1. Обычно ошибка рассуждений о совершенном мире, первоначально созданным Богом, по-видимому, состоит в том, что на основе того, к чему Адам был предназначен (к святости, нетлению и прочее), делается вывод о том, что Адам и создан был таким, к чему он был предназначен и соответственно этому предназначению якобы и мир был совершенным. А слова «
весьма хорошо» объясняются обычно так, что Бог создал все идеальным, законченным, неразрушаемым и нетленным.
2. Повреждение ангелов и первого человека не задумано Богом, но в силу свойства свободной воли ангелов и человека, состоящее в том, что пока в ангельском мире и в человеческом роде не проявились пагубные последствия зла, оно было неизбежно в виде зарождения самомнения о своем могуществе и славе, а затем как проявление превозношения над Богом. Бог не хотел, не задумывал, но и не мог предотвратить зарождение такого зла среди ангелов и прародителей.
Зло, которое возникло среди ангелов, Бог использовал во благо своевременного обнаружения греха Адама, допустив лукавые речи змия в райском саду. Если бы Он этого не сделал, то Адам укоренился бы в гордости, как это произошла с дьяволом, и спасение его стало бы невозможным.
3. Никакого сбоя в замысле Бога не было. То, что задумал Бог, то и осуществляется, но не сразу, а в несколько стадий. Он сначала создает
весьма хороший мир для подготовки человека, способного согрешить, в совершенное состояние «никогда не грешить». Тот мир был незакончен и несовершенен, как несовершенен был человек. И только последовательно пройдя ряд этапов, Бог на месте прежнего мира создаст для человека, достигшего состояния «
никогда не грешить», совершенные «
новое Небо и новую Землю, на которых обитает правда». Слова «
И увидел Бог, что это хорошо» говорят лишь о том, что это было «
весьма хорошо»
для дальнейших этапов по созданию совершенного мира и
все, что задумано Богом, на каждом данном этапе стало существовать именно так, как задумал Бог перед созданием Творения .
4. И Жертву Христа Бог задумал еще прежде создания мира. Значит, Он понимал, что Адам согрешит по мере осознания своего могущества и присвоения себе славы в своих славных делах. По той же причине среди ангелов зародилось зло еще прежде грехопадения людей.
И падшие ангелы до грехопадения Адама уже пребывали в преисподней земли, проявляя, как я думаю, свою деятельность в стихийных действиях (извержениях вулканов, землетрясениях и прочее). Кроме того, предупреждение Адама о смерти свидетельствует, как я думаю, о том, что Адам уже прежде своего вхождения в сад Эдемский (рай) видел тление растений и смерть живых существ на земле. Уже одно только то, что
Бог создал Эдем, как обособленное место на земле, свидетельствует о том, что земля была создана неидеальной для безопасного пребывания Адама на ней.
Этот райский сад был особым островком идеального мира на прекрасной, но пока несовершенной земле. Он был создан Богом, как
образец совершенного мира, соответствующий чистому состоянию человека первозданного человека, а точнее, как образец будущего мира –
Царства Небесного,
которое ожидало Адама, когда он достигнет состояния «никогда не грешить». В этом состоянии и в совершенном мире человек будет жить вечно без тления, страданий и болезней, находясь непрерывном общении с Богом.
Бог знал, что Адам лишится первозданного чистого состояния и поэтому создал совершенной не всю землю, а только крохотный кусочек ее, предназначенной для временного нетленного и блаженного пребывания Адама в совершенном мире. Причем рай на земле и нетление в нем даны были Богом затем, чтобы Адам, согрешив и лишившись части благодати Божией, понял, что разрыв общения с Богом ведет к страданиям, смерти и на опыте почувствовал, как легко было возделывать рай и как трудно возделывать землю вне блаженного пребывания с Богом в раю, чтобы он осознал всей душой своей к чему ведет грех и каких благ он лишился, забыв про Благодетеля и предав Его в том, что более доверился через лукавые речи змия себе и змию, чем Богу.
Итак,
земля, созданная Богом, не была совершенным местом, но была всего лишь весьма хорошим местом для того, чтобы Адам на опыте прочувствовав губительные последствия зла, отвратился от зла, познал свою немощь и бессилие преодолеть зло (грех) без благодати Божией, научился бы бороться со злом и стремился бы вернуть утраченный рай.
Когда Адам согрешил, Бог, как я понимаю, забрал этот рай с земли на Небеса. И не стало на земле того прекрасного островка, в котором Бог до согрешения Адама удерживал всех в нетлении и «временном» бессмертии. Адам становится тленным, как и все животные, пребывающие вне рая. Лишившись той благодати, которую имел в раю Адам, он вместо того, чтобы возделывать рай по всей земле, стал своими неумелыми действиями разрушать землю. Земля стала неустроенной – участились и усилились стихийные бедствия, разрослись сорняки, животные одичали.
5. «
В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих. Они погибнут, а Ты пребудешь (Пс. 101:26-27). … Поскольку Ты - их Творец, то можешь изменять их, если захочешь, ведь по своей природе они тленны и подвержены гибели и не существовали прежде, чем Ты Своею волей и силой их не создал» (
Евсевий Кесарийский).
То есть, что было создано Богом на земле первоначально, было тленно, несовершенно и подлежало преобразованию в более совершенный мир, подобный раю на земле.
Бог, зная, что Адам согрешит,
создал его с таким же естественно смертным телом, как и у животных, но временно, до согрешения Адама, удерживал человека (и пребывающих в раю животных), от тления и смерти животворящей благодатью Своей - той же силой живительной благодати, которой Он, например, воскресил для временной земной жизни четырехдневного Лазаря и многие тела усопших святых (Матф.27:52,53). Причем,
Он удерживал в нетлении Адама принудительно, против естества вещественного тела разрушиться. Как Бог воскресил Лазаря для демонстрации возможности воскресения, так и Адама Он удерживал в раю от тления для того, чтобы показать, что грех причина смерти и страданий.
И в новом мире Адам вместо вещественного тела, которому свойственна естественная смерть, приобретет бессмертное духовное тело благодаря воплощению и Жертве Христа.
Адам станет другим, отличающимся от того Адама, который мог согрешить в раю, потому что родится от нового Адама – Иисуса Христа с преобразованной человеческой природой, отличной от той, которая была у первозданного Адама до грехопадения. И в этом смысле Адам не восстановится в прежней первозданной природе, а обновится.
Без воплощения и Жертвы Христа Адам, как я уверен, не мог достигнуть в райском саду состояния «никогда не грешить».
И
этот новый мир будет другим, чем Бог первоначально создал. Это будет не восстановление той прежней земли и того прежнего мира, а обновление по образу райского уголка Земли, где было непосредственное общение с Богом. О том, что свойства совершенной земли будут существенно отличаться от свойств земли, которая существовала до грехопадения человека, и что не будет восстановления первоначально созданного мира, ясно из слов
блаженного Фиофилакта Болгарского: - «
лишнее и бесполезное для будущего состояния людей Он уничтожит, например, растения, скот, лес. Так существа, не нужные для нетленной жизни, уничтожатся. Если же так, то напрасно пустословят те, которые утверждают, будто этот видимый мир от начала был нетленным». Обратите внимания на слова его о том, что первоначально созданный видимый мир с растениями, скотом и лесом был тленным и подлежит уничтожению.
И не будет возврата к тому миру, который Бог создал от начала. Это подтверждает то, что не Адам разрушил тот якобы совершенный мир, который был создан до грехопадения, а Бог от начала, то есть еще до грехопадения создал мир, который соответствовал несовершенному состоянию человека, имеющему возможность согрешить, и поэтому тот мир был пока несовершенен. Но, несмотря на это несовершенство, он был
весьма хорош для приведения человека к состоянию «
никогда не грешить».
6. И телесная смерть человека с вещественным телом была, как я понимаю, весьма хорошим вразумлением или лекарством для того, чтобы не умереть смертью второй и вечной, но иметь жизнь вечную. И для обеспечения этого вразумления Бог определил потомкам Адама наследование телесной смерти, чтобы потомки его прочувствовали всем существом своим последствия греха человеческого. «
Будем, если можно, непрестанно памятовать о смерти, ибо от этого памятования рождается в нас отложение всех забот и сует, хранение ума и непрестанная молитва, беспристрастие к телу и омерзение ко греху, и почти, если сказать правду, всякая добродетель, живая и деятельная, из него проистекает»
(преподобный Исихий Иерусалимский).
7.
Таким образом, все живое вне райского сада, этого образа Царства Небесного, было, наверное, естественно тленно и смертно. А то живое, что пребывало в Эдеме вместе с Адамом, принудительно и сверхъестественно удерживалось Богом в нетлении до времени согрешения Адама. Это было сделано Богом для того, чтобы Адам, будучи изгнанный из рая, понял каких благ он лишился из-за своего греха, понял и прочувствовал, что грех виновник его страданий и стремился бы вернуть утраченный рай и вечную жизнь в союзе с Богом.
И в заключение приведу слова
святителя Иоанна Тобольского (Максимовича) в книге «
Божественный промысл»: - «
Истинно, никогда Бог не допустил бы зла, если бы Он не был столь силен и добр, чтобы из всякого злого дела производить доброе последствие. Скажи по совести: когда в мире появлялось лютейшее и большее зло, чем преступление Адамово и убиение Христа-Спасителя, нового Адама? – Однако первородный грех низвел Бога с неба на землю для воспринятия на Себя тела человеческого; смерть Христова отворила нам небо и возвратила все потерянное нами в Адаме. Высочайший Бог есть вместе и мудрейший художник, превращающий всякое злое действие в причину к произведению наилучших последствий, подобно тому, как из грубой массы добывается золото. «Любящим Бога вся поспешествуют во благое» (Рим.8, 28): согрешения Магдалины послужили для многих поводом к исправлению себя; падение Петрово – безчисленному множеству людей примером истинного покаяния; неверие Фомы многих утвердило в истине воскресения Христова. Отсюда обнаруживается величайшая Божественная слава: «жну, чего не сеял» (Лк.19:22). Бог не посеял грехов, однакоже от них собирает богатую жатву добродетелей».