Приходил как раз, чтобы появилась возможность спасения. Ведь до Господа Иисуса Христа даже праведники после смерти пребывали в аду. Человек, какой бы он хороший не был, не мог достигнуть рая. Плюс Бог стал человеком, тем самым обожил человеческую природу.
Марина, про Христа обычно говорят, что Он воплотился, вочеловечился и стал не человеком, а Богочеловеком.
Вот именно! Христос сошел на землю, чтобы спасти человеческую сущность (природу), т.е. сущность всего человечества. А вот ипостасно, личностно, каждый человек должен спасаться, так сказать, самостоятельно, принимая собственные свободные решения - спасаться либо не спасаться. Адам был первым "всечеловеком", в котором была заключена и сконцентрирована вся человеческая сущность. Грехопадение повредило эту всеобщую сущность и греховность генетически, атавистически, - как угодно биологам, - стала передаваться уже ипостасно каждой личности. Христос, Новый Адам, Своим воплощением также сконцентрировал в Себе всю человеческую сущность, очистил ее от греха и тем самым дал нам всем возможность спасения. Строго индивидуальное решение спасаться/не спасаться остается за каждым человеком в отдельности. В этом, по-моему, и состоит весь смысл Боговоплощения.
Человеческая история, точнее, история человечества - это летопись извечной борьбы добра со злом, зафиксированная в исторических записях, документах и артефактах. Господь дал нам "дорожную карту", Св. Писание, помогающую найти верный исторический путь. Мы в своей всечеловеческой сущности уже спасены, но индивидуально, ипостасно, ищем свой путь к спасению/не спасению, сверяясь/не сверяясь с Писанием.
Храни всех Господь!
Цель спасения это обожение человека – создание такого его состояния, при котором воля человека становится единой с волей Бога и вследствие этого человек уже неспособен согрешить.
Осуществляя Свой Промысл о создании человека, «
сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему»
(Быт.1:26). Но создал Он человека лишь по образу Своему: «
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их»
(Быт.1:27). У созданного Им человека еще не было подобия Бога.
Первозданный Адам был чистым от греха и пребывал в состоянии «
весьма хорошим».
Но это состояние было еще не обоженным состоянием – связь с Богом могла разорваться грехом. Человек мог возгордиться своими заслугами, своим совершенством, своей властью над Творением Божиим, возвыситься над Богом и пасть, как пал ангел денница.
Подобие Бога может быть достигнуто только при стремлении человека жить ради Бога и быть причастником воле и жизни Его.
По моему мнению,
непосредственно к Богу (Святой Троице) человек не может причаститься, так как человеческая природа существенно отличается от природы Бога по сущности. Сначала
нам проще стать причастниками и уподобиться к тому, кто нам подобен по составу и сущности. Поэтому для того,
чтобы мы стали подобными и причастными Богу, Бог воплотился, воспринял человеческую природу, соединил в одной Ипостаси божественную и человеческую природы и, тем самым, обожив человеческую природу, сделал возможным для нас стать причастниками обоженной человеческой природы, имеющей тот же состав и сущность, что и наша человеческая природа. А уже затем, будучи причастным воплотившемуся Богу Иисусу Христу, мы можем стать причастниками Самого Бога. В Крещении мы
рождаемся духовно от Нового Адама с обоженной человеческой природой, и через это для нас становится возможным стать причастниками Самого Бога.
В Крестной смерти Своей Христос актуализировал, привел в действие и исполнил возможность обожения человека, данную Им при воплощении. Эта актуализация началась с искушения дьяволом в пустыне и достигла апогея, как высшего проявления любви Его к людям на Тайной Вечере, когда Он жертвовал Своей Плотью и Кровью, чтобы Своей обоженной человеческой природой пребывать в людях и давать им жизнь вечную в полноте любви. И эта актуализация обожения свершилась, как высшее проявления любви Сына Божия к Отцу в Гефсиманском саду в молитве Его «
Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя»
(Матф.26:42). И когда Он смертью смерть победил, тогда результатом обожения Им человеческой природы стало воскресение Его.
Бог воспринял человеческую природу и вочеловечился, чтобы обоженной человеческой природой воплотиться в тех, кто принимает Его Жертву любви ради нас. Для тех, кто принимает Его Жертву любви, в том воплощается Христос и живет в нем Своим обоженным Телом. «
Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня" (Гал.2:19,20). И христиане есть Тело Христово, а Христос Его Глава.
Таким образом, как я думаю, без воплощения Бога невозможно обожение человека и достижение им способности никогда не грешить. Воплощение Бога обязательно для обожения. Это относится ко всем людям, в том числе и к первозданному Адаму. Человек может уподобиться Богу (по духу) только через подобие обоженной человеческой природы. Он не может достичь подобия Самому Богу (Святой Троицы) непосредственно, но может достичь подобия Богу посредством достижения подобия воплощенному Богу, Который соединяет в Своей Ипостаси божественную и человеческую воли. Если бы было возможно достичь обожения без воплощения Христа, то Бог при создании человека сразу бы дал Своей благодатью обожение созданному им первозданному человеку.
Если бы первозданный Адам мог постепенным совершенствованием достичь обожения, то почему Бог поспешил дать ему такую заповедь, которую тот не смог выполнить, так как не достиг нужного для выполнения заповеди совершенства? Выходит, что Бог ошибся и преждевременно дал эту заповедь? Но Бог ошибиться не может. Поэтому
следует признать, что постепенным совершенствованием в раю Адам не мог быть обожен до тех пор, пока Христос не воплотился.
Почему же Бог не воплотился от Евы и не вочеловечился в раю прежде согрешения прародителей, чтобы чистые от всякого греха первозданные прародители не согрешили? И тогда может быть и не понадобилась бы Крестная смерть Христа, чтобы взять грехи человека на Себя? И никаких страданий и смерти.
Бог не воплотился в раю, наверное, потому, что
воплощение было недостаточным условием для обожения человека.
Необходимо было, как я думаю,
чувственное познание страдательных и отвратительных последствий греха и осознание своей немощи избавиться от них без Божией помощи. Ведь
первая заповедь блаженств «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матф.5:3) относится ко всем людям, в том числе и к Адаму. Если бы Адам постепенно совершенствовался в раю, не познав своей немощи избавиться от страдательных последствий греха, то, как я думаю, он бы, как ангел денница, достиг бы такого развития гордости, что укоренился бы в противоборстве Богу и спасение его стало бы невозможным.
Нужно было в испытании человека в раю обнаружить зарождающийся грех гордости, осознать свою духовную немощь и через это приобрести смирение, как противодействие гордости. Смирение уничтожает гордость и открывает путь к обожению. Целью испытания прародителей было уничтожение гордости и создание преграды к развитию ее путем познания того, что только Бог есть Владыка, Царь и Источник всяческих благ и без Бога человек ничего не может сделать благое.
Итак, нельзя сказать, что спасение состоит в том, чтобы вернуться к состоянию первозданного Адама. Об этом я уже писал, например, в теме «
О восстановлении человеческой природы Иисусом Христом».
Здравствуйте, Алексей Михайлович! Святые отцы, основываясь на том, что все Творение Божие, в том числе и человек, создано Богом «весьма хорошим», а человек создан чистым от всякого греха, говорят о восстановлении падшего человека в первозданное состояние. ‒ «Ибо целию пришествия Его, когда дал...
azbyka.ru
Спасение состоит в том, чтобы достичь более совершенного состояния, чем было у первозданного Адама - состояния обожения,
в котором человек уже никогда не согрешит. То есть цель спасения состоит не только в том, чтобы исцелить больного человека до состояния первоначального здоровья (очистить от содеянных грехов), но и в том, а это основное, чтобы исцелить человека до состояния невозможности заболеть (неспособности согрешить).