифат. Во власти христиан осталась только небольшая северная часть полуострова. Завоевание арабами Испании сопровождалось почти полным опустошением некоторых церквей в тех, именно, местностях, где мусульмане встречали со стороны христиан наиболее упорное сопротивление. Некоторые, бежавшие в горы, епископы могли передать своим преемникам только титул. Напротив, в тех округах, которые добровольно сдавались победителям, христиане были пощажены, хотя и обложены тяжелыми податями. На первых порах арабы показали себя довольно терпимыми по отношению к покоренным христианам: последние сохранили прежнюю церковную организацию и пользовались, хотя и не без некоторых ограничений, свободой богослужения. Но и при таких условиях испанская церковь, состоявшая в это время из 3 митрополий и 29 епископий, продолжала очень сильно сокращаться: много христиан обращалось в мусульманство, так как с принятием религии победителей соединялись важные материальные выгоды и социальные права. Особенно много обращений было среди рабов и других подневольных и зависимых людей, получивших через это свободу и освобождавшихся от разного рода обязательств. Не брезговали мусульманством даже многие богатые и знатные христиане, так как, только сделавшись правоверными, они могли войти в состав арабской аристократии, как полноправные ее члены. Но арабы, по-видимому, не удовлетворяются таким успехом ислама и вскоре резко изменяют свое отношение к христианскому населению: в течение IX в. предпринимается несколько гонений на христиан, из которых некоторые отличались очень жестоким характером. Во время одного из таких гонений приняли мученическую кончину свв. Леокритий, Евлог Толедский и др. (859). С X в. гонения на христиан прекращаются, но поголовное обложение их податями становится еще более обременительным.

К первым временам арабского владычества в Испании относится появление там так называемого адопцианизма, который своим возникновением, вероятно, в значительной степени был обязан влиянию магометанства с его отвращением к идее богосыновства. По поводу этой ереси состоялось много соборов (782–799). Впрочем, адопцианизм не имел широкого распространения в Испании и почти совершенно исчез вскоре после смерти главарей ереси Феликса, епископа Ургельского, и Элипанда, архиепископа Толедского. В течение 700-летнего своего пребывания в Испании магометане принуждены были вести непрерывные войны с христианами, соединившимися между собою под названием моцарабов. И войны эти были неудачны для халифата, почти постоянно страдавшего от внутренних смут. Его территория часть за частью переходит в руки христиан. Карл Великий оттесняет арабов за Эбро и основывает так наз. Испанскую марку. Альфонс IV завоевывает г. Толедо и делает его резиденцией кастильских королей. Альфонс VII Кастильский расширяет свои владения до Гренады. И, наконец, Фердинанд Арогонский, женатый на Изабелле Кастильской, овладевает и самой Гренадой – этим последним оплотом мусульманского владычества в Испании (1492). Поражению магометанства в Испании много содействовали образовавшиеся здесь в XII в. три рыцарских ордена (Калатрава, Сан Яго де Компостелла и Алкантара), у которых на первом плане были поставлены религиозно-воинственные цели. Эти ордена продолжали существовать и после прекращения борьбы с арабами.

Церковная жизнь в христианских государствах Испании, в период их борьбы с арабами, представляет мало изменений сравнительно с предшествующим временем. Влияние Рима усиливается: с одной стороны, папство в этот период достигает наивысшего могущества, а с другой, светская власть в сравнительно небольших испанских государствах не всегда была в силах, да и не всегда желала давать отпор папским притязаниям. Так, Дон Педро II, король Арагонский, поставил себя в такие отношения к папе, что оказался полным вассалом последнего (1204) и через это даже потерял свой трон. А Дон Педро III (1276–1285) чуть было не лишился короны из-за конфликта с папой Мартином IV, который едва не поднял против него целого крестового похода. Римское влияние дает себя знать и в церковной практике. Так, до конца XI в. во всех испанских церквах была в употреблении так наз. моцарабская литургия, значительно отличающаяся от римской, но в 1071 г. в Арагонии, а 1086 г. в Кастилии, принимается эта последняя. За время от XII по XVI в. в Испании чрезвычайно увеличивается число монастырей, в особенности же появляется много монастырей нищенствующих монахов. В 1206 г. в Испании утверждаются францисканцы, в 1400 г. у них уже было 121 монастырей, а в 1506 г. 190. Вследствие тесной связи испанских государств с южной Францией, в Испании рано появляются вальденцы и альбигойцы. Сначала они живут здесь спокойно; но с конца XII в., по настоянию папского легата, против них возбуждаются преследования. Несмотря на это, число их в Испании постепенно увеличивалось, они имели церкви и даже епископов. С 1227 г. на них обрушиваются особенно жестокие гонения: в 1237 г. в одном епископстве Ургельском было сожжено 50 человек. Проникают в Испанию, правда в незначительном числе, и последователи Виклефа.

С падением Гренады почти вся Испания объединяется под властью Фердинанда и Изабеллы. Эта королевская чета чувствует себя слишком могущественною, чтобы зависеть от римских пап, могущество которых к этому времени было уже весьма поколеблено. Но при строго-католическом характере государственной власти испанская церковь могла находить в ней только поддержку для своих мероприятий по части обращения в р.-католичество разного рода неверующих и еретиков. Первыми пострадали евреи, которые при магометанском господстве в Испании успели достигнуть довольно высокого умственного развития и материального благосостояния, но из-за своей жадности и тогда уже не пользовались симпатиями христианского населения. В 1492 г. они были изгнаны из Испании в количестве 160, 000 человек. Вскоре, очередь дошла до мусульман: по раскрытии одного их заговора, им был предложен выбор между изгнанием и принятием христианства. Многие из них предпочли последнее и, разумеется, сделались христианами только по виду. Против них-то и была пущена в ход инквизиция – это, несомненно, самое мрачное детище испанского католицизма. В руках Фердинанда инквизиция, равно как и рыцарские ордена, избравшие его своим великим магистром, явились лишь послушным орудием короны, которая в это время приобретает огромную власть и в целях церковных: юрисдикции короля было подчинено все высшее испанское духовенство. На это же время падает распространение из Испании христианства в ее новоприобретенных колониях и учреждение там нескольких епископий (в Америке, Индии и др.).

С 1519 год в Испанию проникает лютеранство. Оно заносится сюда, гл. обр., из Нидерландов, входивших в состав владений тогдашнего испанского короля Карла I (из дома Габсбургов). В Антверпене были переведены на испанский язык и сочинения Лютера. В это же время Испания находилась в оживленных сношениях и с самым очагом реформ – Германией, так как ее король Карл I был, вместе с тем, и германским императором (под именем Карла V). Окружавшие императора знатные испанцы, светские и духовные, проживая в Германии, нередко усваивали протестантские воззрения и, по возвращении на родину, занимались их пропагандой. В некоторых кругах оказывали также свое действие и сочинения Эразма, в которых подвергаются осмеянию различные церковные обычаи р.-католиков. Еще при Карле I в некоторых испанских городах (Севилье, Балладолиде и др.) организуются небольшие лютеранские общины. В 1543 г. они получают и протестантский перевод на кастильское наречие священных книг Нового Завета, сделанный Францом-де-Энцинас. Протестантское движение встретило в Испании самое неприязненное к себе отношение со стороны р.-католической церкви: его адепты немедленно же подвергаются преследованиям инквизиции. Так, обнаруживший наклонность к протестантству епископ Тортозский Юан Гиль был низложен, а один купец (Франциско Сан Романо) за протестантские убеждения был даже сожжен (1544). Но одними преследованиями инквизиции нельзя объяснить, почему протестантство вообще не имело успеха в Испании. Это зависело, гл. обр., от того, что в массе испанского населения оно не встретило благоприятной для себя почвы. Р.католичество пустило в Испании слишком глубокие корни, соответствуя духовному складу испанского народа, оно, сверх того, слишком уж тесно переплеталось с его национальной историей, – семисотлетняя борьба с мусульманами за р.-католическую веру и политическое бытие была еще очень свежа в народном воспоминании. Принятие немецкой ереси, как называли испанцы лютеранство, считалось у них делом даже национально постыдным. О жизненности р.-католичества в Испании свидетельствует и начавшийся здесь в это время, как бы в противовес реформационному движению в Германии, сильный подъем в области научного богословия (схоластика), а также в изящной литературе и живописи, которые во многих своих произведениях носят довольно яркий р.-католический отпечаток. Конечно, немаловажно было и то обстоятельства, что еще до Тридентского собора в испанской церкви были проведены важные реформы, исходившие не от пап, а от местной государственной власти. В этом отношении особенно много сделали Фердинанд и Изабелла: назначая на высшие церковные должности людей, выдающихся по своим достоинствам (каков, напр., Хименес), они много содействовали поднятию нравственного уровня клира и монастырей. Хотя Карл I и был враждебно настроен к реформации и даже предпринимал поход против Шмалькальденского союза, но в его царствование преследования протестантов со стороны инквизиции носили еще более или менее случайный характер. Деятельность инквизиции достигла ужасающих размеров при преемнике его Филиппе II (1556–1598), в лице которого абсолютизм восточного деспота соединялся с нетерпимостью фанатика-католика. При нем Испания сделалось центром р.-католической реакции. Благодаря целому ряду аутодафе, протестантское движение было здесь почти совершенно подавлено уже к 1570 г. Употреблены были страшные усилия подавить протестантство в Нидерландах и даже в Англии, но эти предприятия окончились полной неудачей. Филипп IV (1621–­1665), мечтавший об учреждении всемирной Габсбургской монархии и о повсеместном водворении р.католичества, вместо этого потерял Португалию и принужден был признать, наконец, независимость соединенных Нидерландов, а в Германии – равноправность протестантов. В последующее время в Испании возникает целый ряд конфликтов между все более и более проникающеюся духом нового времени государственной властью, с одной стороны, и папством, а также испанским духовенством, с другой. Если Фердинанд и Карл I в церковной области пользовались очень большою властью, то Филипп II действовал тут с таким же абсолютизмом, как и в делах государственных. Он назначал архиепископов, епископов, аббатов и прочих духовных лиц во всех испанских владениях. Клир ждал от него разного рода милостей, был во всем обязан ему. Самая инквизиция была государственным судилищем: инквизиторы выбирались из духовных лиц, но, тем не менее, они были правительственными чиновниками. Даже на избрание пап он имел очень большое влияние.

Преемники его идут по его же стопам. Так, Филипп IV игнорирует авторитет папы в лице его нунция, обращаясь с последним так же повелительно, как и с великим инквизиторам, чем вызвал крайнее неудовольствие Урбана VIII (1623–1644). И папам остается одно – идти на уступки. Так, конкордатом между Фердинандом VI и Бенедиктом XIV (1753) формально было признано за королем право назначать епископов. В 1767 г. из Испании и ее колоний были изгнаны иезуиты, захватившие в свои руки почти все воспитание испанского юношества и по своему огромному влиянию и интригам представлявшие силу, далеко небезопасную для правительства. Иосиф Бонапарт, возведенный на испанский престол своим братом Наполеоном I (1808), уничтожил инквизицию и закрыл немало монастырей. Эти мероприятия подтверждаются и конституцией 1812 г., которая была составлена временным правительством после изгнания из Испании французов. Приглашенный затем на испанский трон Фердинанд VII не сдержал своего обещания соблюдать конституцию 1812 г. Он дозволил иезуитам пребывание в Испании, открыл ранее упраздненные монастыри, но инквизиция восстановлена уже не была. После его смерти (1833) регенты из либеральной партии совсем было порвали с Римом: в 1835 года папский нунций получил свои верительные грамоты и оставил Испанию. В тот же году (4 июля) вышел декрет, которым упразднялся орден иезуитов и все его владения обращались в государственное имущество. Вскоре после этого, (25 июля) последовал другой декрет, закрывавший прочие ордена и все те монастыри, в которых было менее 12 монахов. Такой участи подвергся 301 монастырь. Два года спустя, все церковные имения были объявлены собственностью нации и протестовавшие против этого духовные лица подверглись заключению или изгнанию.

В целях своей политики правительство пользовалось и правом назначения епископов: конечно, выбор падал на лиц, наиболее подходящих для проведения правительственных реформ в церковной области. Кроме того, нередко многие вакантные кафедры не замещались в течение весьма продолжительного времени. Так, напр., в 1841 г. во всей Испании было только 6 епископов. По конкордату 1851 г. и дополнительной к нему конвенции 1829 г. испанская церковь уступает все свои имения государству, которое обязывается принять на себя издержки по отправлению богослужения и по содержанию клира; точно определяется число капитуляриев (т. е. лиц, входящих в состав капитулов) при митрополичьих и епископских кафедрах и устанавливаются штатные оклады жалованья для духовенства; восстановляется 100 монастырей и дозволяется пребывание в Испании иезуитам и членам других монашеских орденов; торжественно подтверждаются прерогативы государственной власти в делах церковных, признанные за нею еще конкордатом 1753 г.; папе же предоставляется право во всех митрополичьих и в большинстве епископских капитулов назначать кантора, а в остальных епископских капитулах – почетного каноника. Но вследствие частых государственных переворотов, которым подвергается Испания до самого воцарения Альфонса XII (1875), правительство далеко не всегда выполняло свои обязательства по отношению к церкви.

Современные отношения испанского правительства к р.-католической церкви регулируются конституционною грамотою Альфонса XII (1876), которая, в основном, повторяет конкордаты 1753, 1851 и 1859 г. В последнее время среди испанского католичества замечается оживление, выражающееся, между прочим, в частых церковных соборах; инквизиция отошла в область истории, новое время требует и новых приемов для борьбы с инославными и иномыслящими элементами, а таких элементов в Испании за долгий период религиозной нетерпимости накопилось немало: не говоря уже об оживающем здесь протестантском движении во всех его фракциях, слишком заявляет о себе в Испании полное неверие, между прочим, выражающееся здесь в очень резких формах социализма и анархизма. Династические распри, открывшиеся в Испании после смерти Фердинанда VII, дают себя чувствовать и в церковной жизни, так как немало есть карлистов (приверженцев династии Дон Карлоса, брата Фердинанда VII) и среди лиц духовных, и даже занимающих высшие церковные должности. Высшее заведование делами испанской церкви, в состав которой входит до 19 000 000 человек, сосредоточивается в министерстве юстиции (в Испании) и в особом управлении (в колониях) и почти совершенно не зависит от папы, который удержал за собою только право посвящения. Во главе церковной иерархии стоит примас Испании, архиепископ Толедский. Затем следуют 8 архиепископов с 53 викарными епископами. Епископии делятся на архипресвитериаты, деканаты (около 1000) и приходы (около 2200). Число монастырей в 1891 г. доходило до 164 мужеских с 1767 монахами и до 1027 женских с 14 592 монахинями, тогда как в 1826 г. их было около 3000 с 90 000 монахов и монахинь. Одно из главных занятий в женских монастырях Испании – воспитание девочек и уход за больными. Благотворительных учреждений в Испании очень много: еще в 1859 г. их насчитывали 1028 с 455, 290 призреваемыми. В 1881 г. было в Испании 29, 828 народных школ с 1 769 608 учащимися, 47 мужских учительских семинарий и 29 женских. Испанские университеты (10) не имеют богословских факультетов. Клирики получают образование в 68 духовных семинариях. Испанские протестанты образуют более 60 общин, в состав которых входит до 15 000 человек.

П. Белодед


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle