Так вот это добавление естества, о котором говорите, происходит во времени, и это временное состояние и безвременное суть несопоставимы. Неужели вправду так сложно понять, нету времени в предвечном рождении, поэтому та изначальность (проста, несложна, бестелесна и несоздáнна), о которой говорим, не есть первое естество ипостаси, но естество вечное изначальное и неизменное. Таков предвечный Творец. Рождение в Вифлееме это есть рождение во плоти во времени, понимаете. Так тут у нас заведено рождаться не вечно, но во времени и во плоти, и таким же образом тут рождается Сам Бог. Именно поэтому предвечное рождение и рождение исторические, хоть и есть разные понятия, но одно и тоже самое событие - РОЖДЕНИЯ БОГА СЫНА. Именно Поэтому Бог неизменяем, так как два события указывали бы на его изменяемость. А одно говорит о самом рождении
Когда сказано: "
Итак, святая Богородица родила ипостась, познаваемую в двух естествах" и на этом цитата заканчивается, а важнейшее продолжение этой цитаты игнорируется, то сложно не прибегнуть к исчислению естеств. Цитата полностью звучит так "
Итак, святая Богородица родила ипостась, познаваемую в двух естествах, безлетно рожденную от Отца, а в последок дней, в (определенное) время воплотившуюся от Нее и родившуюся во плоти", (
ссылка ).
Отсюда у меня и:
Ипостась безлетно рожденная от Отца – первое познаваемое естество;
воплотившаяся и родившаяся во плоти Ипостась "в последок дней в (определенное) время" (время указано!) – второе познаваемое естество.
Видите, второе (условно говоря) познаваемое естество Ипостаси было рождено "в последок дней в (определенное) время", а первое (условно говоря) познаваемое естество – это Ипостась, безлетно рожденная от Отца.
Все-таки седьмая глава 4 книги "Точное изложение православной веры"
Иоанном Дамаскиным интересно написана; эту главу еще изучать и изучать.
Насчет "тоже самого" события не согласен. Предвечное рождение Бога-Сына – не событие. Иначе "событием" нужно считать и исхождение Духа Святого от Отца.
Церковь учит.
Сотворение есть основа «всех спасительных планов Божиих», «начало истории спасения», вершина которой — Христос
Видите, не может быть Христа вне спасения, а исходя из этой Вашей псевдоправославной логики получается, что Он может быть нЕспасителем
"Псевдоправославная логика" - не нужно так; это – оскорбление. А православная логика берет свое начало в Ветхом Завете, а не в католическом катехизисе.
Да не надо ничего знать об извечном рождении, достаточно знать т. е. верить, что Он рождается. Теперь вопрос, а зачем Бог Сын рождается. А рождается Он нашего ради Спасения. Если следовать Вашей логике, то получается первый раз предвечно Сын рождантся нЕспасителем, так как не было еще кого спасать, и лишь родившись от Богородицы, становится Спасителем. Но это чушь и ересь
Бог-Сын рождается извечно. А, вот, зачем Бог-Сын извечно рождается, ровно и как (каким образом) Бог-Сын извечно рождается, знает только Бог-Отец. Не нашего ума это дело!
Можно лишь сказать, что только Родившись на земле у Девы, Господь взял и поднял грехи всех человеков ради нашего (человеков) спасения от тления, ада и смерти; и еще ради вразумления нашего.
Вообще-то, Господа назвали Спасителем сами люди. Господь не называл Сам Себя Спасителем. И лишь однажды (ученики вынудили) сказал:
- ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать (ссылка).
Почему же Господь не сказал, например: "Я извечно рожден Спасителем, а не губителем душ человеческих"?
Почему в Евангельских строках есть слово "пришел"? Почему нельзя было сказать: "ибо Сын Человеческий не губит души человеческие, а спасает"? Почему не сказано: "Бог-Сын не губит души человеческие, а спасает"?
Да потому, что спасает человеческое естество Ипостаси, которое Бог-Сын приобрел с Рождением у Девы Марии, с приходом Его в наш грешный мир в человеческом естестве. Ваши же слова, в дополнение ко всему, "…предвечно Сын рождантся нЕспасителем, так как не было еще кого спасать", некорректны. Если Бог-Сын предвечно рождался бы "Спасителем", то такому извечному "Спасителю" пришлось бы спасать и падших ангелов; но об этом "спасении" на страницах Священного Писания не сказано ни слова.
Помнится Вы упрекали меня, что неправильно веду дискуссию, но как назвать то, что делаете сейчас. С Вашего резюмирования получается, что я отрицаю упоминание о Троице в пророчествах. Но я Вас спрашивал, почему пророки, тот же Исаия, прямо не говорит об Боге Отце, Боге Сыне и Боге Духе Святом, что трудно было написать, зная об этом? Почему среди иудеев тогда в это никто не верил. Ответ же простой, потому что Мессия еще не родился
Я сказал: "
А то, что Бог есть Троица (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой) людям было сказано позже". Вообще слово "Троица" впервые появилось у
Феофила Антиохийского во втором веке. В Библии же слова "Троица" нет, а, значит, и не было сформулированного понятия этого слова ("Троица").
Точно также в Ветхом Завете нет и четко сформулированных понятий слов "Бог-Отец", "Бог-Сын", "Бог-Дух Святой". И даже в Новом Завете для полного раскрытия этих слов слова Господа:
- Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28:19)
прозвучали после Его Воскресения. Именно в этой фразе соединены воедино три Божественных Ипостаси. Но даже после произнесения Самим Господом этих слов, и даже после Его Вознесения ясность в понимании этих словах у учеников Его появилась не сразу (а проявилась, облекшись в текст на бумаге, еще позднее). Так чего уж тут спрашивать про времена Ветхозаветные. Хотя отблески понимания случались и тогда, в Ветхозаветные Времена. А трехипостасность Бога ясна была и в ветхозаветные времена; но тогда не могли четко сформулировать суть Каждой Ипостаси. Исаия, кстати, может и мог бы правильно сформулировать и суть трех Ипостасей Бога, и раскрыть понятие каждой из Ипостасей, но Исаия точно знал и то, что не будет понят. Ведь он (Исаия), даже в более простом, современниками до конца понят не был, потому и был зверски убит (перепилен пилой) при царствовании сына Езекии - Манассии. Кому доводить и доверить Истину? Времена-то какие были: развал царства Израильского, а Храм был евреями "приспособлен" под конюшню. Исаие не к кому было обратиться из власть предержащих, даже царь Ахаз, к которому имел надежды Исаия, предал Исаию. А, ведь Ахазу было возвещено величайшее Пророчество: "
се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Еммануил". А Ахаз как поступил? Не отличался постоянством в вере и Езекия.
Образ Грядущего Мессии Исаией был подробно описан, сказано Исаией: что у Него (Мессии) будет предтеча (
Ис. 40:3), что родится Он у Девы (
Ис. 7:14), что Мессия будет преисполнен Святого Духа (
Ис. 11:2). Многое знал Исаия, да народ еврейский в то время ничего знать не хотел (не все, конечно: были у Исаии и достойные ученики).
Кстати имя Исаия в переводе означает "спасение, посланное Богом".
И это, Павел, называется передергиванием. Мною говорилось о хозяине и об архитекторе как об одном человеке, тогда в обращении и в общении нету никакого смысла
Юрий, в Вашем примере "хозяин" и "архитектор" - это одна личность; т.е. и ипостась одна. И такие "исходные" исключают межличностные отношения. Чтоб они (межличностные отношения) в Вашем примере появились, пришлось и "исходные" Вашего примера изменить. В "моем", условно говоря, примере – в "исходных" - личности две; и между этими личностями уже может прозвучать слово "сотворим" (или "создадим", или "давай сделаем"). В вашем же примере слово "сотворим" прозвучать не может. К кому оно - слово "сотворим" - в Вашем примере будет обращено? Мой пример не исключает и произнесения многих других слов из Библии, когда одна ипостась Бога "сообщается" с другой, например слова "
один из Нас". А в Вашем примере кто и кому может сказать "один из Нас"??