III. Надписания к ста главам аскетического слова
Весьма ограниченным кругозором наблюдений над списками аскетического слова бл. Диадоха следует, по нашему мнению, объяснять и довольно поверхностное отношение издателя «новой редакции» к надписаниям над каждою главою стоглава. Так как «во всех поименованных (т. е. в книге) и других известных нам (но почему-то замолчанных) греческих рукописях нет, говорит проф. Попов, над аскетическими главами надписаний, указывающих на содержание каждой главы», то, при издании λόγος ἀσκητικός бл. Диадоха, «греческие надписания он извлек из анонимных схолий, находящихся в Оксфордской рукописи XII в. (God. Laudianus № 84)» (стр. ХХIII-XXIV). Известные в науке надписания, по латинскому тексту аскетического слова бл. Диадоха, в издании XVI в. Турриана наш издатель игнорировал совершенно, так как, по его мнению, «можно сомневаться в греческом происхождении этих надписаний» (стр. XXIV).
Важность такого рода надписаний сознавали и другие издатели и переводчики 9 аскетического слова, так как она, по словам покойного епископа Феофана, «не мало будут способствовать к уразумению и запоминанию премудрого учения бл. Диадоха» (Добротолюбие в русском перев., изд. Пантелеимоновского монастыря на Афоне М. 1899, стр. 11, прим.). И хотя наш покойный ученый затворник и знаток аскетической письменности и заподозрил греческое происхождение надписаний в Турриановском издании аскетического слова и назвал их «придуманными латинским переводчиком» (там же), тем не менее в своем «Добротолюбии» он воспользовался именно этими надписаниями. Попытку проф. Попова позаимствовать надписания над главами из Оксфордской рукописи XII в. № 84 у анонима, сомневающегося даже в существовании Диадоха, как исторически определенного лица (стр. ІV и прим, и стр. 529), нельзя ни в каком случае признать удачною. От этих надписаний анонима «новая редакция» аскетического слова бл. Диадоха скорее проиграла в своем научном достоинстве, чем выиграла, так как соединены в одно целое предметы не одинаковой ценности 10 и научной значимости.
Более разностороннее знакомство со списками аскетического слова бл. Диадоха, несколько более широкий горизонт наблюдений, чем какой отмежевал себе проф. Попов, вместе с опасением пройти невниманием хотя бы и один предлежащий на пути список этого творения, к какому бы времени он ни относился по своему происхождению, избавили бы его от указанной неестественной операции и привели бы к результатам иным и для науки весьма небезразличным. В рукописях афонских библиотек за свой труд, сверх ожидания, мы приятно были вознаграждены нахождением даже трех списков надписаний над главами аскетического слова бл. Диадоха. В рукописи ХIII в. Лавры пр. Афанасия Афонского № 40 Г′ надписания к главам сделаны киноварью по полям рукописи, в ркп. XII в. Афоно-Ватопедской библ. № 405 те же надписания с незначительными вариантами помещены в тексте рукописи над самыми главами, а в ркп. 1314 г. Афоно-Ксенофской библиотеки № 36 мы нашли новый и полный список надписаний и уже с значительными вариантами против первых двух. Названные нами рукописи со всею очевидностью показали нам, каких богатых научных результатов может ожидать исследователь в данном направлении, если он, оставив высокомерие («в прочтении всех списков и не было настоятельной нужды») и вооружившись терпением, направит свою научную пытливость в библиотеки, напр., Патмоса, Иерусалима, Синая и др. Но, направляя в эту сторону будущих издателей и исследователей аскетических творений бл. Диадоха, мы считаем полезным для читателей книги проф. Попова, интересующихся аскетическою письменностью, и в интересах науки вообще издать теперь же полный текст открытых нами в греческих рукописях надписаний к ста главам бл. Диадоха, с указанием важнейших вариантов, по выше названным афонским рукописям, и с отметкою наиболее несоответствующих им надписаний у схолиаста XII в. в таком виде: «См. у Попова стр. такая-то». Параллельно с греческим текстом мы даем и русский перевод этих надписаний.
κεφ. α′ | глав. I |
Περὶ πίστεως, ἐλπίδος καὶ ἀγάπης. | О вере, надежде и любви. |
κεφ. β′ | глав. II |
Τί τὸ φύσει ἀγαθόν, καὶ τί τὸ ἐξ ἐπιμελείας; см. у Попова стр. 23. | Что такое благо по природе, и что такое благо в сиу старания? |
κεφ. γ′ | глав. III |
Ὅτι οὐκ ἔστι φύσει τὸ κακόν. | О том, что зла по природе не существует. |
κεφ. δ′ | глав. IV |
Τί ἐστι κατ’ εἰκόνα καὶ τι έστί 11 τὸ καθ’ ὁμοίωσιν; | Что значит по образу в что означает бытие по подобию? |
κεφ. ε′ | глав. V |
Τί ἐστι τὸ αὐτεξούσιον; | Что такое самовластие? |
κεφ. ς′ | глав. VІ |
Τί ἐστι τὸ φῶς γνώσεως ἀληθινής. См. у Попова стр. 26. | Что такое свет истинного ведения? |
κεφ. ζ′ | глав. VIІ |
Τί ἐστιν ἐν ἐνεργεία 12 τοῦ πνευματικοῦ λόγου; см. у Попова стр. 27. | Какое действие (или Что заключается в действии) духовного слова? |
κεφ. η′ | глав. VIIІ |
Πῶς δεῖ προσιέναι τοῖς πνευματικοῖς θεωρήμασιν; см. у Попова стр. 29. | Как должно приступать к духовным рассуждениям? |
κεφ. θ′ | глав. ІX |
Τίς ἡ τῶν ἐνεργειῶν τοῦ Πνεύματος διαφορά; см. у Попова стр. 30. | Какое различие действий (Святого) Духа? |
κεφ. ι′ | глав. X |
Οἵους ἡμᾶς χρὴ εἷναι κατὰ τὸν 13 καιρὸν τῶν παθῶν; см. у Попова стр. 32. | Каковы мы должны быть во время страстей? |
κεφ. ια′ | глав. XI |
Ὅτι ἡ κενοδοξοῦσα ψυχὴ οὐκ ἔχει λόγον ταπεινόν 14. См. у Попова стр. 33. | О том, что тщеславная душа не имеет смиренного слова. |
κεφ. ιβ′ | глав. ХII |
Περὶ ἀγάπης καὶ ὅτι ὁ ἀγαπῶν τὸν Θεὸν κατὰ Ἰωάννην ἐστὶ τὸν Βαπτιστήν. См. у Попова стр. 34. | О любви и о том, что любящий Бога подобен Иоанну Крестителю. |
κεφ. ιγ′ | глав. ХІП |
Περὶ ἀνδρὸς τὸν Θεὸν ἀγαπῶντος. См. у Попова стр. 36. | О муже, любящем Бога. |
κεφ. ιδ′ | глав. ХІV |
Τί ἐστιν 15 ὁ ὑπὸ τοῦ Θεοῦ ἐγνωσμένος; см. у Попова стр. 38. | Что значит: познанный Богом? |
κεφ. ιε′ | глав. ХV |
Ὅτι ὁ ἀγαπῶν καθαρῶς τὸν Θεόν, ἀγαπᾷ καὶ τὸν πλησίον. См. у Попова стр. 39. | О том, что любящий Бога неподдельно, любит и своего ближнего. |
κεφ. ις′ | глав. XVI |
Πῶς ἀγαπήσει (τίς 16 ) τὸν Θεόν, καὶ τί φόβος καὶ ἀγάπη; | Каким образом некто будет любить Бога, и что такое страх и любовь? |
κεφ. ιξ′ | глав. XVII |
Ὅτι τοῦ φόβου τοῦ Θεοῦ ἡ ψυχὴ δι’ ἐπιμελείοις αἰσθάνεται. | О том, что душа ощущает страх Божий путем тщательного старания. |
κεφ. ιη′ | глав. ХVIII |
Πῶς ἀγαπήσει τίς τὸν Θεὸν καὶ βδελύξεται τὸν διάβολον; см. у Попова стр. 46. | Каким образом некто будет любить Бога и гнушаться диавола? |
κεφ. ιθ′ | глав. XIX |
Τί ἴδιον ψυχῆς καθαρᾶς; | Каково свойство чистой души? |
κεφ. κ′ | глав. XX |
Ποία πίστις καὶ ποῖον ἔργον οὐκ ἀποδοκιμάζονται 17; См. у Попова стр. 48. | Какая вера и какое дело не отвергаются? |
κεφ. κα′ | глав. XXI |
Τίς γνησίως πιστεύει καὶ ἐργάζεται; См. у Попова стр. 48. | Кто искренно верует и трудится? |
κεφ. κβ′ | глав. ХХII |
Πῶς δεῖ θεωρεῖν (τὴν 18 ) πίστιν; См. у Попова стр. 49. | Каким образом должно исследовать веру? |
κεφ. κγ′ | глав. XXIII |
Πῶς γνησίως νοηθήσεται 19 ὁ πιστός; См. у Попова стр. 53. | Каким образом будет узнан искренно верующий? |
κεφ. κδ′ | глав. XXIV |
Πῶς ἕλκεται ὁ γευσάμενες τῆς γλυκύτητος 20 τοῦ Θεοῦ; См. у Попова стр. 63. | Каким образом привлекается вкусивший Божественной сладости? |
κεφ. κε′ | глав. XXV |
Ὅτι ἡ μία λογικὴ οὐσία 21 εἰς δύο διῆρέθη διὰ τῆς παραβάσεως. | О том, что единая разумная сущность чрез грехопадение раздвоилась. |
κεφ. κς′ | глав. XXVI |
Ὅτι χρὴ τὸν διακρίνειν 22 θέλοντα λογισμοὺς ἀτάραχον 23 εἶναι. См. у Попова стр. 67. | О том, что следует быть невозмутимым желающему различать помыслы. |
κεφ. κζ′ | глав. ХХVII |
Πῶς καὶ τὰ λεπτὰ τῶν ἁμαρτημάτων ἐπιγνώσεται τίς; См. у Попова стр. 84. | Каким образом и кто будет познавать малое из своих прегрешений? |
κεφ. κη′ | глав. ХХVIII |
Πῶς καθαρισθήσεται ὁ νοῦς; | Каким образом будет очищаться ум? |
κεφ. κθ′ | глав. XXIX |
Περὶ αἰσθήσεως. См. у Попова стр. 92. | О чувстве. |
κεφ. λ′ | глав. XXX |
Τί ἐστιν αἴσθησις τοῦ νοῦ; | Что такое чувство разума? |
κεφ. λα′ | глав. XXXI |
Πότε καὶ πῶς ἀπέρχεται 24 τοῖς ἀγωνιστβῖς ὁ διάβολος; См. у Попова стр. 97. | Когда и каким образом удаляется диавол от подвижников? |
κεφ. λβ′ | глав. XXXII |
Γνῶσις πνευματικὴ 25 διακρίσεως καὶ ἀγάπης δαιμονιώδους. См. у Попова стр. 99. | Ведение духовного рассуждения и демонической любви. |
κεφ. λγ′ | глав. XXXIII |
Σκοπεῖν 26 δεῖ, οἵα ἡ τοῦ Πνεύματος 27 παράχλησις. | Должно наблюдать, какое утешение от Духа (Святого). |
κεφ. λδ′ | глав. XXXIV |
Τίς ἡ διαφορὰ φυσικῆς καὶ πνευματικῆς ἀγάπης; См. у Попова стр. 111. | Какое различие между плотскою любовью и духовною? |
κεφ. λε′ | глав. XXXV |
Ὅτι τῶν κακῶν ἡ πνευματικὴ ἀγάπη κοιμιτική ἐστιν. См. у Попова стр. 112. | О том, что духовная любовь чужда всех зол. |
κεφ. λς′ | глав. XXXVI |
Ὅτι οὐ δεῖ τὸν ἀσκητὴν ἐλπίζειν αἰσθητῶς βλέπειν (τί) 28 τῶν ἐπουρανίων. См. у Попова стр. 114. | О том, что аскету не следует надеяться видеть чувственно нечто из небесного. |
κεφ. λζ′ | глав. XXXVII |
Διάκρισις καλῶν καὶ φαύλων ὀνείρων. | Распознавание снов хороших н дурных. |
κεφ. λη′ | глав. ХХХVIII |
Ὅτι καλὸν μηδεμίᾳ ὅλως πείθεσθαι ὁράσει. См. у Попова стр. 123. | О том, что хорошо совершенно не верить ни одному видению. |
κεφ. λθ′ | глав. XXXIX |
Παράδειγμα τοῦτο. См. у Попова стр. 124. | Доказательство этого. |
κεφ. μ′ | глав. XL |
Ὅἵα ἐστὶν ἡ ὑπὸ τοῦ Θεοῦ ἐνεργουμένη υχή 29, καὶ ὅτι οὐ δεῖ προσέχειν ὁράσεις, ἀλλ’ ἀγαπᾷν τὸν Θεόν. Си. у Попова стр. 125. | Какая душа воздействуется Богом, и о том, что не должно обращать внимания на видения, но следует любить Бога. |
κεφ. μα′ | глав. XLI |
Ὅτι 30 ἡ ὑπακοή ἀρίστη τοῖς εἰσαγωγικοἰς. | О том, что послушание превосходнейшая (добродетель) для вступающих (в монастырь). |
κεφ. μβ′ | глав. XLII |
Ὅτι περιεκτικὴν ἐγκράτειαν ὀφείλει ἔχειν ὁ σωτηρίας ἐπιμελούμενος. По ркп. № 36: Ὅτι οὐκ ἐγκρατής, ὁμὴ πάντα ἐγκρατευόμενος, καὶ τίς ἡ ἀσχημοσύνη τοῦ τοιούτου. См. у Попова стр. 132. | О том, что заботящемуся о спасении должно иметь совершенное воздержание. О том, что невоздержный тот, кто невоздержен во всем, и какое безобразие в этом самом. |
κεφ. μγ′ | глав. XLIII |
Περὶ τῆς ἐν τροφαῖς διακρίσεως. | Относительно различения в пище. |
κεφ. μδ′ | глав. XLIV |
Ὅτι διακριτικὸν τὸ τῶν παρατημένων ἡδέων ἀπέχεσθαι. См. у Попова стр. 150. | О том, что воздерживаться от предлагаемых удовольствий рассудительно. |
κεφ. με′ | глав. XLV |
Ὅτι χρὴ πρὸς τὰς κινήσεις τοῦ σώματος προσφέρεσθαι τῆς τροφῆς τὴν ποσότητα. См. у Попова стр. 150. | О том, что, согласно потребностям тела, должно принимать и количество пищи. |
κεφ. μς′ | глав. XLVI |
Πῶς τις διώκει 31 τόν τῆς κενοδοξίας διάβολον 32; См. у Попова стр. 152. | Каким образом некто преследует диавола (демона) тщеславия? |
κεφ. μζ′ | глав. XLVII |
Ὅτι οὐ χρὴ μαγαλαυχεῖν ἐπὶ νηστείαις ὅλως. См. у Попова стр. 167–168. | О том, что не следует совершенно превозноситься относительно (соблюдения) постов. |
κεφ. μη′ | глав. XLVIII |
Ὅτι ἄριστον 33 τὸ τῶν τροφῶν μέτρον 34. См. у Попова стр. 176. | О том, что мера в пище – самое лучшее. |
κεφ. μθ′ | глав. XLIX |
Ὅτι ὁ μὴ ποθῶν τὸ μέτρον οὐ μόνον ἀπὸ 35 τῶν δαιμόνων, ἀλλὰ καὶ ἀπὸ 36 τῆς ἰδίας ἀκρασίας κατακρημνίζεται. См. у Попова стр. 184. | О том, что не соблюдающий меры истязуется не только демонами, но и собственным своим невоздержанием. |
κεφ. ν′ | глав. L |
Ὅτι ἀπόβλητος ὀ κατασκεύαστος οἶνος. См. у Попова стр. 192. | О том, что искусственно приготовленное вино – достойно презрения. |
κεφ. να′ | глав. LI |
Ὅτι οὐ δεῖ 37 τοῖς ἡδύνουσι χρῆσθαι, άλλ’ 38 ἀφορᾷν πρὸς τὸν ὑπέρ ἡμῶν ὄξος καὶ χολὴν ἐνεγκόντα καὶ μαργῶσαν τὴν ὄρεζιν συστέλλειν. См. у Попова стр. 203. | О том, что ищущим наслаждения не должно пользоваться (им), но взирать на Понесшего за нас уксус и желчь и ограничивать ненасытный аппетит. |
κεφ. νβ′ | глав. LII |
Ὅτι οὐκ ἄτοπον τὸ παραβάλλειν λουτρῷ. | О том, что хождение в баню – не постыдно. |
κεφ. νγ′ | глав. LIII |
Ὅτι οὐκ ἄτοπον τὸ ἰατρεύεσθαι. | О том, что лечение (болезней) – не постыдно. |
κεφ. νδ′ | глав. LIV |
Ὅτι τὸ δυσφορεῖν ἐπὶ ταῖς σωματικαῖς νόσοις γνώρισμα (ἐστὶ) 39 ψυχῆς φιλοσωμάτου. См. у Попова стр. 226. | О том, что сетование во время телесных болезней служит признаком души, любящей (свое) тело. |
κεφ. νε′ | глав. LV |
Ὅτι οὐκ ἂν ἡδέως τίς τὸν θάνατον δέξοιτο, μὴ προθανὼν ἑκουσίως διὰ πίστεως τῶν αἰσθήσεων. См. у Попова стр. 230. | О том, что если бы кто не принял смерти кротко, то не считался бы умершим добровольно в доказательство чувствований. |
κεφ. νς′ | глав. LVI |
Ὅτι οὐ χρὴ συναπατᾶσθαι 40 ταῖς αἰσθήσεσιν. См. у Попова стр. 246. | О том, что не следует обманываться чувствами. |
κεφ. νζ′ | глав. LVII |
Ἐν πνεύματι 41 περιπατεῖ ὁ μηδεμίαν διδοὺς παρείσδυσιν τῷ σατανᾷ. См. у Попова стр. 248. | He поддающийся никакому обольщению сатаны ходит духовно. |
κεφ. νη′ | глав. LVIII |
Πῶς τοὺς ἀκηδίας αποκρούσωμεθα δαίμονας; См. у Попова стр. 265–268. | Каким образом мы будем отражать демонов беспечности? |
κεφ. νθ′ | глав. LIX |
Πῶς τὸν Κύριον ἀγαπήσωμεν 42; См. у Попова стр. 285–286. | Каким образом будем любить Господа? |
κεφ. ξ′ | глав. LX |
Ὅτι νηπιῶδες τὸ φαντάζεσθαι. См. у Попова стр. 304. | О том, что неразумно отдаваться на волю фантазии. |
κεφ. ξα′ | глав. LXI |
Ὅτι χρὴ 43 ἀτάραχον εἶναι τὸν νοῦν τοῦ ἀγωνιστοῦ. См. у Попова стр. 305. | О том, что подвижнику следует иметь невозмутимый ум. |
κεφ. ξβ′ | глав. LXII |
Ὅτι κάλλιστον ὁ μετὰ λογισμοῦ θυμός, καί 44 ὅτι ῥᾳυμήσαντες τούτου τὴν ἀρχὴν ἐξεπέσαμεν. См. у Попова стр. 308. | О том, что самое лучшее – гнев с рассудком, и о том, что, пренебрегши этим началом, мы пали. |
κεφ. ξγ′ | глав. LХIII |
Ὅτι τῷ ὀφειλομένφ 45 τ ὸ ἱμάτιον καὶ τὸν χιτῶνα προσαποδύεται 46 ὁ γνώσεὼς μετασχών ἁγίας. См. у Попова стр. 330. | О том, что приобщившийся святого ведения отдает должнику сверх того верхнее платье и рубашку. |
κεφ. ξδ′ | глав. LXIV |
Ὅτι ἀναρμόδιον τῷ ἀγωνιστῇ τῶν διαρπαγέντων ἀντιλαμβάνεσθαι. См. у Попова стр. 346. | О том, что подвижнику не прилично получать назад что-либо из похищенных вещей. |
κεφ. ξε′ | глав. LXV |
Ὅτι λίαν ὠφέλιμον τῷ μέλλοντι ἀποτάσσεσθαι τὸ σκορπίζειν ὅσα προσῇ αὐτῷ πάντα, ἵνα ἐκ τούτων ἐλευθερωθείς, γυμνὸς ὑπὸ τῆς σκέπης χαταφυγὴ τοῦ Κυρίου, ἐπ’ αὐτφ πᾶνον τεθέμενος ἐλπίδα. Ркп. № 36: Ὅτι ἅμα τῇ ἀποταγῇ δεῖ πάντα σχορπίζειν. См. у Попова стр. 348. | О том, что весьма полезно намеревающемуся отрекаться (от мира) раздать все, что имеется у него, дабы, освободившись от сих, лишенный крова, (он искал) прибежища у Господа, возлагая на Него всю надежду. О том, что вместе с отречением следует все раздавать. |
κεφ. ξς′ | глав. LXVI |
Ὅτι ἡ ταχεῖα τῶν οἰκείων 47 διανομὴ τὰ δυσθήρατα ἡμῖν ἀγαθὰ προξενεῖ 48. См. у Попова стр. 350. | О том, что быстрая раздача собственности приносит нам неизреченные блага. |
κεφ. ξζ′ | глав. LXVII |
Ὅτι τοῖς βουλομένοις σωθῆναι οὐδὲν τῆς ἀληθοῦς θεολογίας 49 ἀρμοδιώτερον. См. у Попова стр. 353. | О том, что желающим спастись, ничего нет приличнее истинного богословия (истинной философии). |
κεφ. ξη′ | глав. LXVIII |
Τίς ἡ ὄνησις τοῦ μεμακαρισμένως 50 θεολογοῦντος 51. См. у Попова стр. 374. | Какая польза богословствующему преблаженно (раздельно)? |
κεφ. ξθ′ | глав. LXIX |
Ὅτι ἑτέρως ἡ χάρις ἐπιφοιτᾷ τῷ ἀγωνιστῇ περὶ 52 τὴν ἀρχὴν καὶ τὰ μέσα καὶ τὰ τέλη τῶν ἀγώνων. См. у Попова стр. 378. | О том, что иначе подвижнику приходит благодать в начале, в средин и в конце подвигов. |
κεφ. ο′ | глав. LXX |
Ὅτι ἐκ πολυλογίας οῦ τις ἐκφεύξεται ἁμαρτίαν, καὶ ὅτι ἄμεινον τὸ σιωπᾷν. Ркп. № 36: Ὅτι μήτηρ ἐννοιῶν ἡ εὔκαιρος σιωπή. См. у Попова стр. 388. | О том, что от многоглаголания никто не избежит греха, и что молчание лучше. О том, что мать рассудка – благовременное молчание. |
κεφ. οα′ | глав. LXXI |
Ὅτι τῇ θεολόγῳ ψυχῇ ὁ θυμός καὶ τὸ μῖσος ἐνοχλεῖν 53 εἴωθεν. | О том, что богословствующей душе мешают гнев н ненависть. |
κεφ. οβ′ | глав. LXXII |
Ὅτι ἡ ταπείνωσις καὶ ἡ διάκρικρισις πλεἴστα χαρίζεται 54. См. у Попова стр. 392. | О том, что смирение и рассуждение доставляют весьма много приятности. |
κεφ. ογ′ | глав. LXXIII |
Ὅτι διάφορος τῶν ἀγωνιζομένων ἡ ψαλμῳδία. См. у Попова стр. 393–394. | О том, что псалмопение подвижников разнообразно. |
κεφ. oδ′ | глав. LXXIV |
Ὅτι ἄλλη ἡ φυσικὴ σοφία καὶ ἄλλη ἡ ἀληθινή, ἡ ἐκ τοῦ Ἁγίου Πνεύματος ἐνεργουμένη. См. у Попова стр. 399. | О том, что иная естественная мудрость и иная истинная, содействуемая Духом Святым. |
κεφ. oε′ | глав. LXXV |
Πῶς τις ἑαυτὸν καθαρὸν ἐπιγνώσεται κατὰ τῶν Εὐχητῶν; См. у Попова стр. 403. | Каким образом кто-либо будет почитать себя чистым, согласно с учением Евхитов? |
κεφ. ος′ | глав. LXXVI |
Ὅτι ἡ μὲν χάρις μετὰ τὸ βάπτισμα ἔνδον ἐστίν, ὁ δὲ σατανᾶς ἔξωθεν ἐνεργεῖ. См. у Попова стр. 404–406; Сн. стр. 431. | О том, что после крещения, с одной стороны, находится благодать внутри, а с другой со вне действует сатана. |
κεφ. οζ′ | глав. LXXVII |
Ὅτι ἡ ψυχή, γευσαμένη τῆς χάριτος, πάντων καταφρονεῖ τῶν τοῦ κόσμου ἀγαθῶν 55. См. у Попова стр. 431. | О том, что душа, вкусившая благодати, презирает все блага мира. |
κεφ. οη′ | глав. LXXVIII |
Ὅτι ὁ νοῦς ἐστι τὸ κατ’ εἰκόνα. | О том, что ум есть то, что по образу (Божию). |
κεφ. οθ′ | глав. LXXIX |
Κατασκευὴ τῶν εἰρημένων, καὶ ὅτι τὴν ἡμετέραν ἔχουσι ῥᾳθυμίαν ἀφορμὴν οἱ δαίμονες. Си. у Попова стр. 436. | Подтверждение сказанного и о том, что демоны имеют причину в нашей беспечности. |
κεφ. π′ | глав. LXXX |
Ἀνατροπὴ τοῦ τῶν Εὐχητῶν δόγματος. См. у Попова стр. 438. | Опровержение догмата Евхитов. |
κεφ. πα′ | глав. LXXXI |
Ὅτι δύο γένη δαιμόνων εἰσίν. См. у Попова стр. 441. | О том, что двух родов бывают демоны. |
κεφ. πβ′ | глав. LXXXII |
Ὅτι οὐκ ἐν τῷ βάθει τῆς ψυχῆς τὸ κακόν, καὶ πῶς τις οίκος γἶνεται τοῦ Ἁγίου Πνεύματος. См. у Попова стр. 449–450. | О том, что зло находится не в глубине души, и каким образом кто-либо делается жилищем Духа Святого. |
κεφ. πγ′ | глав. LXXXIII |
Πῶς 56 τινες ὑπενόησαν τὴν πλάνην συνεῖναι τῷ ἀγαθῷ, καὶ τὶ κοινοῖ τὸν ἄνθρωπον; См. у Попова стр. 456. | Каким образом некоторые подумали, что заблуждение случается и с хорошим человеком, и о том, что оскверняет человека (Мф. 15:18). |
κεφ. πδ′ | глав. LXXXIV |
Ὅτι ἀδύνατον συνεῖναι τὸν πονηρὸν τῇ ἀγνοια. См. у Попова стр. 458. | О том, что не возможно, чтобы лукавый приступал (к человеку) в неведении. |
κεφ. πε′ | глав. LXXXV |
Ὅμοιον. τῷ ἄλλῳ. Ὅτι 57 πῶς παραχωροῦνται οἱ δαίμονες ἐνοχλεῖν 58 τῇ ψυχῇ. См. у Попова стр. 459. | Подобна предыдущей. О том, каким образом демоны попускаются тревожить душу. |
κεφ. πς′ | глав. LXXXVI |
Πῶς παιδεύεται ὁ ἄνθρωπος; См. у Попова стр. 462. Ркп. № 36: Ὅτι οὐ χρὴ 59 τὸν σατανᾶν κοινὸν οἰχητήριον μετὰ τοῦ Κυρίου 60 κεκτῆσθαι τὸν ἀνθρώπινον νοῦν. Это почти дословно сходно с холиастом См. у Попова стр. 462. | Каким образом воспитывается (наказывается) человек? О том, что не подобает, чтобы сатана имел в уме человеческом общее обиталище с Господом. |
κεφ. πζ′ | глав. LXXXVII |
Τές ἡ κατὰ παίδευσιν καὶ τίς ἡ κατὰ ἐπιστροφὴν παραχώρησις; См. у Попова стр. 465. Ркп. № 36: Διαφορὰ τῶν παραχωρήσεων. | Какое попущение бывает для воспитания и какое для обращения (к Богу). Различие попущений. |
κεφ. πη′ | глав. LXXXVIII |
Ὅτι ἐστὶ πολλάκις τὴν καρδιάν μερικῶς μἐν φωτίζεσθαι, καὶ μερικῶς δὲ καταλιμπάνεσθαι. Си. у Попова стр. 468. | О том, что много раз случается, что сердце отчасти просвещается, а отчасти предоставляется себе. |
κεφ. πθ′ | глав. LXXXIX |
Πῶς ὁ λαβὼν τὴν εἰκόνα καὶ τὴν ὁμοίωσιν κτήσεται; См. у Попова стр. 471. | Каким образом получивший образ приобретет и подобие? |
κεφ. ϟ′ | глав. ХС |
Ὅτι ὁ ἔχων τὴν ἀγάπην οὔτε βρώσεως ὀρέγεται εὐχερῶς. См. у Попова стр. 475. | О том, что имеющий любовь легко не протягивает рук к пище. |
κεφ. ϟα′ | глав. ХСІ |
Πῶς γνωσθήσεται ὁ κτησάμενος τὴν ἀγάπην; См. у Попова стр. 477. | Каким образом будет узнан приобретший любовь? |
κεφ. ϟβ′ | глав. ХСІІ |
Ркп. № 36 [Πῶς 61 δράμοι τις ἐπὶ τὴν ἁγίαν ἀγάπην;]. См. у Попова стр. 491. | Каким образом достиг бы кто-либо святой любви? |
κεφ. ϟγ′ | глав. ХСІІІ |
Ὅτι τραχεῖαν τὴν ὁδὸν τῆς ἀρετης 62 ἡ ἡμετέρα φαυλότης ὑπονοεῖ. См. у Попова стр. 493–494. | О том, что наше ничтожество предполагает, что путь добродетели суров. |
κεφ. ϟδ′ | глав. ХСІV |
Ὅτι ἔγνωσται ὑπὸ τοῦ Θεοῦ ὁ ὑπομένων τὰ ἐπερχόμενα. См. у Попова стр. 496–497. | О том, что терпящий находящие (беды) познан Богом. |
κεφ. ϟε′ | глав. ХСV |
Ποσαχῶς ἡ ταπεινοφροσύνη; См. у Попова стр. 502. | Как разнообразно смиренномудрие? |
κεφ. ϟς′ | глав. ХСVІ |
Πῶς oἱ ἀνόητοι διαρπάζονται τὰς ψυχάς [ркп. 36 прибавлено: καὶ πῶς χρὴ τὸν φιλόθεον διαιτᾶσθαι]; См. у Попова стр. 508. | Каким образом безумцы терзают свои души, [и каким образом следует проводить жизнь боголюбцу]? |
κεφ. ϟζ′ | глав. ХСVII |
Ὅτι χρὴ δι’ ὅλου προσεύχεσθαι. См. у Попова стр. 511. | О том, что должно молиться обо всем. |
κεφ. ϟη′ | глав. ХСVІІІ |
Περὶ ἀπαθείας 63. См. у Попова стр. 513. | О бесстрастии. |
κεφ. ϟθ′ | глав. ХСІХ |
Τίνες προκόψαντες μάχονται δαίμονας. См. у Попова стр. 516. Ркп. № 36: Τίνες προκόψαντι μάχονται δαίμονες. | Некоторые преуспевшие (в добродетелях) борются с демонами. Некоторые демоны борются с преуспевающим (в добродетелях). |
κεφ. ρ′ | глав. С |
Περὶ ἐξομολογήσεως. См. у Попова стр. 521. | Об исповеди. |
Представленные нами здесь надписания к ста главам аскетического слова бл. Диадоха, напечатанные главным образом по рукописи XII в. Афоно-Ватопедской библиотеки № 405, отличаются ясностью и определенностью мысли, по изложению большею частью кратки, а поэтому в научном отношении ценнее подобных надписаний анонима-схолиаста XII в. в его πίναξ᾽ѣ, страдающем многословием, излишними повторениями и даже некоторым риторизмом. Указанные недостатки с особенною силою выступают, но нашему мнению, в последних главах (с 94–100) стоглава. Здесь в надписаниях главная мысль главы передается в самых общих и иногда даже туманных чертах. Впрочем, это не мешает нам предполагать, что аноним-схолиаст был знаком со списками надписаний к стоглаву по греческим рукописям и, быть может, даже почерпнул их отсюда, хотя я и некоторой переделка. На это наводят нас сопоставления надписаний у анонима-схолиаста с надписаниями, по Афоно-Ватопедской рукописи XII в. № 405, в главах начальных 1, 3, 4, 5, и отчасти 93, а особенно в 86 главе, по рукописи 1314 года Афоно-Ксенофской библиотеки № 36.
Продолжая далее делать сопоставления вновь открытых нами, по афонским рукописям, надписаний к стоглаву бл. Диадоха с известными в латинском тексте подобными надписаниями XVI в. Франциска Турриана, мы нашли, что надписания последнего в главах 6, 7, 8, 19, 20 и др. почти дословно сходны с издаваемыми нами надписаниями по греческим рукописям, а в некоторых случаях (глав. 34, 41, 57, 81, 87) сходство замечено лишь по мыслям. Это обстоятельство, по нашему мнению, с настойчивостью выдвигает снова на очередь вопрос, от решения которого отказался проф. Попов (стр. ХII), что Турриан в 1578 году действительно издавал греческий текст аскетического слова бл. Диадоха и даже по трем рукописям (стр. X), и что Казимир Уден († 1717) не стремился вводить ученых в заблуждение, говоря неоднократно об этом editio princeps (стр. X, прим. 2). Придумывать надписания латинскому переводчику аскетического слова бл. Диадоха, как выражается еп. Феофан, не было никакой надобности; эти надписания он мог свободно перевести прямо с греческого оригинала, по которому было им сначала издано λόγος ἀσκητικός. Конструкция речи, краткость и ясность мысли в Турриановских надписаниях не противоречат настоящему предположению.
Вот сколько важных в научном отношении вопросов поднимает серьезное изучение различных списков λόγος ἀσχητιχός и существующих в рукописях разнообразных списков надписаний к его ста главам. Для проф. Попова, по причинам, достаточно нами выясненным, всех этих вопросов не может существовать.
* * *
В ркп. XVI в. Соловецкой библ. № 531 (202) главы бл. Диадоха 36 и 37 надписываются: «о сонном видении», глав. 42 – «о воздержании», гл. 47 – «о посте», 48 – «о пьянстве», 52 – «о иже в бани мытися», 53 – «о врачах» (Описан, ркп. Солов, монаст., находящихся в библ. Казан, дух. Академии. Каз. 1886, ч. II, стр. 269). В ркп. XVII в. М. Синод, библ. № 469, по словам проф. Попова, «надписания буквально сходны с тем, что в этом отношении находится в Турриановом латинском переводе аскетического творения бл. Диадоха» (стр. XXIV).
Как назвали бы издательский подвиг, если бы кому-нибудь из почитателей графа Л. Н. Толстого пришла нелепая мысль главы обычного Евангелия (в русском Синодальном переводе) надписать оглавлениями из мнимого евангелия этого маститого корифея русской литературы?
В указании разночтений мы три рукописи будем цитовать просто под их номерами. № 40 ἐστί – нет.
№ 36 читается так: Τίς ἡ ἐνέργεια.
Там же нет члена τόν.
ταπεινόν заменено πνευματικόν.
Нет этого слова.
Прибавлено это слово.
ἀποδοκιμάζιται.
Прибавлен член.
γνωσθήσεται.
χρηστότητος.
ἡμῶν αἴσθησις.
διακρίναι
λογισμὀν ἀταράχον.
ἐπέρχεται.
πνευματικῆς. В переводе мы держимся этого варианта.
Нет: σκσπεῖν δεῖ.
Прибавлено: ἁγίου. Ркп. № 40 имеет эту же прибавку.
Взято нами из Ксеноф. код. № 86, как необходимое дополнение.
Там же прибавлено: καὶ ἀγαπῶσα τὸν Θεόν.
καλὴ ἡ ὑπακοή.
διώξει.
δαίμονα. Слово это стоить в обоих кодексах: № 40 и № 36.
В ркп. № 40 опущено это слово.
В ркп. № 36 надписание все читается так: Ὅτι τὸ μίτρον ἐν τοῖς βρώμασι κάλλιστον.
Ркп. № 36 ὑπό.
То же самое.
χρὴ
Отсюда и до конца надписания пропуск.
Взято из ркп. № 36.
Там же συναπάγεσθαι.
Прибавлено: Ὅτι πνεύματι.
Расстановка слов иная: Ἀγαπήσωμεν πῶς τὸν Κύριον; в ркп. № 36 и № 40.
Ркп. № 86 δεῖ.
Отсюда и далее до конца совершенно отсутствует текст надписания.
ἀφελομένω.
προσαπολύεται.
τῶν ἰδίων.
Ркп. № 40 прибавлено: ὁμολογητὴς δὲ ὁ ὑπὸ κριστιανοῦ κακοδόξου, οἶος ἦν καὶ ὁ οὐχ ἁλής (;).
Ркп. № 86 φιλοσοφίας.
Τοῦ μεμερισμένως. Чтение это, кажется, более правильное.
В Ркп. № 40 находим следующее, неудобовразумительное дополнение: ὡς θαῦμα στοίουσιν (;) οἱ λόγοι ἀνδρὸς τοῦ Θεοῦ, καὶ λόγος μέλιτος γλυκάζων.
Ркп. № 36 παρὰ.
παρενοχλεῖν.
χαρίζονται. Чтение это более правильное.
χαλῶν.
πόθεν.
Опущено: Ὅμοιον τῷ ἄλλῳ. Ὅτι
ὀχλεῖν. У схолиаста – анонима читается это надписание с следующею прибавкою: ὡς ἀστραπὴν ἐκ τοῦ οὐρανοῦ διὰ τὴν ἔπαρσιν πεσόντα (у Попова стр. 462).
У схолиаста-анонима читается это надписание с следующею прибавкою: ὡς ἀστραπὴν ἐκ τοῦ οὐρανοῦ διὰ τὴν ἔπαρσιν πεσόντα (у Попова стр. 462).
Там же τοῦ ἰδιοῦ Δεσπότου.
В рукописях № 40 и № 406 этого надписания не имеется.
Подчеркнутые слова читаются и в надписании этой главы у анонима-схолиаста (см. у Попова стр. 98–494).
В ркп. № 86 это надписание читается в таком виде: Τί ἐσχιν ἀπάθεια; Что такое бесстрастие?