112. 1484 г. Отреченные грамоты: I) новгородского архиепископа Сергия и II) суздальского епископа Феодора
В синодальном сборнике № 562, по которому издаются обе эти грамоты (л. 169 об. и л. 186), первая из них (еще нигде неизданная) обращена в совершенно безымянную форму; в последней (издана в I-м томе Акт. Истор. под № 94) опущено только имя отрекающегося епископа. – О принадлежности их поименованным владыкам см. примечания под текстом.
I. Послание, имярек, митрополиту всея Руси от архиепископа Великого Новгорода, о оставлении архиепископии
Се аз Сергий 2915 , смиренный apxиепископ Великого Новгорода и Пскова, прошу и молю и челом бью господину и отцу своему Геронтию 2916 , митрополиту всея Pуси, и о Святом Духе братии своей, apхиепископу и епископам: ростовскому и ярославскому архиепископу Асафу, суздальскому епископу Феодору, рязанскому и муромскому епископу Семиону, коломенскому епископу Герасиму, сарскому епископу Прохору 2917 и прочим боголюбивым епископам и всем священным соборам всей русской митрополии. Прошу прощения о том, еже доныне пасох от Бога врученную ми паству apxиепископии Великого Новгорода и Пскова, и найде на мя великая немощь 2918 (и о семь свидетельствующу Святому Духу), еяже ради ничтоже могу святительская действовать; и того ради оставих той великий степень святительства, архиепископию Великого Новгорода и Пскова, и изидох в смиренный в иноческий образ; и отныне ничтоже могу святительская действовать, ниже apхиепископ нарицаться. И господин и отец мой Геронтий, митрополит всея Руси, со архиепископом и епископами и со всеми священными соборами всея русской митрополии, изберут и поставят на той великий степень святительства, на мое место apxиепископa Великому Новгороду и Пскову; аще ли ми и продолжит Бог живот, и мне никакож святительская действовать, ни архиепископом нарицаться, а пребывать ми в смиренном в иноческом житии. А подписал cию грамоту своей рукой.
II. Отписная епископу, имярек 2919
Се язь смиренный Феодор 2920 , епископ суздальский и тopyccкий, сие написах о том, что есми добил челом своему господину Геронтию, митрополиту всея Руси, пред apxиепископом и епископами: пред Асафом, архиепископом ростовским и ярославльским, пред Семионом, епископом рязанским, и пред Герасимом, епископом коломенским, и пред сарским епископом Прохором, и предо всеми соборами великой митрополии всея Руси, и по своему челобитию приях от него благословениe и прощение о своем дерзновении, еже хотех пасти Христово стадо словесных овец, и того содержать и управлять не возмогох 2921 , да своей ради немощи оставил есми свою епископию и степень своего святительства суздальского и торусского. А по сих, ажь ми еще Бог повелит живу быть, и аз ктому ничтоже не хочу святительских преданий действовать, ни вступаться никоторыми делами, ни именоваться епископом, ни учить, но учиму быть, занеже ни есмь 2922 епископ, все дела святительские оставих и сим своим писанием отрекохся всего, а изволих себе жить в монастыре, в иноческом 2923 житии пребывая 2924 , в покорении и во всем повиновении и до последнего ми издохновения 2925 , берегучи свою душу вне 2926 от сетей неприязненных духов лукавства 2927 , по реченному слову Господом нашим Иисусом Христом: «никтоже бо, рече, возложь руки на орало 2928 и зря вспять, управлен есть в царствии небеснем». Яко того есть слава и держава во веки, аминь. 2929
* * *
Имя Cepгия само собой открывается из следующих обстоятельств: а) отреченные грамоты его предшественника Феофила и преемника Геннадия дошли с именами (см. № 110 и примечание 1 к следующей грамоте); б) преемник Геннадия Серапион был низложен собором (в 1509 г.), след. не мог оставить отреченной грамоты; в) местo Серапиона занял Maкарий, впоследствии митрополит; Между тем в синодальном сборнике нет актов позднее первой четверти XVI в.
В рукописи имярек.
Все эти владыки, за выключением, конечно, Феодора суздальского, поименованы в следующей грамоте; а в списке настоящей везде стоит глухое имярек.
Об этой нашедшей на Сергия великой немощи так говорит местная летопись: «бысть изумлен: овогда видяху его в Евфимиевой паперти в одной ряски сидяща; иногда же видяху его в полдень у святой Софии сидяща без клобука и без мантии; сведоша его больна к Троице в Сергиев монастырь». Пол. Собр. Лет. т. III. стр. 243–244.
Настоящая грамота была, по-видимому, самим употребительным образцом для позднейших актов этого рода; по ней, например, писали свои отреченные грамоты: в 1501 г. Филофей пермский (синод. сбор. № 562, л. 197), в 1504 г. Геннадий новгородский (там же, л. 221 об. и Акт. Арх. Эксп. т. I, № 384) и Никон коломенский (л. 219 и Акт. Ист. т. I, № 114). Поэтому, чтобы не печатать несколько раз одного и того же текста, достаточно указать здесь только те разночтения позднейших грамот, при помощи которых можно было восстановить их в собственном виде.
Феодор, бывший епископ брянский, в 1483 г. определен в суздальские, но в следующем году отрекся о кафедры и вскоре умер. См. «Списки иерархов» Строева, стр. 654–655.
Грамоты Филофея, Геннадия и Никона начинаются так: «Господину (у Никона – Государю) пресвященному Симону, митрополиту всея Руси, нищий, господине, богомолец ваш (многогрешный чернец, бывший коломенский епископ Никон) челом бью. Своей ради немощи…
занеже бо уже несмь в прочих грамотах.
в чернеческом в прочих грамотах.
Здесь прекращается сходство Никоновой грамоты. Она оканчивается так: «А ты, государь, смилуйся Бога ради, меня грешногo благослови и прости, и помяни в твоих святых молитвах, дабы всемилостивый Господь Бог наш, по своей его милости и молитвами и молением пречистой его Матери и всех Святых, да и твоими, государь, святыми молитвами, наставил на путь покаяния и даровал усердие и разум ко спасению». К грамоте приписана была, рукой самого Никона, следующая просьба к митрополиту: «Государю пресвященному митрополиту Симону всея Руси, многогрешный чернец, преже бывший коломенский епископ Никон челом бьет. Бога ради, государь, жалуй, а сыну своему великому князю Ивану Васильевичу, государю всея Руси, печалуйся, и сыну своему великому князю Василию Ивановичу, государю всея Руси, печалуйся о мне, чтобы государеве смиловалися, Бога ради, отпустили меня грешного за Волгу; а ты, государь, меня прости и благослови; и аз тебе своему государю много челом бью. A cию мольбу и отпись многогрешной ми рукой сам написах».
и до последнего издыхания Фил. и Ген.
вне нет у Фил. и Ген.
лукавствия Фил. и Ген.
на рало Фил. и Ген.
В грамоте Геннадия синодальный список сохранил дату и подпись: «А писана лета 7000 второго надесять, июня в 26. А сию отпись подписал аз Геннадий, бывший apxиепископ, своей рукой и печать свою приложил».