священник Иоанн Якимов

Источник

Поучение к поселянам о соблюдении чистоты и опрятности в их домах (2-е)

Прошедший раз, братие христиане, мы беседовали с вами о том, как благоразумно поступают те христиане, которые в своих домах и во всем наружном виде своем наблюдают чистоту и благоприличие, и как неблагоразумно поступают те, которые живут в нечистоте и неопрятности.

Для тех, которые не были тогда в церкви, мы повторим об этом хоть кратко: чистота и опрятность благодетельно действуют на здоровье человека, на его тело и даже на самую душу. Где соблюдается во всем чистота, там, конечно, видно благоразумие человека, его трудолюбие и благонравие, а это такие добродетели, которые приятны Богу и приобретают нам любовь и милость Божию. Напротив, нечистота и неопрятность причиняют вред нашему здоровью и самой душе нашей. От нечистоты портится воздух, а испорченный воздух убийственно действует на здоровье. Словом: от нечистоты нечистота и происходит. А все это происходит, конечно, от лености и нерадения. Ленивый и нерадивый к наружной чистоте и благоприличию оказывается ленивым и нерадивым к труду и добрым делам; а это есть уже вред и для души. От этого душа человека грубеет, черствеет и способности притупляются; человек забывает о Боге и о душе своей, и живя грязною жизнью, больше привыкает к порокам, нежели к добрым делам. Но довольно о сем.

Теперь я хочу повести с вами речь о том, что такое в сущности наши христианские дома, и что составляем мы, живя в этих домах с нашими семействами! Решением этих вопросов я хочу преподать вам вразумление в том, как неприлично и грешно нам, христианам, жить в нечистоте и неопрятности, и дома свои содержать в той же нечистоте, и, следовательно, с каким вниманием должны заботиться о чистоте и опрятности всей нашей жизни.

И так, что такое наши дома, в которых мы живем? И что составляем мы с нашими семействами? Чтобы яснее и проще решить вам эти вопросы, я хочу спросить у вас следующее; где мы теперь стоим и молимся? В Божием храме. Этот храм есть Божий дом потому, что здесь живет Сам Бог. Потому-то мы и стараемся соблюдать здесь возможную чистоту и опрятность. Тоже самое, братие, можно сказать и о наших христианских домах; наши дома суть также малые храмы, в которых также живет Бог. А мы, молящиеся в этом храме и пришедшие сюда из разных домов и семейств, что составляем? Мы составляем общество верующих в Иисуса Христа, искупленных Его честною кровью, а это христианское общество составляет Христову церковь. Тоже самое можно сказать и о каждом нашем семействе: отец, мать, дети, внуки, племянники, живущие в семействе, составляют малое общество верующих в Иисуса Христа, т. е. в некотором роде малую церковь Христову. Да и самые души и тела наши, по слову св. Апостола, суть Божия храмы, в которых должен жить Дух Божий (1Кор. 3:16, 17, 6, 19). И после этого, прилично ли нам, христианам, составляющим Христову церковь, жить в нечистоте и неопрятности, и дома свои – эти малые храмы Божии, содержать в той же нечистоте? И неприлично, и грешно.

Далее: этот общий храм наш молитвами и благодатью св. Духа освящен и непрестанно освящается молитвами и совершением святейшего Таинства. И мы дома свои также освящаем молитвами, благодатью св. Духа, окроплением священной воды и помазанием св. елея. Здесь – в этом храме стоят св. иконы, совершается Божия служба; здесь мы должны стоять и молиться с благоговением и страхом Божиим. И в домах наших также стоят св. иконы, пред которыми мы должны молиться со своими детьми и семействами; и в этих малых храмах наших должны также совершаться молитвы, прошения, благодарения и славословия, как-то: пред обедом и после оного, вечером и утром, при начале всякого дела и после оного. Здесь – в этом храме, мы слышим слово Божие, научаемся св. вере и добрым делам. И в малых храмах наших каждый из нас, наипаче же старшие должны научать младших всему доброму и богоугодному, как-то: молитвам, покорности к старшим, любви и милосердию к ближним, трудолюбию и благонравию. – И здесь, в этом общем храме нашем, повторим опять, и в малых храмах наших пребывает Сам Бог. И потому, как в этом храме соблюдается чистота и благолепие, так равно и в малых храмах наших непременно должна соблюдаться чистота и опрятность.

Кстати упомянем теперь и о том, что во всяком малом храме нашем неприлично заводить и разные неприятности, как-то: ругательства, сквернословия, драки, пьянство, срамные песни и подоб. сему. Все это относится еще к большей нечистоте, которая сквернит и безобразит и малые храмы наши, и тела и души наши.

Старайтесь же, братие, при Божьей помощи, наши малые храмы и церкви, т. е. ваши дома и семейства содержать в возможной чистоте и благоприличии, и с наружною чистотою соблюдайте и душевную, чтобы, как в домах ваших, так и во всей жизни вашей процветало благоприличие и благонравие, чтобы и телом, и душею прославлялось имя Божие. Душевную же чистоту составляют: семейная любовь, миролюбие, почтение к отцам и матерям, покорность старшим, страх Божий, труд с молитвою и прочее. Будьте же усердны и трудолюбивы ко всему доброму и полезному. Такое благочестие и благоприличие наше приобретает нам благодать и благословение Божие, от которого зависит наше благополучие земное и блаженство вечное. Аминь.


Источник: Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи / [Соч.] свящ. Кур. епархии Белгор. уезда, слободы Тамаровки, Николаев. церкви Иоанна Якимова. – 4-е, доп. изд. ред. еженед. духовного журн. «Пастырский собеседник». - Москва : Тип. И.Н. Шарапова, 1901. - VIII, 520 с.

Комментарии для сайта Cackle