Уважаемые братья и сетры, предлагаю принять участие в обсуждении очень важной темы. Надеюсь, что каждый извлечет для себя пользу. Вопрос заключается в следующем, цитирую: "Принимать учение о стихиях в научном смысле невозможно", а также: цитирую:"Создайте тему о душе, том и поговорим.." Поэтому в этой теме объединено два важнейших вопроса "О душе и теле". Тема создана в разделе "Богословие. Догматы.", потому что здесь предполагается- цитирую: "вести разговор на богословские и подобные темы". Для того, чтобы очертить свою точку зрения процитирую некоторые отрывки (весь текст целиком предлагается изучать самостоятельно)
Душа есть сущность живая, простая и бестелесная; невидимая, по своей природе, телесными очами; бессмертная, одаренная разумом и умом, не имеющая определенной фигуры; она действует при помощи органического тела и сообщает ему жизнь, возрастание, чувство и силу рождения.
Телом называется то, что имеет три измерения, т.е. длину, ширину и глубину, или толщину. Каждое тело состоит из четырех стихий.Тела же животных состоят из четырех влаг.
Следует заметить, что четыре стихии — это земля — сухая и холодная, вода — холодная и влажная, воздух — влажный и теплый, огонь — теплый и сухой.
С неодушевленными человек имеет сходство в том, что обладает телом и состоит из четырех стихий; Глава XII "О человеке" ТИПВ Иоанн Дамаскин
Для справки: Эпикур учил об атомах.
Читаем дальше:
Ибо для Эпикура пределом естества существ было видимое, и мерой постижения Вселенной полагал он ощущение, совсем смежив чувствилища души и не имея возможности обратить взор на что-либо умственное и бесплотное, как заключенный в какой-либо хижине остается невидящим небесных чудес, потому что стены и потолок препятствуют ему видеть, что вне хижины. Ибо все чувственное, что только усматривается во Вселенной, подлинно есть какая-то земляная стена, которая людям несильного ума преграждает собою путь к воззрению на умственное. Таковой видит только землю, воду, воздух и огонь, а откуда каждая из этих стихий, или в чем она состоит, или чем содержится в своем месте, не может этого усмотреть по низости ума.
ссылка на источник
И еще немного, вопрос: что постигнет душу, когда ее колесница распадется на много частей?
Ответ: ....так душа естественное свойство стихий, стекающихся в состав того тела, с которым она была соединена, знает и по разложении их. И хотя бы естество стихии по причине вложенных в них противоположных качеств далеко отвлекло одну от другой, удерживая каждую из них от смешения с противоположной, тем не менее душа будет при каждой стихии, познавательной силой касаясь и держась свойственного ей, пока не произойдет опять стечения разъединенных стихий в одну совокупность для восстановления разложившегося, что в собственном смысле есть воскресение и им именуется. Ссылка на источник та же.
Итак, считаю что православных христиан никоим образом не унижает и не стыдит внимательное изучение о душе и теле и стихиях из которых оно состоит. А так же считаю, что учение Эпикура (то есть про кварки, электроны, нейтрино - как хотите их можно называть) гораздо примитивнее и многократно слабее святотеческого учения о стихиях, так как стихии по сути не материальны, поэтому на мой взгляд дают нам представление о том, как буквально из ничего душа воскреснет. Неужели это не составляет догматической ценности?
Душа есть сущность живая, простая и бестелесная; невидимая, по своей природе, телесными очами; бессмертная, одаренная разумом и умом, не имеющая определенной фигуры; она действует при помощи органического тела и сообщает ему жизнь, возрастание, чувство и силу рождения.
Телом называется то, что имеет три измерения, т.е. длину, ширину и глубину, или толщину. Каждое тело состоит из четырех стихий.Тела же животных состоят из четырех влаг.
Следует заметить, что четыре стихии — это земля — сухая и холодная, вода — холодная и влажная, воздух — влажный и теплый, огонь — теплый и сухой.
С неодушевленными человек имеет сходство в том, что обладает телом и состоит из четырех стихий; Глава XII "О человеке" ТИПВ Иоанн Дамаскин
Для справки: Эпикур учил об атомах.
Читаем дальше:
Ибо для Эпикура пределом естества существ было видимое, и мерой постижения Вселенной полагал он ощущение, совсем смежив чувствилища души и не имея возможности обратить взор на что-либо умственное и бесплотное, как заключенный в какой-либо хижине остается невидящим небесных чудес, потому что стены и потолок препятствуют ему видеть, что вне хижины. Ибо все чувственное, что только усматривается во Вселенной, подлинно есть какая-то земляная стена, которая людям несильного ума преграждает собою путь к воззрению на умственное. Таковой видит только землю, воду, воздух и огонь, а откуда каждая из этих стихий, или в чем она состоит, или чем содержится в своем месте, не может этого усмотреть по низости ума.
ссылка на источник
И еще немного, вопрос: что постигнет душу, когда ее колесница распадется на много частей?
Ответ: ....так душа естественное свойство стихий, стекающихся в состав того тела, с которым она была соединена, знает и по разложении их. И хотя бы естество стихии по причине вложенных в них противоположных качеств далеко отвлекло одну от другой, удерживая каждую из них от смешения с противоположной, тем не менее душа будет при каждой стихии, познавательной силой касаясь и держась свойственного ей, пока не произойдет опять стечения разъединенных стихий в одну совокупность для восстановления разложившегося, что в собственном смысле есть воскресение и им именуется. Ссылка на источник та же.
Итак, считаю что православных христиан никоим образом не унижает и не стыдит внимательное изучение о душе и теле и стихиях из которых оно состоит. А так же считаю, что учение Эпикура (то есть про кварки, электроны, нейтрино - как хотите их можно называть) гораздо примитивнее и многократно слабее святотеческого учения о стихиях, так как стихии по сути не материальны, поэтому на мой взгляд дают нам представление о том, как буквально из ничего душа воскреснет. Неужели это не составляет догматической ценности?