113. 1485 г. Послание новгородского архиепископа Геннадия к волотскому князю Борису Васильевичу, с оправданием от упрека в неправильном получении святительского сана и с напоминанием об отнятой у Софийской церкви земле в волоколамском уделе
Это, доселе неизвестное послание издается по списку, находящемуся в сборнике Погодинского Древехранилища (ныне Императорской Публичной Библиотеки), № 1287, л. 153–156. В сборнике бумаг Ундольского, хранящихся в Московском Публичном Музее, под № 141), л. 210–211, находится собственноручно им сделанный список этого же послания, но с неверным означением, что оно извлечено « из Погодинского сборника XVI века, на 313 листах, in 4°, № 668».
Лета 90 третьего, арxиепископа Геннадия
Господину князю Борису Васильевичу преосвященный apxиепископ Геннадий богоспасаемых градов Beликого Новгорода и Пскова благословляю и челом бью. Что еси, господине, писал о том от апостольских правил (чтó аз же к тебе, прислал), рекши: «аз принял имением сан святительский, или мирских князей немощью»: ино от обоего того зазора чужд есмь. А что нас государь наш князь великий, брат твой, понудил 2930 и со своим отцом митрополитом, да и со всеми владыками; аз же аще и недостоин есмь, ведый свою меру, яко не доволен к такой службе, молих много отца своего господина Геронтия, митрополита всея Руси, а брату есми твоему, а своему государю, бил челом великому князю, что недостоин есмь на такую службу: и они же послушание уставляют паче многих добродетелей. Аз же судих прекословия не творить, ни государей великих в истому ввести, свое недостоинство и совесть на Божье милосердие возложих и на отца своего молитвы Геронтия, митрополита всея Руси, и [на] яже о нем божественный собор епископский и весь причет церковный, иже меня судиша в такую службу. Того ради повинухся их воле, да восприях их молитву на помощь противу видимых и невидимых врагов, иже церковь Божью борющих. А еже ми еси писал евангельское слово, глаголющее: «горе вам, книжници и фарисеи, яко накладаете на человеки бремена тяжки, не удобь носимы, а сами единем перстом не могуще коснутися», – и сам аз ведаю свое недостоинство и свою леность, но боюсь апостольских заповедей. Пишет бо: «новопоставленый епископъ аще не держится службы и не печется людьми порученными его, сему отлучену быть, дóндеже приимется паки с усердием своей службы». 2931 Тебе, государю великому, подобало бы зазреть, аще бы имения ради, или иного чего, еже скаредный прибыток имать, ныне же аз, кроме того зазора; обыскиваю того, чтобы на моей душе не легло. А что еси писал от Евангелия: «горе вам, книжници и фарисеи», ино в том же Евангелии писано вам, великим государем., и всем православным христианам: «седоша на Моисеове седалище книжници и фарисеи» и прочее, яже рекл еси; паки отглаголано бысть к вам: «вы же учения их слушайте, а по делам их не ходите». И вам бы государем великим, – пастыри именуетесь словесных овец Христовых, – подобаше убо вам попечение о них иметь, якоже самому Христу. Нас же поставил пастыри и учителя, не токмо меньшим предвозвестить, ино и вам самим, государем великим, молить и запретить, чтобы не токмо царство земное держали, но с земным сим и привременным 2932 царством вечное небесное получили. По сем тебе, великому государю, написую «Слово святых Отцов сто и шестидесяти и пяти» 2933 , иже кто обидит святые церкви, и почет, обрящеши искомое в божественных правилах. А и главу тое написав, послал же ти есмь, еже есть сице: «Великого сего нашего града и с пресвятыми твоими архиепископами сто и шестьдесят и пять се полагание писанием предаем на обидевшая Божья святой церкви и на священные их власти, даное Господеви в наследие вечных благ и на память последнего рода, обидящих властью теми даемые беззаконно отъимают села и винограды», якоже и на нас сбысться. Да сие помяну 2934 после свое приобидение 2935 , ныне же – о чем начах глаголать; писано бо есть: «аще ли кто и сану приобидеть начнет, или суды восхищать церковные и оправдания, или насилием привлача[ю]щая епископа или попа или диакона и всякого, просто 2936 рещи, священного, или монастырем даная граблением и насилием дея и отнимая от них все даемое Христови, аще кто изобрящется се творя бесчиние велие и мятый святыми церквами, четверицей да вдаст паки вспять церковная. Аще ли и саном гордящиеся негодовать начнут нашего повеления, истинным правилам не покаряющеся святых Отцов, в каком сане ни буди в нас, или воевода, – воеводства чужд». Да не мниши, яко о себе сие глаголю: из божественных правил сие тебе писах; и ты, государь великий, сам сие прочет, да и передо всем своим сигклитом [прочти], да и они бы познав истину, кое ты их от лиха воздержаешь, да и княгиня бы твоя и дети твои слышали: занеже всем надобе попечение иметь о своих бессмертных душах. Сие и конец главы тое написую ти: «и паки аще велием негодованием начнут негодовать, забывше вышнего страха, оболкшеся в бесстыдие, повелевает наша власть тех огнем сжечь, дома же их святым Божьим церквам вдать, ихже обидеша. Аще ли и сами те, иже венец носяще, тоя же вины последовать начнут, надеющеся богатства и благородства истового неродящи, ни отдавающе, иже обидеша святые церкви или монастыри, прежереченной виной да повинны будут». А конец тое главы не смех тебе писать, понеже тяжка суть; аще ли восхочешь уведеть, сам да прочтешь божественное правило: тъи есть главе конец. Того ради писах тебе, государю великому, занеже кто, не ведая, твоих бояр, или наместников, или тивунов, иметь таковое творить, да внегда почтена 2937 будет ся ему глава, и он от лиха отступит, а истину изберет; а твоей бы душе государской вреда не было. А есть де землицы святой Софии тут на Волоце: о том тебе государю буду опять бить челом изнова; ныне же преупокою слово. Да будет милость великого Бога Спаса нашего Иисуса Христа и святой Софии Премудрости Божьей, и наше благословение и молитва на тебе, на государе великом, и на твоей благородной княгине, и на твоих боговенчанных чадах, и на всем твоем воинстве, и во веки, аминь.
* * *
В рукописи здесь опять повторено нас.
Приводится (не в точных словах) 36 апостольское правило. Ср. в Кормчей толкование на 17 правило антиох. собора.
В рукописи превременным.
См. выше № 15.
В рукописи помянув.
В рукописи приобедение.
В рукописи проста.
В рукописи почтено.