Источник

Результаты критического разбора мнения Ренана о значении расовых особенностей Семитов и Арийцев для религии тех и других

Ренан, как мы уже имели случай заметить, держится пантеистического образа мыслей. Сообразно с этим он смотрит на религию, как только на продукт развития естественных сил человека, и не допускает никакого сверхъестественного участия Божества в деле религиозного воспитания и развития человеческого рода. Что именно таков взгляд Ренана на религию, это легко заметить. Ренан всю свою ученость и все свое остроумие употребил на доказательство того, что монотеизм есть естественный продукт гения Семитов, очевидно, отрицая этим богооткровенность религии одного из семитических народов – Евреев. Он говорит, что одни расы по природе монотеистичны, другие – политеистичны. Он утверждает, что первоначальные религии Арийцев были чисто физические, отрицая тем присутствие в них нравственного элемента.

Но объяснил ли Ренан сколько-нибудь удовлетворительно особенности в религиях Семитов и Арийцев из расового характера тех и других? Нет, его опыт ясно показывает фальшивость пантеистического, а также и натуралистического взгляда на человека и на религию. Ренан не мог вывести из расовых особенностей не только частных, не важных черт в религии Семитов и Арийцев, – за это он и не брался – но и попытка его объяснить естественно-научным образом самые общие отличия в религиях Семитов и Арийцев, как напр., монотеизм некоторых семитических народов и политеизм арийских, совершенно не удалась. Мы видели, что Ренан не мог определить первичных основ характера Семитов и Иафетитов. Далее мы видели, сколько ненаучности, неясности и неопределенности в мыслях Ренана, сколько неосновательности и неполноты в его доказательствах, нелогичности в выводах, непоследовательности и противоречий в мнениях, произвола и пристрастия в выборе фактов. Впрочем, все эти недостатки были раскрыты при критическом разборе мнений Ренана и нет нужды об этом распространяться. Мы должны здесь только кратко указать те результаты нашего критического разбора Ренана, которые имеют значение для христианского апологета.

Вот результаты критики мнения Ренана о характере Арийцев, о связанном будто бы с ним политеизме и о политеизме вообще. Так как первоначальной религией Арийцев был энотеизм или теизм, но не политеизм, и она, вопреки утверждению Ренана, не была чисто физической религией, то взгляд Ренана, будто политеизм свойствен природе Арийцев, оказывается, по меньшей мере, маловероятным. Так как политеизм был и есть не у одних арийских народов, а почти у всех, то причины его нельзя искать в расовых особенностях Арийцев. Ренаново деление рас на монотеистические и политеистические не выдерживает критики, потому что если мы бросим взор на первоначальные времена, то там религией всех рас и народов был энотеизм, а если мы обратимся к последующим эпохам, то здесь не найдем ни одной расы, все народы которой бы во всей чистоте сохранили веру в единого Бога. Рассмотрение причин политеизма показало нам, что политеизм вовсе не есть явление само по себе нормальное, согласное с природой той или другой расы; он сделался неизбежным явлением только при действии причин, которые состоят в ненормальном развитии духовных сил человека и в неспособности его пользоваться помощью сверхъестественного откровения. Важный отсюда для христианского апологета вывод тот, что политеизм вовсе не есть только естественный продукт гения некоторых рас, напр., арийской. Этот вывод важен особенно в виду того, что некоторые70 довели мысли Ренана (касательно сообразности с природой Арийцев политеизма, а с природой Семитов монотеизма) до крайних выводов: они стали утверждать, что христианство, как семитическая религия, несвойственна арийским народам, что оно есть иго, которое подавляет естественное развитие природных сил и способностей духа этих народов и которое поэтому должно быть свергнуто, и что оно сослужило уже свою службу и теперь, как устаревшее, должно быть заменено наукой и религией гуманизма, которые будто бы составляют естественный плод развития Арийцев. Основание для этих крайних выводов, до которых дошло современное неверие, заложено в мыслях Ренана о религии Арийцев и Семитов. Показывая несостоятельность этих мыслей, мы подрываем и то, что построено на них другими. Впрочем, об этом будет сказано подробнее впереди.

Не менее важные результаты получаем мы и из разбора мнения Ренана о значении расовых особенностей Семитов для их религии. Во 1-х, Ренан, приписывая Семитам монотеистический инстинкт71, считая монотеизм созданием их гения, низводит этим религию Иудеев – народа семитического, в разряд естественных религий, в которых не было сверхъестественного участия Божества и отвергает через то богооткровенность ее. Во 2-х, как скоро было бы доказано, что иудейская религия не есть богооткровенная, то этим подрывалась бы и та истина, что христианство есть религия богооткровенная, потому что ветхозаветная и новозаветная религии находятся в самой тесной связи и составляют одно целое. В 3-х, отрицание богооткровенности этих двух религий было бы равносильно отрицанию вообще всяких чудес и сверхъестественного участия Божества в истории человеческого рода. В 4-х, если бы было доказано, что иудейство, а, следовательно, и христианство суть естественное порождение семитического духа – между тем как другие расы произвели совершенно иные религии, то отсюда естественно было бы придти к мысли, что иудейство и христианство сообразны с природой только Семитов и непригодны для других рас. – Так как теперь мы показали неосновательность и ненаучность выведения семитического, точнее говоря еврейского, монотеизма из монотеистического инстинкта и так как нужно отвергнуть самое существование этого инстинкта, как его понимает Ренан, то все приведенные нами выводы, которые логически вытекают из воззрения Ренана на семитический монотеизм, отпадают сами собой. Если монотеизм не есть создание гения Семитов, то: во 1-х, нужно искать другой причины и иного объяснения происхождения его; во 2-х, пока нам не докажут, что иудейская религия произошла только естественным путем, как все религии натуральные, до тех пор нельзя отвергать, что она есть религия богооткровенная; в 3-х, пока не доказано, что причина монотеизма Семитов заключается в их расовых особенностях, которых нет у других рас, до тех пор нельзя утверждать, что монотеизм свойствен только одним Семитам и не гармонирует с характером других рас.

* * *

70

Напр. Эмиль Бюрнуф в книге: La Science des religions.

71

Ренан, очевидно, отличает инстинкт от религиозного чувства, которое свойственно не одним Семитам, а всем людям.


Источник: Беляев А.Д. Современное состояние вопроса о значении расовых особенностей семитов, хамитов и Иафетитов в деле религиозного развития этих трех групп народов. // Прибавления к Творениям св. Отцов. 1880. Ч. 26. Кн. 2. С. 372-408; Кн. 4. С. 799-884; 1881. Ч. 27. Кн. 1. С. 175-204; Кн. 2. С. 307-379; Ч. 28. Кн. 4. С. 404-474.

Комментарии для сайта Cackle