III. Первородный грех
Искушение свободы
-396-
1730, 311, 301
Бог сотворил человека по образу Своему и даровал ему Свою дружбу. Будучи тварью духовной, человек может жить в этой дружбе, лишь свободно повинуясь Богу. Именно это означает запрещение человеку есть плоды с дерева познания добра и зла, «ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт 2, 17). «Дерево познания добра и зла» (Быт 2, 17) символически говорит о непреодолимой границе, которую человек, будучи тварью, должен свободно признать и с доверием соблюдать. Человек зависит от Творца; он подчинен законам творения и нравственным нормам, согласно которым должна использоваться свобода.
Первый грех человека
-397-
1707, 2541, 1850, 215
Человек, соблазненный диаволом, позволил, чтобы в его сердце умерло доверие к его Творцу и, злоупотребив свободой,
ослушался заповеди Божией. В этом состоит первый грех человека
1. В дальнейшем всякий грех будет непослушанием Богу и недостатком доверия к Его доброте.
1Ср. Рим 5, 19.
-398-
2084, 2113
В этом грехе человек
предпочел себя самого Богу и тем самым презрел Бога: он избрал себя против Бога, против требований своего тварного состояния, а значит и против своего собственного блага. Утвержденный в состоянии святости, человек предназначался к тому, чтобы полностью быть «обоженным» Богом во славе. Поддавшись искушению диавола, он захотел «быть как боги»
1, но «без Бога и прежде Бога, а не по воле Божией»
2.
1Ср. Быт 3, 5;
2Св.
Максим Исповедник, Книга амбигв.
-399-
Писание показывает трагические последствия этого первого непослушания. Адам и Ева сразу утратили благодать первозданной святости
1. Они боятся Бога
2, о Котором составили ложное представление как о Боге, ревниво охраняющем свои прерогативы
3.
1Ср. Рим 3, 23;
2Ср. Быт 3, 9-10;
3Ср. Быт 3, 5.
-400-
1607, 2514, 602, 1008
Гармония, в которой они пребывали, установленная благодаря первозданной праведности, разрушена; власть духовных свойств души над телом разбита
1; союз мужчины и женщины подвергнут раздорам
2; их отношения будут отныне отмечены похотью и властолюбием
3. Гармония с сотворенным миром разорвана: видимое творение стало человеку чуждым и враждебным
4. Из-за человека все творение «покорилось суете» (Рим 8, 20). Наконец, осуществится последствие, прямо предсказанное на случай ослушания
5: человек возвратится в землю, «из которой (...) взят» (Быт 3, 19).
Смерть входит в историю человечества6.
1Ср. Быт 3, 7;
2Ср. Быт 3, 11-13;
3Ср. Быт 3, 16;
4Ср. Быт 3, 17-19;
5Ср. Быт 2, 17;
6Ср. Рим 5, 12.
-401-
1865, 2259, 1739
После первородного греха истинное «нашествие» грехов наводняет мир: братоубийство Авеля Каином
1; всеобщее развращение вследствие греха
2; и в истории Израиля грех часто проявляется, особенно как неверность Богу завета и нарушение закона Моисеева; также после искупления, совершенного Христом, среди христиан грех проявляется всяческим образом
3. Писание и церковное Предание неусыпно напоминают нам о наличии и
всеобщности греха в истории человека: