Источник

114. 1488 г. февраля 13. Грамоты великого князя Ивана Васильевича и митрополита Геронтия новгородскому архиепископу Геннадию о предании тамошних еретиков духовной или градской казни, смотря по тому, что окажется по розыску

Из сборника Публ. Библиот. Q. отд. XVII, № 50 (Толстовского собрания, отд. II, № 341), л. 167–170. Изданы были, по этому же списку, в I-м томе Актов Исторических под № 285. Время отправления грамот указано в приписке в конце первой из них; «князь великий и митрополит прислал с Кривоборским, о еретиках, в лето 96, февраля 13».

I.

От великого князя Ивана Васильевича всея Руси, в нашу отчину в Великий Новгород, богомольцу нашему архиепископу Великого Новгорода и Пскова, владыке Геннадию. Писал еси ко мне, да и к митрополиту, грамоту о ересях и о хуле на Христа Сына Божьего и на пречистую его Богоматерь, и о поругании святых икон, что которые в Новгороде священники и диаконы и дьяки, и простые люди, жидовскую веру величают, а нашу веру православную Христову хулят, да и список еси тех ересей прислал к нам на тех еретиков: и аз, со своим отцом с митрополитом и с епископами и со всем собором, по твоему списку, рассудили, что поп Григорий Семеновской, да поп Ересим Николской, да попов Григорьев сын Самсонко диак, по правилам царским 2938 , дошли градские казни, потому что на них есть свидетельства в твоем списке; а на Гридю на дьяка на Борисоглебского в твоем списке свидетельства нет, опрочи попа Наума. И аз попа Григория, да попа Ересима, да Самсонка диака, велел здесь казнить градской казнью, да казнив, послал есми их к тебе, с твоим князем с Кривоборским с Иваном: и ты бы у себя собрав собор да обличив их ересь, да и понаказал их; и только не покаются и перед тобой о той ереси, и ты их пошли к моим наместникам, к Якову да к Юрью Захариичем, и [о]ни их там велят казнить градской же казнью. А Гридю диака к тебе же есми послал, и ты его там обыскивай. А на которых еси писал, в том же списке, о тех же ересях, на священников и на диаконов и на диаков, и на простых людей, которые в Новгороде живут: и ты тех обыскивай с моими наместниками. И которых обыщешь, [и] по правилам святых Апостолов и святых Отцов будут достойны вашей казни церковной, ино то и сам ведаешь; а будут достойны, по правилам, градские казни, и ты тех пошли к моим наместникам, и [о]ни их велят казнить градской казнью по рассужению. А состатки бы все поповы Григорьевы, и поповы Ересимовы, и Самсонковы, диаковы, послав своего человека, – а наместники мои пошлют с твоим человеком своего человека, – да велите переписать, да переписав, да список ко мне пришлите. А которых иных попов и диаконов и дьяков, и простых людей, в том деле обыщете и дойдут градские казни, и наместники мои велят их казнить, а состатки их переписав по тому же, да те списки ко мне пришлите.

II.

Благословение Геронтия, митрополита всея Руси, о Святом Духе сыну и сослужебнику нашего смирения Геннадию, архиепископу Великого Новгорода и Пскова. Писал еси к нам свои грамоты, к господину и сыну моему к великому князю Ивану Васильевичу всея Руси, да и ко мне, о том, что прозябают ереси в Новгороде, хулы и поругания от священников и от диаконов и от дьяков, и от простых людей, да и списки еси на тех ересников прислал к нам, по чему еси обыскивал, как они хулили Сына Божьего и пречистую его Богоматерь и ругались святым иконам, а величают жидовскую веру, а нашу православную христианскую веру хулят: и мы то дело с господином и сыном своим, с великим князем, и со всем православным собором порассудили: что в твоем списке писаны, поп Григорий Семеновской, да поп Ересим Николской, да попов сын Григорьев Самсонко диак, и те, по святительским правилам и святых Апостолов и святых Отцов, достойны извержению и отлучению от святой церкви и проклятью подлежать, потому что на них в твоих списках свидетельства есть о их ересях и хулах и о поругании; а по царским правилам, от божественного писания, достойны градские казни. И князь великий велел тех трех казнить, попа Григорья, и попа Ересима, да и Самсонка дьяка, градской казнью, да казнив, послал их к тебе: и ты, сыну, у себя, в своем соборе, тех обличив да понакажи духовне, по правилам святых Апостолов и святых Отцов, как достойно по божественному писанию, чтобы они покаялись и в разум истины пришли; и только покаются, да будут достойны милости; а не покаются, и ты их пошли к наместникам великого князя, и они их там велят казнить градской казнью, по великого князя наказу, как писано в царских правилах. А Гридя диак не дошел еще, по правилам, градские казни, потому что на него один свидетель, поп Наум: и ты того тамо обыскивай, и что на него обыщешь, по правилам, казнь духовную или градскую, ино то сам ведаешь. А которых еси иных писал в своих списках, священников и диаконов и диаков и простых людей, что те лихие дела делают, и ты бы того обыскивал, с великим прилежанием и со многим извещением, как нам велено, по божественному писанию, беспрестанно пещися о духовных вещах. А князь великий приказал, с тобой, того дела обыскивать наместникам Якову да Юрию Захариичем: и ты бы с ними того дела обыскивал вместе. И которые дойдут, по правилам, твоей святительской духовной казни, а ты их духовне казни: а которые дойдут градской казни, ино тех наместники великого князя казнят градской казнью. Да обыскивал бы еси, сыну, то дело прилежно, чтобы христианство в возмущении не было, а церковь бы Божья безмятежна была. Да будет на тебе милость Божья и нашего смирения благословение.

* * *

2938

Под «царскими правилами» здесь и в следующей грамоте разумеются греко-римские законы, содержавшиеся в Кормчей, именно: Закона судного гл. 2, Закона градского грань 27, гл. 36, Леона и Константина (Эклоги) зачат. 14, гл. 3.


Источник: Памятники древнерусского канонического права / [Ред. А.С. Павлов]. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. М.А. Александрова, 1908. / Ч. 1. (Памятники XI-XV в.). - 1908. - 1466 с. и стб. разд. паг. (Русская историческая библиотека, изданная Императорской Археографической комиссией Т. 6).

Комментарии для сайта Cackle