А давайте сначала рассмотрим упоминаемого вами Севира Антиохийского и внимательно,с рассуждением,послушаем его слова.
Давайте! Севир меня весьма заинтересовал. То, что о нём пишут противоречиво. С одной стороны его представляют совершенно классическим миафизитом, с другой наоборот, более близким к халкидонизму. А то, что Вы процитировали вообще отдаёт несторианством.
Исповедуя Еммануила в двух природах, считать то, из чего
Он состоит, общим, охватывающим многие ипостаси (это является
свойством общего), - вещь крайне гнусная и глупая.
Когда начал читать, подумал, что тут Севир выдаёт антимиафизитский пассаж.
Исповедуя Еммануила в двух природах (Божество и человечество), считать то, из чего Он состоит (из Божества и человечества), общим, охватывающим многие ипостаси, - вещь крайне гнусная и глупая.
Действительно нелепо, если исповедовать во Христе единую сложную природу, говорить, что эта сложная природа будет общей с другими ипостасями. В самом деле мы не найдём другого Христа, другого, кто бы обладал Божеством и человечеством, тем более обладал бы такой богочеловеческой природой. Об этом и Дамаскин писал.
Вот так начав читать я подумал.
Она подкрепляет ложно возводимое на нас нечестивцами обвинение, что мы-де, по их мнению, воображаем две природы до соединения: ведь до вочеловечения Слова предполагается бытие целого человечества и, конечно, Божества.
А вот это уже странно. По-моему же очевидно, что до Воплощения человеческая природа, как и Божественная таки существовали. Как можно принять природу, если бы её реально не существовало? Тогда бы следовало бы говорить о сотворении природы, а не о её принятии.
Похоже, что Севир говорит о частной природе, в том смысле, что каждая ипостась обладает своей собственной природой. Но тогда тождество вида нельзя усматривать даже умозрительно. Даже умозрительно будет выходить только подобосущие.
ибо сходятся в природное соединение не целое Божество и целое человечество вообще, но частные ипостаси. <...> Тем самым, имело место природное соединение не общих сущностей, а ипостасей, из которых был составлен Еммануил. И не думай, что к ипостасям всегда прилагается определенное лицо, так что можно было подумать, будто мы подобно нечестивому Несторию говорим о соединении лиц
Это вообще что-то эпичное. Севир больший несторианин, чем Несторий.
Не знаю, как точно было у Нестория, но ассирийская христология (как и условное несторианство), говорит об одном Лице Христа и двух кномах - то есть двух конкретных бытиях двух природ.
В отношении определения "кномы" несториане/ассирийцы как ни странно правы. Человечество во Христе конечно имеет своё особое бытие отличное от особого бытия Божественной природы. Просто по сути несториане отождествили понятие кномы и ипостаси. Может быть даже стоит сказать, что понятие ипостаси у них исключено вообще. И поэтому православная мысль, что одна ипостась воипостазирует и даёт конкретное бытие каждой из природ - до них не доходит.
Вообще бы я различил так (в границах этого обсуждения):
Ипостась - воипостазирующее.
Кнома - воипостазированное.
А задайте вопрос здесь на форуме: в чем состоит единосущие Христа с нами, и вам абсолютное большинство (даже людей с богословским образованием) ответит: в схожестве,тождестве,похожести Плоти и Души Христа с нашими. И абсолютное большинство будет против того,что единая сущность есть реальная вещь,охватывающая многие ипостаси.
Давайте подумаем.
Если общее естество усматривается только умозрительно, то всё равно усматривается по причине тождества природ у каждого представителя вида. Конечно природа не существует как абстрактность, она существует в ипостасях. Но даже если смотреть чисто умозрительно, то всё равно насчитаем одну природу, и это природа тождественна у каждого представителя вида, а значит всё-таки реально существует.
Даже умозрительно альтернатива единосущию - подобосущность.
Если отрицать общность природы людей, тогда следует говорить, что каждый человек имеет свою собственную природу, подобную природу другого человека, но уже навряд ли тождественную.
Однако, Дамаскин, как я показал выше, говорит и о том, чем люди друг от друга отличаются и о том, что бытие людей иное, чем бытие Триединого. Этот вопрос также требует исследования.
Ещё мне интересен вопрос о сложной природе.
Миафизиты говорят следующее:
«Сложность единой природы Богочеловека заключается в том, что соединение не означает какого-либо слияния или превращения соединившихся начал. Христос единосущен Отцу по Божеству и нам – по человечеству. Хотя после соединения во Христе более нет двух природ, тем не менее внутри единой сложной природы сохраняется различие между человечеством и Божеством на уровне природного качества» (это
цитата про Севира, но в этом моменте тут высказано чистое миафизиство, а Севир похоже не простой миафизит...)
«Кроме этого Абу-Курра полемизирует с основным посылом монофизитов, а именно, что соединение Божества и человечества во Христе так же составляет одну природу, как в человеке душа и тело».
Именно на почве этого образа - о соединении души и тела в человеке - а также на понимании ипостаси как единицы природы (по сути в понимании кномы), миафизиты и строят доктрину о единой природе Христа.
Дамаскин справедливо возражает миафизитам:
Два естества (во Христе) соединились между собой без превращения и изменения, так что ни Божеское не лишилось свойственной Ему природы, ни человеческое — как не превратилось в Божеское естество, так и не перешло в небытие, равным образом и из двух не составилось одного сложного естества. Ибо сложное естество, сделавшись иным, как сложенное из разных естеств, уже не может быть единосущным ни которому из тех естеств, из каких оно сложилось. Например, тело, сложенное из четырех стихий, не называется ни единосущным огню, ни огнем, ни воздухом, ни водою, ни землею, и не единосущно ни с какою из этих стихий. Поэтому, если Христос, после соединения естеств, стал одного сложного естества, как полагают еретики, — то Он из простого естества превратился в сложное и уже не единосущен ни Отцу, Коего естество просто, ни Матери, ибо Она не состояла из Божества и человечества. В таком случае и Христос не обладал бы ни Божеством, ни человечеством и не мог бы называться ни Богом, ни человеком, а только Христом, да и самое имя — Христос — согласно их мнению — было бы именем не Лица, а одного естества
Но вот далее он пишет несколько противоречиво.
Мы же учим, что Христос — не из сложного естества, и не так, что из разных естеств произошло нечто иное, как, например, из души и тела — человек или из четырех стихий — тело, но Он состоит из разных естеств, остающихся теми же самыми.
...из разных естеств произошло нечто иное:
• из души и тела — человек
• из четырех стихий — тело
В другом месте Дамаскин пишет:
Каждый в отдельности человек, состоя из двух естеств — из души и тела — и имея их в себе в неизменном виде, справедливо может называться (состоящим из) двух естеств, ибо и после соединения (души и тела) сохраняет естественное свойство каждого из них... Если же и говорится иногда, что человек — из одного естества, то в таком случае название естества берется вместо названия вида.
человек — по норме своего определения — состоит не из одного естества.
Вот тут у меня возник вопрос... существует ли вообще сложная природа? И когда мы говорим об одной природе умозрительно (относительно вида), а когда всё же об одной всё же сложной природе?
Если душа и тело называются одной природе по отношению к общности вида, то вот уже тело определяется как отдельная сущность, одно естество, сложенное из четырёх стихий/множества элементов.
Так естество тела человека не тождественно естеству воды, хотя тело человека включает в свой состав воду (аж 60-70%).
Так сама вода состоит из водорода и кислорода, но вода не тождественна отдельно взятому водороду и отдельно взятому кислороду. Хотя стоит сказать и то, что и водород и кислород в воде не прекращают своего бытия, не исчезают.
Итак, где же, в чём же граница различения сложного естества и двух естеств в одной ипостаси?
По Дамаскину, как я понял, критерием будет возможность тождества/единосущия природы элементам из которых одна складывается/описывается.
Если природа не единосущна каждому из естеств из которых она образуется - тогда говорим о сложной природе (как вода не тождественна кислороду и водороду).
Если единосущие усматривается - тогда говорим о двух естествах в одной ипостаси.
Вот такой тоже интересный вопрос.