священник Иоанн Якимов

Источник

Поучение к поселянам по случаю молебствия на полях

Православные христиане! Вот та Божия земля, на которой вы призваны трудиться и работать и трудом приобретать себе насущный хлеб, и вы пришли сюда со св. иконами, чтобы вознести свои молитвы к Богу и призвать Божие благословение на ваши поля, на ваши труды и занятия. Так, бр., и надлежит поступать: мы всегда должны трудиться и молиться, трудом и молитвою должны приобретать Божию благодать.

И молимся, и трудимся, скажет кто-нибудь из вас, а все как-то плохо живется: силы наши ослабевают, труды утомляют нас, а успехов и радостей часто не видим ни в поле, ни в доме. Правда, други мои, сколько есть бедных тружеников, которые терпят великое горе и нужду, не имеют покоя во дни и в нощи? Что же сему причиною? Нужно сказать истину, что успех в наших делах, главным образом, зависит от нас самих; наши труды и молитвы часто не заслуживают Божия благословения, мы часто оказываем себя недостойными Божией благодати. Об этом-то я и хочу теперь повести с вами мою речь.

Если ты трудишься и работаешь с небрежением и леностью, без веры в Бога, без сердечной молитвы, если хотя и молишься, но одним только языком, а в душе своей имеешь худые помыслы и желания, не имеешь христианской любви к своим ближним и не думаешь об угождении Богу добрыми делами, то что будут значить тогда пред Богом твои труды и молитвы? Нет, друг мой и брат во Христе, не надейся на такие труды и молитвы, – и ты не столько намолишься и наработаешь, сколько нагрешишь пред Отцом Небесным. Да и в самом деле, посмотрите, бр., на того человека, который не хочет трудиться и жить по закону Божию, чем он больше всего занимается, о чем рассуждает, какие у него порядки? Он или откладывает дела свои до другого времени и губит дорогое время в праздности, или же слышишь от него даже ропот на Самого Бога, что Бог его не милует, что ему худо жить на свете. А что же сделал он доброго, за что бы Господь послал ему Свою благодать? В храме Божием он не помнит, когда и был; обратиться к Отцу небесному с крепкою верою и сердечною молитвою он и не подумает; о грехах своих не сокрушается; воскресные и праздничные дни проводит не по-христиански; вместо того, чтобы с полною охотою и сердечною молитвою поспешать на полезную работу, он нередко пьянствует и бесчинствует; с ближними своими заводит ссору и вражду; одного злословит и осуждает, другого думает обмануть и обокрасть. А когда посмотришь на его работу, прислушаешься, какие говорит он речи, например, хоть в поле, когда он пашет или сеет, то вместо того, чтобы креститься с верою, да Бога призывать на помощь от чистого сердца, он клянет самого себя, клянет свою соху и борону, бранит соседей, клянет и мучит свою бедную скотину. Грустно становится на душе, когда посмотришь на сего жалкого труженика. И судите, православные, может ли здесь почивать Божие благословение.

Не благословение, а беды и несчастья навлекает на себя человек чрез свой дурной нрав и худую жизнь. Одна беда та, что когда земля плохо обработана, то она словно и сама ленится родить хлеб, как следует, а другая беда еще хуже этой. Господь не милует тех, которые не исполняют Его заповедей. Он приказал работать, а не лениться – в поте лица есть хлеб (Быт. 3:9), т.е. праведными трудами приобретать Его благодать. И дело, конечно, не оканчивается тем, что хлеб плохо уродится у человека нетрудолюбивого и забывающего заповеди Божии. Нет, он что ни дальше, все беднеет, словно под гору спускается: ему и нищему нечего подать, и свечи не на что поставить пред иконою, а подать заплатить и подавно нечем. Да и в семье живется не ладно: жена, дети горюют, претерпевая голод и нужду, и на душе человека словно камень тяжелый лежит. А отсюда сколько происходит для человека беспокойств, досад и огорчений? В таких горестях начинает человек скучать, предается отчаянию, а отчаяние есть смертный грех. И на какое зло не решится тогда человек? Он прибегает к пьянству, воровству и обману, забывает, что он есть христианин, и нередко попадается в великую беду и несчастье. Вспомните, сколько людей наказано строгим судом? Сколько и теперь содержится народу под строгим надзором в этих больших городских хоромах, называемых острогами? А за что? ведь не за добро, а за худые дела. И в св. писании сказано: скорбь и теснота на всяку душу человека, творящаго злое (Римл. 2:9).

Что же нужно для того, чтобы Господь посылал нам Свою благодать, венчал наши труды и молитвы успехом и радостью? Нужно жить добродетельно. Добродетельный человек всегда трудится с толком, да и при том по закону Божию. Он при всяком начинании и занятии крестится и молится благоговейно; а кто трудится по закону Божию, крестится и молится с верою и всегда имеет в сердце своем Бога, того Господь спасает от всякого зла и подает ему смысл и разум. Добродетельный человек всегда знает церковь Божию, почитает воскресные и праздничные дни, никому не мыслит зла, а напротив всякому делает добро, всегда поступает по заповедям Божиим и во всем уповает на Всеблагого Бога. От того у него и всякого добра довольно: и в поле, и в доме у него благодать, такая благодать, что и дух радуется. И в св. писании сказано: праведнии насладятся в богатстве лета многи (Притч. 13:24). Истину сию мы подтвердим примером из священной истории: праотцы наши – Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф твердо веровали в Бога, жили добродетельно, и Господь благословлял их земным богатством, любил их, как верных Своих рабов. А посетит Господь добродетельного человека каким несчастьем? – совесть у него чиста; он перекрестится, да и скажет: да будет Его святая воля! Да, православные, добродетельный человек и в несчастьи не унывает: он всякое горе и несчастье переносит безропотно, с верою в Бога, и всегда прибегает к милосердию Божию. За то и Господь всегда сохраняет его Своею благодатью и награждает великими милостями. В св. писании сказано: его же любит Господь, наказует; биет же всякаго сына, его же приемлет (Притч. Сол. 3:12). Истину сию мы также подтвердим примером из св. истории: в стране Авситидийский жил богатый и праведный человек Иов. По попущению Божию, он из богатого сделался бедным и несчастным; но он все свое горе и несчастье перенес великодушно, с верою в Бога и покорностью Божией воле, и Господь опять наградил его земным богатством.

И так, вот главная причина, от чего Господь не благословляет наших трудов, и мы нередко остаемся в горе без утешения, в беде без надежды, от того, что мы живем без Бога в сердце, без сердечной молитвы, без добрых дел, ленимся трудиться и жить по закону Божию. Господь Правосудный посылает Свою благодать только тому, кто чтит Его закон, и отнимает у того, кто небрежет его. Ищите прежде царствия Божия и правды Его, сказал Господь в своем Евангелии, и сия вся приложатся вам (Матф. 6:33). To есть, прежде всего и более всего старайтесь угождать Богу добрыми делами и сердечною молитвою, спасайте души свои, и Господь благословит ваши труды, услышит ваши молитвы и подаст вам все, что нужно вам для вашей жизни. Кто ведет благочестивую жизнь, любит праведный труд, того и Господь любит, потому что он любит и делает одно добро: зло не пойдет ему на ум. Но леность и праздность, небрежение о благочестии христианском, есть мать всех пороков и источник несчастий. Трудись же, христианин, всегда неленостно, с чистою совестью и сердечною молитвою: труд есть отец добродетелей и источник счастья и благополучия человека. В св. писании сказано: аще не ленив будеши, приидет яко источник жатва твоя, скудость же аки злый течец от тебе отбежит (Притч. Солом. 6:11). И хотя не всегда будешь богат, но и нужды большой терпеть не будешь; а главное – при своих праведных трудах всегда будешь иметь в душе твоей чистую совесть, – это для христианина дороже всякого богатства земного. Оставишь христианский труд и начнешь вести худую жизнь, и с богатого сделаешься бедным и несчастным.

Теперь же, братие христиане, исполним то, зачем пришли сюда – помолимся Господу Богу с твердою верою и христианскою любовью, да ниспошлет Он Свое небесное благословение на наши поля, на наши труды и занятия, и да поможет нам Своею благодатью вести добрую и благочестивую жизнь. Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Источник: Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи / [Соч.] свящ. Кур. епархии Белгор. уезда, слободы Тамаровки, Николаев. церкви Иоанна Якимова. – 4-е, доп. изд. ред. еженед. духовного журн. «Пастырский собеседник». - Москва : Тип. И.Н. Шарапова, 1901. - VIII, 520 с.

Комментарии для сайта Cackle